Компьютерно-ностальгическое
lady_tiana — 09.07.2024Наткнулась я тут в списке вопросов на тему от ammo1 про первый компьютер, и внезапно накатило...
Первый раз про компьютеры я услышала от Валеры — жениха моей университетской приятельницы Маши. Валера был чуть старше нас, летом 86-го закончил физфак и поступил работать в какую-то организацию. Мы с Машкой отрабатывали летнюю практику на капотненском НПЗ, заключавшуюся в том, что нас регулярно выгоняли из цеха от греха подальше и отправляли отсиживать положенные часы в местном кафе-мороженом. Валерка встречал нас после «смены», провожал до дома и рассказывал всякие фантастические вещи про загадочный ящик под названием Макинтош с картинкой в виде обкусанного яблока.
Полгода спустя нечто подобное появилось и у нас на кафедре. Небольшой экран, присоединенный к железному ящику, поставили на столе аспиранта Никиты, считавшегося самым опытным и умным. Кроме него дотрагиваться до драгоценного предмета дозволялось аспирантке Валечке, почти такой же умной и очень красивой. Всем остальным позволялось исключительно разглядывать новинку с почтенного расстояния. За те три месяца, что компьютер простоял у Никиты на столе, включить его и заставить работать так никому и не удалось.
Прошло еще несколько месяцев, я по распределению попала в закрытый НИИ и в первый же день не поверила своим глазам. В нашем отделе компюьтеры стояли в каждой комнате. Большинство из них были присоединены к аналитическим приборам, а один и вовсе управлял процессом синтеза а лаборатории на другом конце коридора.
В той комнате, где мне выделили рабочее место, компьютеров было и вовсе два. Один из них, стоявший посреди комнаты, тоже был подключен к какому-то хитрому прибору. Его мне первое время трогать не дозволялось, потому что он был по тем временам (осенью 1987 года) очень крутым и навороченным.
Это был настоящий IBM-286 PC/AT с пятидюймовыми флоппи-дисками (дискетами), на которых хранилась вся информация, и с жутко трещавшим матричным принтером. Экран у него был цветной, а вот про мышь ничего не помню. Чтобы начать работу, надо было сначала запустить Нортон коммандер, вставить дискету, и только потом получить доступ к файлам. Естественно, ни о каком интернете в те годы еще и речи не шло, особенно в СССР, и особенно на «почтовом ящике».
Чтобы освоиться с компьютерами и клавиатурой мне поначалу выделили древний Эпсон, с которым у нас любви таки не сложилось. Он был некрасивый, тормозной, с черно-зеленым экраном и очень кондовой графикой.
Первое время, когда я пыталась на нем что-то печатать, у меня одна буква вылетала на полторы строки, потому что удар был поставлен на чугунном «Ундервуде», на котором я делала все свои курсовые и диплом.
До кучи твердый диск у Эпсона был внешний — тяжеленный железный ящик с острыми углами. Он стоял на хлипкой этажерочке над рабочим столом, и я каждый раз опасалась, что он рано или поздно свалится мне прямо на макушку.
На мое счастье, через некоторое время меня допустили до айбиэмки, которую по поручению верховного начальства я использовала в качестве пишмашинки, строча всевозможные отчеты о лабораторных испытаниях. Шефы быстро поняли, что с компьютером редактура получается быстрее и проще, не надо перепечатывать весь текст целиком. А из наших лабораторных дам мне далось освоиться с редактором быстрее и легче всех, так что от аналитики меня отлучили и назначили бессменным ученым секретарем и машинисткой отдела.
По-моему, через некоторое время нам даже заменили основной компьютер на более современную модель, но это у шефа надо уточнять, а он уже спит. Утром спрошу. :)
На служебном компьютере я работала с осени 1987 по весну 1991, пока не ушла в декрет. А в начале июля отец принес домой новенькие монитор, системный блок и клаву, сказал, что это подарок от шефов — спонсоров. Подробностей не знаю, он в это вдаваться не хотел, но компьютер отдал в общее пользование (мы тогда жили с родителями). В редкие минуты отдыха я с его помощью делала семейству счастливую мать, раскладывая пасьянсы и играя в Пэкмена, Арканоид и тетрис.
А вы свой первый компьютер помните?