Комиций. Коротнуло. SIS

Нечто подобное мы и наблюдали в РГГУ на этой неделе, но в сфере гуманитарной. Коротнуло, detected. Теперь US SIS forces отыгрывают ситуацию в нужном им направлении. Мы не можем пройти мимо такого чудесного примера их деятельности, а потому: сестра – скальпель!
На этой неделе в одном из известнейших столичных вузов случился громкий во всех смыслах скандал. В Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) приехал с публичной лекцией о технологиях проведения «цветных революций» один из лидеров «Антимайдана» Николай Стариков с целой группой единомышленников. Все чин по чину, в центральной аудитории.

Студенты с самого начала устроили ему обструкцию: пришли с плакатами, освистали, заявили, что не желают слушать пропаганду. Не все, но многие.

По этому поводу хочется сказать,
что не стоит путать академическую свободу с академической вседозволенностью.

Под вседозволенностью я подразумеваю исключительно приглашение на лекцию в респектабельный университет конспиролога и пропагандиста.

Как уже было сказано, центральная аудитория РГГУ подобна Гайд Парку, во всяком случае в рамках университета она играет в том числе и эту роль. Смысл существования таких площадок и заключается в возможности услышать мнение, если же это мнение «злободневно» и/или озвучено непосредственным участником событий – оно релевантно и интересно вдвойне.
Важно ещё и то, что в РГГУ никто не сгоняет студентов туда насильно. Как правило делается анонс/объявление о грядущем событии, и все желающие могут его посетить. Так там выступал например режиссер Александр Митта, не являющийся сотрудником РГГУ. Он просто рассказывал, делился опытом, его было интересно слушать. И его слушали все желающие. Не желающие – не слушали. С лидером «Антимайдана» ситуация была такая же, кто хотел – тот пришел. Кто нет – не пришел. Это называется свобода. А вот когда выступающего оскорбляют и затыкаю ему рот – это называется НЕ свобода.
А когда свободу называют НЕ свободой – это подмена понятий, то есть инструмент/сегмент демагогии. А когда это делается публично в СМИ, это уже лживая пропаганда. И если автор закончил РГГУ – он это отлично знает, либо не знает – если учился там плохо. Но судя по всему он учился нормально «чему-нибудь и как-нибудь», так что знает. Потому прекрасно отдает себе отчет в том, что он делает, исполняя весь этот эпистолярный кульбит.
Возмутившихся студентов поспешили обвинить в хамстве, причем, что удивительно, не только закаленные в фейсбучных боях интернет-патриоты, но и некоторые вполне либерально настроенные граждане. Мол, в дискуссии надо вступать, а не срывать их, с этого и начинается толерантность, которой так не хватает нашему обществу.
На это есть довольно простой ответ — тогда и формат должен быть обозначен как дискуссия, а не как публичная лекция.

Но есть и более существенный аргумент. РГГУ — университет, выросший из историко-архивного института. Высокое предназначение последнего всегда состояло в критическом исследовании исторических текстов, то есть в том, чтобы научить будущих историков отличать, говоря современным языком, «фейк» от «нефейка».

В этих же стенах уже в новое, свободное время были впервые в России апробированы методы исторической антропологии. Это передовое течение мировой гуманитарной мысли постулирует внимание к жизненному миру человека, а не к искусственным схемам якобы объективной истории.

Построения Старикова к гуманитарной науке никакого отношения не имеют. Его представления о современности, в том числе о пресловутых «цветных революциях», зиждутся на интерпретациях прошлого, в свою очередь, основанных на многочисленных выдергиваниях и передергиваниях.

Главная идея — о многовековом «сдерживании России» со стороны англосаксонского мира, проявлением которого в нынешнее время и стали уличные баталии на периферии западного мира, — с одной стороны, опровергается очень легко: за пару веков мир в научно-техническом отношении изменился настолько, что никакое политическое его устройство не могло остаться неизменным.

А с другой, не опровергается никак, ибо основана, как и всякая теория заговора, исключительно на вере.

Между тем по каждому конкретному сюжету, который затрагивает Стариков, — от декабристов до революции 17-го года — написаны тонны научной литературы, которую он попросту игнорирует.

И именно это игнорирование исторической науки делает его появление в стенах университета с богатейшими традициями не просто скандальным, но и оскорбительным. Студенты в свою очередь просто восстановили поруганную честь университета, которую поставило под угрозу его собственное руководство, пригласившее такого лектора.

Сторонники «Антимайдана» должны это особенно хорошо понимать. В свое время они наверняка были в первых рядах возмущавшихся танцам Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Этот поступок и правда неприличен. Потому что они нарушили внутренний распорядок жизни храма.
Если хотите, лекция Старикова нарушила распорядок жизни храма науки.
Правда, «двушечка» ему за это не грозит.

Однако, упоминание о БешенныхПиськах очень знаковое. И коль скоро автор позволили себе сравнивать студентов РГГУ с ними, я позволю себе сравнить и этих студентов с плакатами, и означенных Писек, и самого автора вот с этим:

С Бешенными к сожалению мы повелись на провокацию, то есть как афроамериканцы в этом фильме напали на Маклейна за его плакат. В нашем случае на плакате было про ватников. Но мы учимся, и на вторую провокацию, на этот раз в Храме науки, мы не повелись. Пусть автор не переживает, мы не доставим ему такого удовольствия, не получат студенты «двушечку». Их не убьют, как Олеся Бузину за его мнение, их не сожгут как одесситов за их мнение. У нас свободная страна, у нас нет фашизма…
И слава Богу, конечно. Но только не нужно упрекать студентов в том, что они вели себя как-то недостойно. Они вели себя как искренние молодые люди, возмущенные вторжением в университетское пространство. А университет — это испокон веков не только храм науки, центр знаний, но и место, где учатся свободные люди, не подданные, а граждане.

«Кто в 17 лет не был революционером – не имеет сердца, кто к 30 не стал консерватором – не имеет ума» (с) Черчилль.
Кстати, а сколько автору?
Это сочетание не случайно: наука, особенно гуманитарная, чахнет, когда ее пытаются зажать в тесные политические рамки. Это, кстати, одна из причин, почему ни один жесткий режим в новейшее время не смог долго продержаться у власти, не проиграв борьбу за место в мире: люди, «ответственные за прогресс», там жить не хотят. Нет людей — нет и прогресса.

И освиставшие Старикова студенты поступили, как всегда и поступали их предшественники сто, двести и пятьсот лет назад. Форму протеста можно подрихтовать, зато суть и смысл угаданы совершенно точно.

Меня тревожит только одно: очевидно, кто-то поощряет появление персонажей, подобных Старикову, в университетских стенах. Не для того ли, чтобы, ссылаясь на эти прецеденты, другие, специально обученные, студенты начали срывать лекции ученых, не согласных с «генеральной линией»?

И это мы слышим от того, кто на дух не переносить теорий заговоров и конспирологии?
Последствия такого развития событий для университетской науки и для университетской атмосферы в целом слишком очевидны, чтобы их обсуждать.
Но как отреагируют их оппоненты? Молча проглотят? Покинут университетские стены, а за ними, возможно, и страну? Перейдут к более радикальным действиям, чем просто свист?..

Пока же я, как никогда, горжусь тем, что закончил РГГУ. И не только из-за протестующих студентов, но и потому, что на лекцию Старикова, которую уж наверняка постарались хорошо проанонсировать, пришла буквально пара десятков студентов.
Нас, историков, на пары по какой-нибудь математике ходило больше.

Закончим так: «Кто научил тебя босяк из трояка мастырить писку? Копеечкой надо работать рукопомойник!» (с) Ликвидация.
Очень грубая работа, почти как плакат про ватника. Автор двоечник видимо.
Но коль скоро он настаивает на дискуссии, дадим ему такую возможность как собственно всем желающим. Вопросы?