"Когда уйдём со школьного двора под звуки нестареющего вальса..."
mavka1961 — 11.05.2024
Во мне весной, как только над головой начинают пушиться
берёзовые серёжки, звучит эта старая песня.
Ну, то есть это она для нынешних детей старая, а для меня -
вполне себе современная.
1976.
Под неё мы через два года уходили после последнего
звонка.
Трогательно-нелепые, в гольфиках с балабошками из мулине и
бантами-бабочками, приколотыми невидимками к модным коротким
стрижкам.
Почему-то именно накануне до нас доходило: а детство-то
кончилось!
И мы спешили оторваться - в последний раз с полным правом...
С завтрашнего дня не нужно сдавать дневники на проверку.
Звонок будет продолжать звенеть, но только не для нас.
Поэтому внезапно - балабошки и банты, чем больше - тем
лучше.
С завтрашнего дня можно будет накрасить губы самой
рас-фиолетовой помадой, и никто тебе слова против сказать не
сможет.
И школьная форма - в последний раз, правда-правда.
С завтрашнего дня мы уже не школьники...
И в класс на последний урок мы шли не строем, а растерянной
грустной кучкой.
Потому что это немножко страшно и грустно - уходить.
Вот выпускной - это здорово, это шаг в новый мир, это начало,
это приключения.
А последний звонок - это дверь закрытая.
Тебе в том, обжитом мире, больше нет места.
Это не твой класс, и окно с знакомым до последней веточки
тополем не твоё.
И ты сидишь за чужой партой!
Хотя и на своём месте...
Кто-то другой будет ловить мяч в школьном спортзале, забирать
кусочек запеканки в буфете, ждать звонка.
Это непривычно.
Это пугающе.
Ты сможешь войти под эту крышу, толкнуть знакомую филёнчатую
дверь на третьем этаже, вдохнуть запах мела и воды.
Но своим тебе уже не стать.
Я заходила в школу после выпуска, но всё было не то и не
так.
Суше, холоднее, отстранённее.
Заходила, кстати, несколько раз!
Но не могла поймать то самое ощущение защищённости, которое
было когда-то.
А нынешние и зайти-то не смогут, с их системами
безопасности...
Им "по тихим школьным этажам" не пройти, просто никто не
пустит.
Впрочем, они туда и рваться вряд ли будут.
Намедни гуляли с мелкой на площадке, ветер поднялся, я
попросила её шапочку надеть, чтоб не заболеть.
Рассекающая на роликах девочка тут же заметила: болеть
прикольно, можно в школу не ходить!
Никто не орёт, не надо по три часа домашку делать, сложные
примеры решать, физра эта дурацкая, книжки глупые, сосед по парте
дебильный...
Моя заспорила - в школе интересно и весело, всё время что-то
новое, учительница добрая, домашка вообще не каждый день.
Когда она заявила, что очень расстраивается, когда в школу
идти не может, потому что ей там нравится, вокруг неё вся ребятня,
бесившаяся на площадке, собралась.
И смотрели, как на розового двухголового бегемота.
Да, я понимаю, что школа школе рознь.
Вот только учатся эти две девочки на одном этаже, одна в "Г",
вторая в "Д".
По одним учебникам, с одним учителем физкультуры, и булочки в
одном буфете покупают...
А вот поди ж ты: что для одной - праздник, то для другой -
наказание.
И ей точно не нужно знать, что "всегда открыта в школе
дверь".
Ей было бы хорошо, чтоб она вообще не открывалась.
Впрочем, школа изменилась, причём принципиально.
У нас школа была сообществом, у них это просто
сооружение.
Мы в школе при желании проводили весь день, и нам там было
хорошо.
Учились в одну смену, но после шестого урока учителя были в
учительской, минимум ещё час.
Если что-то не понял, всегда можно было подойти, и тебе
терпеливо, на пальцах, объясняли.
Столько раз, сколько было нужно.
Сейчас, если у учителя уроки со второго по пятый, то на первом
его ещё нет, а на шестом уже нет.
"Не поняли - нанимайте репетиторов!"
До шести вечера работала столовая, на стакан компота и кусок
запеканки у дежурной раздатчицы всегда можно было
рассчитывать.
До восьми вечера в спортзале бухал мяч, в кабинетах шли
кружки.
Математика - это, оказывается, тоже может быть весело...
Школу сторож закрывал в девять вечера: рядом была спортивная
площадка, зимой каток и горки.
Мало ли, кому-то обсохнуть надо или согреться, или в туалет
срочно приспичило - не под сосну же садиться?!
Мы не боялись зайти в школу, мы не стеснялись подойти к любому
преподавателю!
Даже если он не учит тебя сейчас - будет учить, когда станешь
постарше.
Он учитель, он поможет - это была аксиома, это не
обсуждалось.
У нас не было никакого буллинга.
Фильм "Чучело", вышедший через два года после того, как я
школу закончила, воспринимался какой-то дичью.
У нас этого не было и быть не могло.
Не получается травить того, кому ты мяч пасуешь, с кем
вместе эстафету бежишь и с одной горки скатываешься.
Да и кто-то из учителей всё время рядом, просто не
позволят...
И мы, стоя на последней школьной линейке, вполне искренне
подпевали хору:
-И если вдруг удача запропала - пройди по тихим школьным
этажам.
Просто зайди в школу, постой у окошка в коридоре, глядя на
школьный двор.
Вспомни.
Подумай.
Ты справился с разносклоняемыми существительными, законом
Авогадро и интегралами.
Справишься и с остальным...
Нынешние детки в школу не хотят: ни к учителям, ни к
одноклассникам.
Не все, но многие.
Наверное, теперь выпускникам нужна какая-то другая песня на
последний звонок, с совсем другим содержанием и посылом!
А я всё никак не могу уйти со школьного двора, я до сих пор в
нём стою.
Только рябинка, которую я когда-то садила хилым прутиком, уже
выше третьего этажа...