Когда котёл ручной работы - это целая эпоха.

топ 100 блогов sevastian_mos10.10.2019 В торфяных болотах Дании был найден серебряный котёл. Его назвали Котёл из Гундеструпа.  Изделие уникальное - серебро, диаметр 69 см, высота 42 см., почти 9 кг. Датируется между 2200 - 2300 лет назад.  Но работу по изготовлению котла провели не в Дании, его заказали фракийцам, жившим в области нижнего Дуная. Данная вещь - пример того, насколько тесно мы переплетены уже 3000 лет назад, пример людской коммуникабельности, любопытства, смешивания разных стилей. В котле поражает уровень разделения труда, которого достигли люди уже тогда.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. Screenshot_131

Нижний Дунай это рядом с Чёрным морем. Греция совсем недалеко.  Поздний латенский период.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. Paleo-Balkan_languages_in_Eastern_Europe_between_5th_and_1st_century_BC

Есть два базовых взгляда.

Либо котёл был чисто покупкой богатого кельта для привечания о потчевания гостей, либо имел более серьёзное значение, ближе к религии и почитанию богов. Но учитывая кельтский нрав, мог служить и так и эдак. Изображения на котле это не выбитые именно на нём, а на специальных пластинах, которые укреплены затем и припаяны в нужном порядке. Пластин 7, хотя должно быть 8, её так и не нашли в болоте. серебро это львиная доля материала, но есть и много золота, в виде позолоты, олово как припой и стекло для глаз на фигурах. Котёл несколько раз ремонтировали и на момент когда его похоронили в болоте, видимо в дар богам, ему было минимум две сотни лет. Уровень мастерства тех, кто брался его чинить, был ниже чем у тех, кто его изначально сваял. Это хороший урок для нас - ведь сегодня вещь, сделанная в 18 веке, точно найдёт мастера в 21 веке, чей уровень будет намного выше прошлых поколений. Тогда история текла иначе и древний мастер вполне опережал своих потомков и спустя сотни лет. Обычно кельты уважали золото и её младшую сестру бронзу, а серебро не особо чтили, им было важно что б горело всё, аки солнце.

Досужие датчане настолько увлеклись исследования уникума, что вычислили  даже то, откуда серебро было, где его добыли. Ну вдруг кому пригодится?  Серебро получали путём купелирования, это когда сильно нагревается нужный для очищения металл, так что в итоге серебро не вступало в реакцию с примесями, благородные металлы не окисляются при сильном нагреве, в итоге шлаки отделяются и получается очень чистое по тем временам серебро, в котёл пошло чистотой 97 %. Месторождения этого серебра расположены в Северной Франции и Западной Германии, период был ещё До Римский. ( более 2800 лет назад ). Золото имеет два слоя, один потолще, это следы позднего ремонта. А изначально котёл покрыли тонким слоем золота, с помощью механических способов, а не химически, тогда знали так называемое огневое золочение. Олово доставлено из Западной Британии, оно служило припоем. Стекло сделали из песка и соды с Восточного побережья Средтиземного моря Всё очищено до предела, включая стекло для глаз. Ну как? Вот это я понимаю и статья про работу и сама работа. Как мерседес блин!  Все мелочи вроде бы, по отдельности, а на выходе Изделие, и сам котёл и его исследователи и их результат исследований.

Над котлом трудилось несколько мастеров по серебру. Работа шла как в плане выплавки нужной толщины пластин, так и постоянно чеканке и штамповке деталей. Использовали мастера 15 типов штампов-пуансонов, три разных набора инструментов, а значит три разных мастера. Кельты так серебро не обрабатывали, а вот стиль фракийцев, занимающихся листовым серебром определён точно. Кельты из племени Скордиски, жившие в Паннонии ( они жили на территории нынешней Сербии, рядом с Белградом ) заказали его фракийцам. Затем в 118 году до нашей эры, на это племя напали тевтоны, которые в тот перид как то озадачились миграцией с Севера на Юг, где потеплее ( это к слову о глобальных циклах похолодания ) .Котёл достался племени кимвров ( другое древне-германское племя) и оно затем стало отступать, их Римляне теснили. В итоге кимвров занесло в нынешнюю Данию, на самый её север.

При исследовании изображений учёные пришли к выводу, что котёл результат постоянного культурного обмена меж мастеров и просто людей его заказавших. Бык, женская фигура с мечом,  собаки, плющ. Символов куча и по сути они как летопись важных событий. Наиболее спорным оказалось конечно это чеканное изображение. Оно мягко говоря напоминает печать Пашупати.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. Gundestrupkarret2 (1)

А это уже Индская культура, печати более 3 000 лет. Сначала предположили, что это просто красивое заимствование, но затем, учитывая что котёл явно был и ритуального значения, что его спрятали в дар богам на болоте, как тогда и было принято поступать с вещами - оставлять из в болотах, исследователи предположили древние прото-индоевропейские связи, когда все индоевропейские языки ещё были близки между собой и религии тоже. Место где так всё перемешалось, до сих пор спорное и скорее всего идёт в сторону Ямной культуры.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. 800px-Shiva_Pashupati (1)
При анализе других изображений находятся параллели с Харити, великаншей людоедкой из Бактрийской культуры, связанной с Индской очень тесно. Индуистская богиня Лакшми, бог Вишну. Дельфины похожи на настенные украшения минойцев и финикийцев, которым более 3200 лет.

Жрица или скорее всего бог Кернунн восходит к культуре Эртебёлле, с древностью образа более 6000 лет. А в целом, использование рогов оленя на голове, шкур животных, это уже и мезолит и палеолит в придачу. В мезолите оформилась вера в двух мировых олених-рожаниц, которые плодят и плодят новых животных, что бы охотники никогда не голодали. У кельтов этот бог был богом смерти и возрождения, прорастания весной и усыхания осенью .

Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. ChaudronDeGundestrup1

Богиня, два шести-спицевых колеса. Вокруг два слона и два сказочных грифона. Шесть спиц - это не просто так, снежинка имеет шесть лучей и такие колёса в итоге, это символ неба, а так же символ грома и молнии, символ мощи верхних богов,у славян будут колёса с таким же количеством спиц, точнее они преобразуются у нас в крёг с шестью лучами и тоже будут символами неба, грома, молнии, включая шаровую.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. ChaudronDeGundestrup4

Обряд посвящения в воины. Нижняя шеренга подходит видимо к жрецу, окунается в котёл и следом уже всадники в верхнем ряду. У кельтов был скажем обычай, где будущий царь племени купался в котле с супом из конины, ел этот суп и мясо. Ещё есть миф о том, что мёртвый воин может воскреснуть из котла. Схожие обычаи были и у индов, что ещё раз настоятельно говорит не о простом заимствовании изображений. Котёл был явно религиозно - практический.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. Gundestrupkarret3

Бородатый древний ирландский бог Дагда. Ещё из совсем примитивного периода, когда мечтой людей было есть много много овсяной каши когда вздумается. Вот у этого бога и был такой котёл, дававший еды столько, сколь нужно. Колесо держит бог и некто в рогатом шлеме, скорее всего жрец. У колеса двенадцать спиц в итоге, именно столько спиц было у кельтских колёс, находимых в погребениях.
Когда котёл ручной работы - это целая эпоха. ChaudronDeGundestrup3

Мотивы изображений животных, в том числе фантастических, пересекаются с Ближним Востоком и скорее всего не без помощи скифов. Скифы постоянно кочевали и заодно переносили часть культурных новшеств и древних изображений. А вообще почему именно котёл меня так увлёк? Культурный обмен, мощный пласт заимствований. И поэтому когда читаешь про кельтов и потом осмысливаешь вопросы на счёт того, как образовывались славяне, не остаётся по сути серьёзных вопросов. Микс всего и вся что было и далеко и рядом. Любой полноценный народ вбирает в себя лучшее и не очень, добавляет своё, не закрывается от мира. В итоге, если нужно понять, вот как получились русские, не нужно обращаться к теориям самостоятельного синтеза, их не было. Нет никаких сверх уникальных народов которые достигли бы высот развития сами, без внешних заимствований. Что то случайно придумать могли, но оно пропадало всегда втуне. Только когда вокруг есть водоворот идей, искусства и красоты, тогда и творится живая страна и народ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Новые высоты мовнючества взяты обитателями Дикого Поля. На сей раз укройинизации подвергся русский эвфемизм "уху ел?". Или я просто считаю русским вкрадэнное у укройиньцив? ...
Что надо знать, прежде чем смотреть высокорейтинговый постапокалиптический сериал с кучей противоречивых и часто негативных отзывов? «Станция одиннадцать» 2021 — это почти артхаусный конец света, но в хорошем смысле этого слова, то есть кино для людей с претензиями к киноискусству. На ...
Вчера в центре случился мини-Апокалипсис. Народ, который привык ставить машины на стоянку под Лениным, жестко обломался. Ибо пришла пора на этом месте строить ледовый городок. Да, конечно, тематика "навстречу ЭКСПО". Ну, вы понимаете, что ...
Нам подселили соседа в общежитии. Казаха. Так сказать, адаптер между нами и монголами. Казаха спросили при заселении: ты не против жить в одной комнате с парнем из Украины? Я не против, сказал космополит из Казахстана и его заселили к парню из ДНР (к нам то есть). Нашенький сказал, что ...
Приму в дар акции мелких Российских и зарубежных предприятий. 1 акция - 1 ...