Как Сталин решил накормить страну мясом кроликов

В 1932 году Советский Союз столкнулся с острейшим продовольственным кризисом. Коллективизация уничтожила частное хозяйство, крестьяне, разорённые жестокой политикой, массово забивали скот. В результате размеры крупного рогатого скота сократились с 60 до 33 миллионов голов, а свиней стало в два раза меньше. В городах начался настоящий голод, и в Кремле задались вопросы: чем накормить население. Хрущёв в своих мемуарах так описал этот период:
«Кажется, шёл 1932 год. В Москве была голодуха, и я, как второй секретарь горкома партии, затрачивал много усилий на изыскание возможностей прокормить рабочий класс. Занялись мы кроликами. Сталин сам выдвинул эту идею, и я увлекся этим делом: с большим рвением проводил в жизнь указание Сталина развивать кролиководство. Каждая фабрика и каждый завод там, где только возможно и даже, к сожалению, где невозможно, разводили кроликов…»
Кролики как панацея от голода
После коллективизации экономика страны оказалась в упадке. Голодала не только деревня, но и зависимые от неё города. Продукты исчезали с прилавков магазинов, катастрофически не хватало колбас, мяса и молока. В период продовольственного кризиса даже в Москве, столице великой державы, люди не могли позволить себе нормальное питание. Тогда-то и родился «великий кроличий эксперимент».
В апреле 1932 года газета «Правда» напечатала статью «Дадим стране кроличье мясо!». В ней советским гражданам объясняли, что в Европе кролики выращиваются массово и дают огромное количество дешёвого белка. Следом статья «О мясной проблеме и кролике» привела в пример московский завод «Серп и молот», который начал разводить ушастых и рекомендовал другим предприятиям посетить его. В мае Политбюро издало постановление «О развитии кролиководства», по которому каждому крупному предприятию, школе и редакции предписывалось организовать свою кроличью ферму.
Так, в стране развернулась массовая кампания по разведению ушастых. На митингах рабочие с энтузиазмом кричали лозунги: «Разведём кроликов! Накормим страну!». Пионеры собирали траву для зверьков, школьники ухаживали за ними, а газеты бодро рапортовали о новых победах советского кролиководства. Всё шло по плану… пока не возникли проблемы.
Планы на бумаге против реальности
Правительство верило в успех идеи, разработанной пятилетним планом, и предполагало, что к 1937 году в СССР будет 40 миллионов кроликов. Они должны были закрыть 20% потребления мясных продуктов в стране. Каждый житель должен был привыкнуть к крольчатине вместо привычного мяса. Но что-то пошло не так.
Оказалось, что кроликов нечем кормить: в теории проблема решалась травой, но в городах её не было в промышленных масштабах, её не заготавливали и не завозили сюда. Известно, что в Москве на одной из фабрик запретили косить траву, потому что всё сено должно было пойти на корм. Но с покосом затянули, и кроличий припас пропал. В итоге живность осталась без еды.
Ещё одной серьёзной проблемой стало то, что заниматься кроликами было невыгодно. Перед началом кампании советские экономисты рассчитали, что цена диетического мяса составит два рубля за килограмм. Но в реальности его себестоимость выходила четыре-пять рублей. Рабочие не хотели заниматься кролиководством, так как зарплата у них была ниже, чем на обычной работе. Многие бросали фермы и возвращались на заводы. Даже специалисты (2000 человек, прошедшие курсы по «партийному призыву») старались сбежать при первой же возможности, понимая, что перспектив в этом деле нет.
Провал великого кроличьего плана
В итоге скудное питание, плохие условия, холод, болезни и нехватка ветеринаров привели к тому, что ушастые не смогли плодиться так, как предполагалось. Их популяция начала мельчать. К 1933 году в Москве из 403 тысяч кроликов осталось всего 280 тысяч. В Ленинградской области положение было не лучше, в некоторых регионах план выполнили лишь на 18%. Кролиководы массово бежали с новой работы, несмотря на давление советской бюрократии, которая не создавала систему для реализации своего плана.
Когда стало ясно, что он провалился, виновниками были объявлены директора заводов, партийные и профсоюзные организации. Дескать, они ненадлежащим образом выполняли указ Сталина: не организовали помощь кролиководческим производствам, не создали кормовую базу, не использовали внутренние ресурсы для строительства дешёвых крольчатников и т.д. Сам же товарищ Сталин о кроликах больше не говорил. На XVII съезде партии в 1934 году он ни разу не упомянул свою программу.
Взято http://ymorno.ru/index.php?showtopic=97114
|
</> |