Когда анархия - мать беспорядка, неожиданное отступление

Уже предвижу, что многие, прочитав этот посыл, скажут: как же так-то? Вроде тема писана-расписана-переписана! Что там может быть нового?
Ну вот вам пример. Вспомним часть сериала, где разговор зашел о Фелики Этерия, а теперь добавим вот такой штрих - Из воспоминаний Ивана Петровича Липранди: «Князь А. Ипсиланти в 1820 году после кратковременного пребывания своего в Одессе, конечно, по поводу преднамеренного им действия в начале октября через Аккерман приехал в Измаил, где в это время я находился по служебным делам.
Накануне выезда моего в первый раз увидел его на объезде командира Дунайской флотилии капитана I ранга Попандопуло, у которого приехавший в тот же день князь остановился. Узнав, что я кишинёвский житель, расспрашивал меня о многих лицах и после объезда просил передать записку брату его Николаю, долженствующему уже быть в Кишиневе».
Чтобы было понятно: Иван Петрович Липранди - это человек, изучавший после победы над наполеоном методы и деятельность министерств Фуше и Савари в деле шпионажа, учившийся непосредственно у Видока (да-да, тот самый, потом его взяли в оборот, перековали, и он даже стал главой Brigade de la Sûreté, "бригады госбезопасности").
Что Липранди делал в Молдавии?
Конечно же, по совершенно странному стечению обстоятельств, изучал дела в балканских провинциях Османской империи. И, несомненно же! - совершенно случайно встретился с этерийцами, результатом чего стал их экспорт в Дунайские княжества, а потом и в саму Грецию.
Кстати, вот что пишет Липранди о болгарах, это его записки в 1820-е годы.
"В словаре «Опыт словоистолкователя Оттоманской империи.» болгарам посвящена отдельная, достаточно пространная статья «Бугар». Она открывается описанием истории древних болгар, которых автор не отличал от современных ему, и пытался доказать их азиатское, «дист-кипчатское» происхождение. Древних болгар он характеризовал как совершенных варваров: «Болгары были горды, надменны грубы и хвастливы; в некоторых отношениях честны, без своенравия и злости; но на верность их положиться было нельзя. Они были суеверными и употребляли разные чародейства в битвах и других случаях (что в чистой Булгарии сохранилось и по ныне); жизнь вели суровую, были одарены необыкновенною силою и крепкими мускулами, нечистоплотны и пищи их была дурна, но за то были (по выражению древних) крепчайшими на свете пьяницами вина. Во время набегов своих они могли переносить голод, к коему были приобыкшими, и питались часто молоком кобылиц своих».
Липранди писал, что пришедшие с Волги булгары, при хане Тервеле, покорили славян «с отдаленной древности обитавшие Фракию», с которыми завоеватели смешались как франки с галлами или руссы с новгородцами. Автор знал, что современные болгары говорили на славянском языке, но при этом собственно славянами их не признавал, воспринимая их прямыми потомками азиатов-кочевников.
Болгар «в нравственном и политическом отношении можно разделить на две главные части», эти «части» настолько отличаются друг от друга, что мы можем говорить о двух группах, объединенных только общим названием. Как можно было заметить выше, Липранди делил болгар на «нагорных» и «подольных». Наиболее «чистыми», сохранившими в первозданной чистоте свои нравы, обычаи и язык он считал «нагорных» или «западных» болгар. «Подольные» же болгары живут к северу от Балканского хребта и сильно перемешались с турками, греками, армянами и евреями, «заняли от сих последних трех народов двуличность, корыстолюбие, вероломство и вообще все характеристические черты оных». От турок же они переняли склонность к пьянству, разбою и воровству. «Подольные» болгары потеряли воинственный дух, и превратились в торговцев. Даже язык этих болгар подвергся сильным изменениям, «так что они совершенно отличаются от нагорных булгар»".
https://cyberleninka.ru/article/n/ot-bolgar-k-bolgarii-evolyutsiya-obraza-bolgar-v-rabotah-i-p-liprandi-1830-1870-h-gg
Это уже в 1850-х по прямой указке Николая I и Паскевича он найдет в болгарах славянские корни, а в 1870-х трансформирует их в "братушек". Сравните, вот 1854-й: «Каковыми были эти горные болгары во времена грозной самостоятельности своей, таковыми они являются и теперь: взгляд их горд и приветлив, рост высок и хорошо сложенный, наружность мужественная (...) вообще постоянны; предпочитают всему семейное спокойствие; неослабно занимаются своими делами и работают без видимого истощения сил от трудов и забот; гостеприимны, просты и откровенны с теми, к которым питают доверенность». Прям два мира - два Шапиро, правда?
В первом случае - аж за голову хватаешься - а мы точно тех спасали? Вот втором - прям гордость распирает, и видишь в болгарах естественного союзника России. Который, правда, в 1880-х растворился за горизонтом.
Мне кажется, что в 1820-е (а это записи как раз 1820-х, проданные и изданные в 1830-х) Липранди писал то, что видел, и в этом отношении он не зависел от политической конъюнктуры того момента, что не скажешь о более позднем Липранди. Ибо в 1825-м было подозрение в его связях с декабристами, в 1830-х - увольнение со службы и безденежье, потом уже должность "чиновника по особым поручениям" при МВД, то есть сивку немного пообломали.
Ну да ладно. Я привел этот яркий пример только для того, чтобы показать, почему в 1820-е никто в России не надеялся на восстание болгар или румын, поэтому ставили на греков и сербов. Отсюда использование греческих диверсантов в Княжествах и в самой Греции.

|
</> |