Кое-что о Священной истории ВЗ, ч.2
anchoret — 28.01.2023 Начало было здесь.Так вот про реформу V века до н.э., наконец, а то я совсем забыл договорить. Помимо обычных людоедских текстов, где евреи рассказывали о себе жестокие небылицы, в Ветхом Завете появились новые, где неожиданно возникает тема примирения. Вернувшиеся из Вавилона евреи столкнулись с тем, что их земли заняты, во-первых, понаехавшими, во-вторых, теми соотечественниками, кто избежал депортации (что-то похожее было, когда выжившие евреи вернулись из концлагерей, а в их квартирах к тому времени вполне комфортно расположились другие люди, которые оказались совсем не рады возвращенцам). Отсюда тема открытости, мирного сосуществования и того же примирения.
В книге Левит появились слова "пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской", появился сюжет примирения Иакова с Исавом после долгой вражды, сцена с Моисеем, не ставшим мстить царю Эдома и т.д. - наконец, та самая космогоническая концепция, которую я упоминал, из которой исключили хтонического Левиафана.
Смягчили жестокость Иисуса Навина, убрали жестокости Давида (хотя в других местах глухо сообщалось, что тот пролил слишком много крови), и даже "праведное" кровопролитие (массовая зачистка иноверцев) уже трактовалось как осквернение, которое требовало курса реабилитации (очищения).
Почему это принято называть реформой? Внесены изменения в бывшие тексты, появились новые, возникли новые обрядовые традиции в новом Втором храме, внесены изменения в структуру религиозной администрации и т.п. Для нас это туманно и несущественно, но у нас называли реформами и гораздо меньшие перемены.
|
</> |