Миф о гонениях, ч.14

Заключение
Мы рассмотрели здесь лишь некоторые из многочисленных примеров мученичества в древнем мире. В течение последних двух тысяч лет многие люди и учёные в их числе, утверждали, что в христианском мученичестве есть что-то особенное и неповторимое, и что до христианства мученичества на самом деле не существовало. Однако, как мы видели, это неправда. При большом разнообразии мнений о ценности такого рода смерти, своих павших героев уважали, почитали и превозносили и евреи, и греки с римлянами.
Мнение, высказанное в начале этой главы Гленом Бауэрсоком, заключается в том, что эти люди не были мучениками, потому что, во-первых, термин «мученик» к ним не применялся и, во-вторых, не существовало «системы посмертного признания и положенной награды». Мы увидели, что его точка зрения не соответствует историческим данным. То, что для обозначения этих людей не использовался греческий термин «мартис», вовсе не означает, что они не соответствуют принятому у нас современному определению мученика. Это означает только то, что их не называли «мучениками». В некоторых важных отношениях христиане ничем не отличаются от других групп. Смерть за Христа — это всего лишь вариант древнего мировоззрения, согласно которому принять смерть за что-то большее, чем за себя, признавалось лучшим способом умереть.
Неправда и то, что у нехристианских групп отсутствовало системное представление о посмертном вознаграждении тех, кто умер за закон, Бога, царя или отечество. Вот представление о том, каким образом вознаграждалось мученичество, возможно, варьировалось от группы к группе, но мученичество всё равно вознаграждалось. Будь то слава, честь, вознесение души или воскрешение тела, разные группы связывали благородную смерть с разными формами вознаграждения.
Хотя в древнем мире благородная смерть чтилась всюду, христиане продолжают настаивать, что их опыт является уникальным. По их мнению, смерть именно за Христа и, соответственно, за истину, оказывается другой, особенной смертью. Это правда, что только христиане своим поведением подражали примеру Иисуса в Евангелиях, но, как мы видели, другие группы тоже относились к смерти своих литературных и культурных героев как к образцу. Такие фигуры, как Маккавеи, Ахилл, Лукреция и Сократ, занимали видное место в культурном мировоззрении древнего мира. То, что христиане подражали Христу, вряд ли делало их уникальными в мире, в котором евреи подражали Маккавеям, а греки — Сократу.
Часть аргументов в пользу уникальности христианского мученичества основана на допущении, что и христианские идеи были уникальны своим отличием и обособленностью от идей других традиций. Можно возразить, что если у других групп бытовало представление о мученичестве, то совсем не обязательно христиане о нём знали. Но они в самом деле знали. В следующей главе мы увидим, что христиане заимствовали, адаптировали, и даже напрямую копировали чужие традиции.
|
</> |