Миф о гонениях, ч.12

топ 100 блогов anchoret14.01.2023

Благородная смерть и мученичество в иудаизме Второго храма

Хотя греки и римляне немало прославляли смерть за правое дело, они не были в этом уникальны; то же отношение к вопросу можно найти в Ветхом Завете и в древней еврейской литературе. Хотя намеки на смерть за Бога или его закон встречались и раньше, но по-настоящему эта идея нашла признание во II веке до н.э., когда евреи оказались под чужеземным владычеством.

В 167 году до н.э. царь эллинистического государства Селевкидов Антиох IV подавил восстание в Иерусалиме и указом запретил многие еврейские религиозные и национальные обычаи. В рамках данного указа он объявил вне закона жертвоприношения в Храме и обрезание, приказал осквернить святилище, упразднить Субботу и религиозные праздники, установить в Храме идолов, там же воздвигнуть алтарь Зевсу, чтобы приносить на нём в жертву традиционно нечистых животных вроде свиней (1 Макк. 1:41-50). Нет никаких сомнений, что царь был о себе высокого мнения. Некоторые считали, что подобно египетским фараонам Антиох пытался утвердить свой статус правителя как божественный. В указе он именуется θεός επιφάνος, что означает «явленный бог», а сам указ, видимо, был призван начать создание общей идентичности, чтобы на её основе добиться единства подданных. Искореняя сугубо иудейские элементы храмового богослужения и запрещая обрезание, Антиох пытается объединить разрозненные страты. Для евреев указ имел ужасные последствия, но сам он был лишь частью более масштабной программы реформ, которая касалась всех подданных, а не только еврейского народа.

Каковы бы ни были намерения Антиоха, он недооценил важность религиозных обычаев для евреев. Его действия вызвали народное возмущение и череду вооружённых восстаний, подробности которых описаны в Первой и Второй книгах Маккавейских. Конфликт развивался с переменным успехом, но в конечном итоге привел к независимости евреев в 142 г. до н.э. Именно в этой борьбе за создание и сохранение еврейской идентичности окончательно формируется идея, согласно которой за своего Бога евреи должны стоять до смерти. Точка зрения, согласно которой верность религиозному закону евреи должны ставить выше собственной жизни, поддерживается рядом канонических и неканонических текстов, возникших в контексте упомянутых событий. Мы сосредоточимся здесь на библейских книгах Даниила и Маккавеев.

Даниил

На первый взгляд может показаться, что в написанной во II веке до н.э. библейской Книге пророка Даниила о мученичестве сказано мало. И правда, там не гибнет ни один из героев повествования. И все же истории Седраха, Мисаха и Авденаго в огненной печи (Дан 3) и Даниила во рву со львами (Дан. 6) стали важными сюжетами для последующих поколений христиан. Решимость этих библейских персонажей твердо придерживаться принципов монотеизма и заповедей закона стала моделью поведения как для евреев, так и для христиан. Когда царь Навуходоносор приказывает поклониться религиозному идолу, трое молодых людей отвечают:

Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. (Дан 3:17-18)

Впоследствии трое отроков оказываются избавлены от печи. Сначала они прогуливаются в ней посреди огня в компании с таинственной четвертой фигурой своего защитника, затем их извлекают живыми и невредимыми. Аналогичная ситуация возникает с Даниилом, которого на ночь бросают в ров со львами. Как объясняет сам Даниил, хищники не тронули его, потому что он был признан чистым пред Богом (6:22). Тогда в львиный ров бросают обвинителей Даниила вместе с их женами и детьми, и львы разрывают их тела на части еще до того, как они достигают земли (6:24). Христиане видели в этих историях обнадеживающие символы и прообразы всеобщего воскресения в конце времён. Оба сюжета заключают в себе идею о том, что Бог спасает верующих даже в самых безнадежных ситуациях. Истории трёх отроков и Даниила сияли лучом надежды для христиан, когда те размышляли о судьбе погибших близких или переживали казнь верных членов своих общин.

Хотя главные герои избавлены от опасности, автор Книги Даниила знает, что не всем так повезет. Тем не менее, праведным страдальцам не следует бояться, потому что их награда придёт после смерти. Даниил описывает небесную книгу, в которой записаны имена праведников, и сообщает, что те, чьи имена там записаны, получат в будущем вечную награду:

Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. (Дан 12:1-3)

Это не тот случай, говорит Даниил, когда Бог оставляет праведников в их страдании и смерти. Они пробудятся к вечной жизни в будущем. Их имена записаны в небесной книге, и они получат награду за свои добрые дела.

Здесь, у Даниила, мы встречаем нечто новое. До него пророки обещали людям, что за соблюдение Божьих заповедей они будут вознаграждены процветанием, многодетностью и успехом здесь и сейчас. Так, например, Бог обещал патриарху Иакову, что «будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:14). Представления о загробной жизни в тот период все еще были расплывчатыми и приблизительными, так что справедливости и исполнения Божьих обетований ожидали в настоящем. Мы можем найти намёки на бессмертие в пророках и Псалмах, но в качестве средства достижения вечной жизни большинство людей рассматривало продолжение своего рода.

Ученые выдвигают гипотезу, что идея отсроченного суда и эсхатологической награды возникла из-за того, что обещания награды в земной жизни постоянно не выполнялись. И чтобы Богу не выглядеть абсолютно некомпетентным и заведомо ненадёжным, понадобилась идея будущего воздаяния. Несправедливость, которая не была исправлена при жизни человека, будет устранена в конце времен. В контексте преследований и мученичества такое обещание доказало свою эффективность. Оно закрыло все вопросы относительно божественной силы и человеческого страдания. То, что праведный человек умер, отстаивая веру, перестало быть потенциальной угрозой всемогуществу Бога; это стало средством получения вечной награды.

Возможно, последний элемент, который здесь следует отметить, это намек на эсхатологическое возмездие. В истории Даниила львы съедают его обвинителей заживо вместе с их семьями. То есть одним махом уничтожается не только враг, но и его потомство, в котором, по древним понятиям, тот должен был жить вечно. И, похоже, в конце света преследователи тоже не останутся в покое. Они будут воскрешены «на вечное поругание и посрамление». Автору недостаточно воскресить одних праведников для получения небесной награды; их враги должны быть рядом, чтобы увидеть это. В Книге Даниила гонения и мученичество связаны с идеей посмертного воздаяния и справедливости.

Если исключить тот факт, что Даниил и трое отроков не умирают, их сюжет в точности напоминает христианские истории о мученичестве. Благочестивый человек приговаривается к смерти за свой отказ совершить какое-либо действие, противоречащее религиозному закону. Отсюда перспектива, согласно которой за своё благочестие человек получит награду, а его противники понесут наказание. Всё, что нам нужно для мученичества, мы можем найти у Даниила.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Позвонила Ирина, дочь режиссера Владимира Яковлевича Мотыля. Сообщила печальную ...
Двери нашего района. Кстати, придумала роман про двери. Надеюсь в ближайший год его написать. Ну ладно, за два))) (хы. Прочту этот пост года через три…) ...
В наш век технологий и цифры, пожалуй самое интересное это в каких нибудь местах выискивать объекты по принципу было-стало. У нас это сделать сложнее, например Барнаул практически весь выгорел в пожаре 1917 года, от Новониколаевска\Новосибирска мало что осталось из-за индустриализации, да ...
В подмосковных Химках родители намерены добиться увольнения педагога, которая пришла в школу с дуршлагом на голове и рассказывала детям о пастафарианстве. Преподаватель русского языка устроила неожиданный перфоманс прямо на уроке, придя в школу с дуршлагом на голове. По словам ...