Миф о гонениях, ч.11

топ 100 блогов anchoret07.01.2023 Для меня по-прежнему открыт вопрос: надо ли ставить ударения в словах, которые, на мой взгляд, в 90% случаев абсолютно точно будут прочитаны неверно. Например, здесь это Валерий Максим, который МАксим, а не МаксИм, раньше это были названия мифических озёр ТАртар и АхЕрон, и так на каждом шагу. Надо или на фиг?

Лукреция

Но не только мужчины показывали готовность умереть за правое дело. В римский период идею благородной смерти усвоили и ввели под домашний кров даже женщины. Теперь и они были готовы умереть, причём не только за свою страну, но и за добродетель и целомудрие. Среди таких матрон наиболее известна Лукреция, с чьим именем связывают основание Римской республики. Лукреция была замужем за аристократом Коллатином, сыном бывшего правителя. Как-то под вечер, после долгого застолья с обильной выпивкой, между Коллатином и Секстом Тарквинием, сыном этрусского царя Рима, возник спор о том, чья из их жён более добродетельна. Они вскочили на лошадей и отправились по очереди в дом каждого. Там обнаружилось, что жена Тарквиния пребывает в сильном подпитии, зато Лукреция скромно трудится за прялкой.

Проигравшего спор Тарквиния, раздосадованного поведением своей жены, охватило желание обладать Лукрецией. Посреди ночи он прокрался мимо спящих слуг в ее спальню и начал домогаться матроны, чередуя угрозы с признаниями в любви. В конце концов он пригрозил, что если она ему не отдастся, то он убьет её и одного из её слуг, затем положит их тела рядом в компрометирующее положение и скажет всем, что застал их на месте преступления.

После случившегося насилия Лукреция отдала себя на милость отца и мужа. Объявив им о своей невиновности, поскольку всё произошло против её воли, она вытащила спрятанный под одеждой кинжал, который и вонзила себе в сердце. Смерть матроны спровоцировала восстание, её родственники изгнали Тарквиниев из города, а тело погибшей выставили ко всеобщему обозрению на форуме её родного города как символ деспотического правления бывших монархов. Во многих отношениях смерть Лукреции спровоцировала события, приведшие к основанию Римской республики. Насилие над ней стало символом угнетения со стороны царской династии, а её самоубийство – катализатором восстания. Концептуальные камни в основание Римской республики были заложены со смертью Лукреции.

Помня о том, что в других рассмотренных нами примерах благородная смерть ассоциируется с мужественностью, стоит отметить, что античные авторы, писавшие о смерти Лукреции, используют для описания её подвига маскулинную терминологию. Римский поэт Овидий называет ее «матроной с отвагою мужа», а также образцом женского целомудрия. Другой римский историк, Валерий Максим, упоминает её как праведного военачальника. Вывод здесь, по-видимому, таков: благородно умирая за добродетель, Лукреция демонстрирует, как она по-мужски честна, как по-мужски себя ведёт, и как успешно при этом воплощает вполне женские добродетели. Благородное самоубийство – вот случай, когда женщина превосходит сама себя.

Нас шокирует, что свою добродетель Лукреции пришлось доказывать самоубийством. Мнение, что женщине лучше умереть, чем быть изнасилованной, может показаться чрезмерным даже женоненавистнику. Самоубийство матроны тем более трагично потому, что семья и так поверила в её историю и не собиралась наказывать Лукрецию. Её смерть может показаться тщетной и бессмысленной, но в последних произнесённых ею словах есть ключ к пониманию её поступка, по крайней мере, с точки зрения древних. Перед кончиной Лукреция заявила: «Да будет мне свидетелем смерть». По сюжету смерть матроны служит своего рода юридическим доказательством её невиновности. Если она умрёт, то никто не сможет усомниться в правдивости её слов или оправдывать себя её примером. Нам дискомфортно от мысли, что невиновность приходится подтверждать смертью, но это та же идея, что мы видели в случае Сократа: ценность человека и истинность его слов неопровержимо доказывается его смертью.

По иронии судьбы, именно этой идеей развеял мои сомнения учитель религиоведения в средней школе, а именно: если кто-то готов за что-то умереть, то это что-то является истиной. Подобные истории по многим признакам схожи с христианским мученичеством. Представление о том, что смерть свидетельствует об истине, вера в то, что смерть за страну, идеи или добродетель – это хорошо и почётно, и представление о том, что человек, умирая, получает вечную награду (его чествуют и прославляют – лучший вид бессмертия), – всё это элементы христианского мученичества. То, что эти герои были представлены в качестве образцов для подражания, означает помимо прочего, что они выполняют ту же функцию, что и христианские мученики. Нам должно восхищаться их мужеством, их добродетелью и их смертью.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Тут народ живо заинтересовался болгарской темой, которую я поднял в одном из постов. Поэтому я решил продолжить "болгарские чтения". И нашел на одном из русских сайтов о зарубежной недвижимости следующие меланхоличные строки (редакция описывает ...
                                                  Без комментариев: Прелюдия : «Корреспондент.net», 6 декабря, ...
Никогда бы не подумал, что напишу подобное. Дело в том, что для меня 1960 годы всегда были самым любимым временем в истории - причем, не только для нашей страны. Но для нашей страны - в особенности. Потому, что 1960 годы - это прогресс, это Космос. Это - спутники, летающие все ...
...
09:21:38 DSC_9158 Taken on November 11, 2020 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/6.3 55.0 mm 1/125 200 Lofts&Rosegold Centrs, Rīga, Latvia ...