Кочевники и оседлое население

топ 100 блогов kosarex17.11.2021 Если мы посмотрим на народы севера, то увидим, что кочевники терпят и понимают оседлое население только, если они принадлежат к единому народу. Чукчи оленеводы и чукчи побережья отлично уживались. Но чукчи полностью отгеноцидили племена олюторского берега, чуванцев спасло только соседство с русскими. Юкагиры недаром сошлись с поморами и русскими казаками. Они были прежде всего рыболовами и страдали от набегов чукчей и эвенков. Ненцы начисто уничтожили вдоль берега Баренцева моря финноугорские племена рыболовов. Зато коми состояли и по сейдень состоят из оседлого населения и кочевников-оленеводов, между ними отличное взаимопонимание и общая неприязнь к ненцам.

Если мы посмотрим южнее на евразийские степи, то найдем откровенное противостояние между маньчжурскими племенами, которые сочетали скотоводство, включая кочевое, с земледелием, и чисто скотоводческим хозяйством монголов. При этом китайские земледельцы всё-таки уживались с маньчжурами, а сосуществование с монгольскими кочевниками оказывалось невозможным. Предки маньчжур в лице чжурчженей создали рань империю Цзинь, отличавшуюся культурой и успехами в выплавке железа. Монголы устроили геноцид чжурчженям и китайцам. При этом предки маньчжуров были вынуждены начать больше специализироваться на кочевом скотоводстве. Ещё за много веков до того, племена Тоба фактически спасли китайский народ от тюркского геноцида. Они сочетали земледелие и скотоводство, поэтому имели конницу. Потихонечку они создавали свои царства от Маньчжурии до запада Старого Китая, там, где Великая китайская стена. Тюрки и монголы ослабили набеги, возникло чисто китайское царство Суй, которое пренебрегло тоба и проиграло войну со степью. Возникла династия Тан, которая сделала ставку на своих тоба, имевших коней, привыкших воевать верхом. Тюрки покорились. И снова китайское пренебрежение к потомкам тоба, к их традициям сочетать земледелие и скотоводство, верховую езду и традиции степных набегов ослабили династию Тан, обеспечили недовольство, приведшее к тюркскому восстанию Ань Лушаня, а давить восстание уже было некому.

У кочевников выработался иной стереотип отношения к миру, только кочевник - воин и мужчина. Возник запрет на земледелие, мешающее соединяться в орду. Орда это система, когда только часть кочевников пасет стада вокруг единого центра, а единый центр тоже кочует, иначе большое количество людей и скота невозможно прокормить, придется рассредоточиться. Рассредоточение земледельческого населения позволяло его бить по частям. Аналогично можно было бить кочевников, хотя те могли успешнее бежать от противника, но орда это многочисленный центр, который нельзя бить по частям. Хотя этот центр не могдолго оставаться на одном месте. При рассредоточении кочевники перемещались мало. В Бурятии летники удалены от зимников часто на три-пять километров.

Важно, что кочевники, если не принадлежали к одному народу, никогда не знали меры в давлении на земледельцев. Отсюда крах Золотой орды и массы иных орд. Отсюда весьма быстрый крах империи монголов в Китае. Династия Юан провластвовала меньше 200 лет и привела страну к раззорению. Династия маньчжуров Цин провластвовала 300 лет и привела Китай до Опиумных войн к процветанию, если сравнивать с предыдущими династиями. Кочевники стремились создать города, поскольку им нужны изделия ремесленного производства, но эти города гибли как Карокарум в Монголии из-за голода и бегства населения или набегов соседей. Кочевники оказывались не в состоянии ни защитить города, ни обеспечить им жизнь, позволяющую защитить себя. Тамерлан громил Золотую орду, а с городами не имел проблем - в Золотой орде было запрещено городам иметь крепостные стены. Земледельческие цивилизации или цивилизации, где кочевое скотоводство и земледелие состояло из одного народа, не боялись разрешить городам и даже селам защищать себя крепостными стенами. Кочевые арабы не запрещали оседлым иметь крепостные стены. Теория симбиоза кочевников и земледельцев Гумилева не выдерживает критики, поскольку не подразумевает единый, национальный состав кочевников и земледельцев. С этой точки зрения можно предположить, что тюрки на момент созания Волжской Булгарии и Балканской Болгарии сочетали кочевничество, оседлое скотовоство и земледелие. Поэтому оказалось возможным сосуществование и слияние потом тюркского и славянского этносов. Это привело к длительности существования Болгарии и Волжской Булгарии. В других случаях процесс перехода к земледелию оказывался долгим и вел к погрому цивилизации. Уйгуры разгромили дотюркские города Синьцзяна, новый народ складывался много веков. В Узбекистане возникла странная картина - потомки пришедших с Чингис-ханом тюрок смешались с местным населением после погрома и ненавидят монгольский погром, хотя они дети этого погрома.

Если учитывать данные обстоятельства и переход полукочевого населения к кочевничеству после погромов, то в целом многое становится понятным. Например, распад гуннской державы был вызван невозможностью и ненужностью земледельческого населения степей переселяться на территории нынешней Венгрии вокруг новой столицы Атилы. Власть сама ушла от своих народов поближе к дани от остатков империи Древнего Рима. Аналогично крахом закончилась попытка Святослава перенести столицу на Дунай поближе к дани от Византии. Это создало разрыв между земледельческим населением Руси и войском. Многовековая устойчивость скифской державы была обусловлена принадлежностью скифов кочевников и скифов земледельцев к одному народу и к владению общим языком, о чем греки писали. Тавры на деле отличались от скифов как калужане или ярославцы от русских. Можно назвать ярославцев ярославцами, но они не менее русские, чем владимирцы. Как ни называй, сарматы или саки, в любом случае речь идет о племенах с общим языком, с общими традициями сочетания земледелия и скотоводства. Сарматы-кочевники, которые сталкивались с Древним Римом и поступали на службу, были только частью более крупного этноса, который даже на земли скифов мигрировал относительно медленно и только под воздействием набегов кочевников. Аналогична ситуация с аланами, ныне осетинами. Кочевала только часть народа, остальные имели села и городки.

Влияние земледелия заметно даже по поведению донских и запорожских казаков. Под влиянием кочевников земледелие было запрещено, но селились в городках задолго до Петра Первого. Фактически, они уже были готовы перейти к земледелию в краткие сроки. Столь же смешанным было население венгров. А германцы в принципе не могли быть кочевниками как по Тациту. Они кочевали исключительно в случае проигрыша войн, когда надо было бежать и найти новые земли. Впрочем, если скифы и сарматы были кочевниками, то зачем им захоронения в срубах, которые имитируют наземные избы? Почему их ремесленные изделия явно требуют оседлости? Зато тюрки часто были чистыми кочевниками и оставляли после себя пустыню.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
...
Удивительны в окружающем нас многообразии жизни не всякие прикольные устройства, позволяющие белковым беспилотникам приспосабливаться к любым условиям на Земле – крылья, ноги, хвосты. И даже не потрясающие в своей сложности поведенческие алгоритмы. Удивляет вот что: самым эффективным ...
    Видимо погода влияет не только на метеозависимых людей, но и на массовое сознание. Нет, ну хер с ним мороз, дождь, говно и грязь реально вынесли мозг всем окружающим, но это не повод, чтобы массово сходить, сползать или съезжать с ума-разума. ...
Брат весьма обеспеченный человек Живет один, зарабатывает много В жару любит разгуливать в дешевых резиновых черных сланцах-шлепанцах, трусах типа плавательные самые недорогие, майке и сверху полу расстегнутая клетчатая рубашонка Сам лохматый и бородатый как "Дядюшка-ау" В руках ...