Книга о начале ВОВ. Черновые отрывки. "Танковый погром РККА" Часть 4.

топ 100 блогов p_balaev30.12.2021       … 22 июня в 10 часов дня Рябышев получил приказ командующего 26-ой армией сосредоточить корпус в районе Самбора, предстоял марш в 70-80 км от места дислокации подразделений корпуса в Дрогобыче и Стрые. К вечеру корпус подошел к месту сосредоточения, начальник штаба доложил командиру:
«Войска корпуса сосредоточены в указанных им районах. Экипажи приводят в порядок материальную часть, дозаправляют машины. В исходном районе, готовые к бою, находятся 700 танков. Остальные машины из числа находящихся на вооружении корпуса оставлены на капитальный ремонт в местах дислокации частей. Личный состав корпуса готов к выполнению боевого приказа».
      Уже 232 танка  счастливо избежали «танкового погрома», потому что этот металлолом остался в местах дислокации. Но на этом всё не закончилось.  Командир корпуса в тот же день получил следующий приказ – на восток, назад, ко Львову, в распоряжение командующего 6-ой армией генерал-лейтенанта Музыченко. Еще 120 км. В 23 часа, ночью, корпус выдвинулся. На следующий день, к 12 часам подразделения Рябышева стали подходить к армии Музыченко. За ночь танковый корпус отмотал еще 120 км. Ночной марш – особо сложный марш. А в 22 часа Рябышев получает новый приказ из штаба Юго-Западного фронта – на Броды, оттуда нанести удар по танковой группировке противника.
      Поехали! Еще 300 км. Итог этого марафона Рябышев так описывает: «25 июня, к 15 часам передовые отряды корпуса достигли города Броды, а к исходу дня сосредоточились в указанном районе и главные силы корпуса. Здесь мы подвели итоги нашего четырехсуточного напряженного 500-километрового марша по дорогам войны. Итоги были нерадостными: большое количество танков старых конструкций вышли из строя и не смогли достичь района сосредоточения. Танки Т-35, например, все были оставлены на маршрутах движения. Далеко не весь прибыл и огнеметный танковый батальон (Т-26) 24-го танкового полка 12-й танковой дивизии. Остались на дорогах и другие танки старых конструкций. К этому времени выявились большие дефекты и у танков КВ. Их тормозные ленты от частых поворотов при длительном непрерывном движении перегревались и выходили из строя».
       Конечно, это глупость гонять танковые корпуса на такие расстояния. 500 км и на танках Т-72 проехать – та еще задача. А для старья 8-го мехкорпуса, даже для новых Т-34 – это нечто почти запредельное. Можно же было разведать планы противника, определиться с направлением его ударов, выбрать место откуда наносить контрудар заранее, не гоняя танки по разбитым дорогам под налетами вражеской авиации, к тому же… Так нынешние диванные стратеги и считают, оценивая действия того советского командования. Некоторые даже высказывают подозрение: а не были ли эти гонки мехкорпусов реализацией планов поражения СССР недобитыми троцкистами? Ну, чтобы все танки заглохли еще по дороге, не доехали до фашистов. Нет, конечно, когда сейчас смотришь на карты военных действий тех лет, то всё понятно – вот туда надо было сразу ехать! Только ни одного попаданца в штабах фронтов того времени не служило, а обладание противником стратегической инициативой и превосходством в механизации, в подвижности, именно такое положение создавало. Это Клейст выбирал – куда и когда ударить, и скорость движения группировок его войск не позволяла упреждать его удары. Приходилось гнать войска туда, где предполагался удар. Но предполагать – не значит знать точно. Противник начал наступать не там, где ждали… А, я и забыл, что Г.К.Жуков в кино про войну, когда Мехлис в кабинете у Сталина его ехидно спросил, откуда вы знаете, как будет действовать противник, также ехидно отвечал: из оценки обстановки знаю, что он будет действовать так, а не иначе. Только в те дни как раз сам Жуков и был от Ставки на Юго-Западном фронте. И с Рябышевым встречался. И на глазах Жукова эти метания мехкорпусов происходили. Ничего другого в 41-м году быть и не могло по определению. Стратегическая инициатива за противником. С 43-го года также будут немцы метаться, утратив эту инициативу. Только они не смогут сорвать ни одного плана советского командования, а в июне 41-го Клейст вляпался…
      В те дни Гальдер в своем дневнике сделал запись: «В полосе группы армий «Юг» 8-й русский танковый корпус наступает от Броды на Дубно в тыл нашим 11-й и 16-й танковым дивизиям. Надо надеяться, что тем самым он идет навстречу своей гибели». Ну-ну, надейтесь.
     27 июня, когда у наступающего на Броды корпуса наметился успех, были раздавлены передовые части немцев, можно было идти дальше на перерез дороги Сокаль-Дубно в тылу Клейста, Рябышев получает приказ отвести корпус и встать во фронтовой резерв: «Таким образом, развить достигнутый 26 июня успех и нанести сокрушительный удар во фланг танковой группировке генерала Клейста нам не удалось. Видимо, у командования фронта не было ясного представления о сложившейся на этом участке обстановке. А может быть, у него были какие-то другие соображения? Не знаю».
             Понимаете, это писалось уже после войны. Но генерал Рябышев даже тогда не оценивал решение вышестоящего командования как однозначно неправильное. То ли неясное представление, то ли другие соображения. Человек прошел войну и те первые, самые трудные, её дни, он понимал сложность обстановки.
     Но этот  приказ выполнить 8-ой мехкорпус не успел, поступил новый – на Дубно. Тут и начинается то самое знаменитое танковое сражение наших мехкорпусов с группой Клейста.
     Как нынешние военные историки оценивают тактику немецких танковых войск при встречном танковом бое? Немцы же не готовились танками против танков воевать, правильно? Они, если танками наступали и напарывались на наши танки, то свою бронетехнику отводили назад, прикрываясь пехотой и противотанковой артиллерией. ПТО немцев уничтожала наши машины, после этого снова «панцеры – форвертс!». Да-да, грамотно, ничего не скажешь, танки целые… А пехота? Я выше приводил штат нашего корпуса 1945 года, так там противотанковая артиллерия – самый минимум. Так и не научились у немцев грамотной тактике?
     С учетом же того, что у немцев в 41-м ПТО – пушки калибра 36-мм. Дверные колотушки, как сами фрицы их обозвали, тактика немцев выглядит каким-то изощренным садизмом по отношению к своей противотанковой артиллерии и пехоте. Александр Васильевич Егоров, командир 63-го танкового полка 32-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса, участвовавшего в том же сражении в мемуарах «С верой в победу. Записки командира танкового полка» вспоминал, что ему приходилось подчиненным делать внушение: вы хоть немного постреляйте, когда прёте на КВ и Т-34 на немецкие пушки и окопы, а то всё гусеницами и гусеницами, звери вы этакие.
     А встречный танковый бой, при котором немцы применяли тактику укрытия за спинами пехоты и своей противотанковой артиллерии – бой, когда нет времени для оборудования оборонительного рубежа. Т.е., хорошо, если успели наспех щели отрыть. Тут уж – фрау новых нарожают, больше нечего сказать. Танки целые, гансы-пехотинцы на гусеницы КВ и Т-34 намотаны.
     Только насчет целых танков, картина маслом тоже не получается. Нам представляют сражение под Дубно в виде атак наших танкистов на ПТО немцев, в которых мы теряли танки, пока все не потеряли. А как еще иначе объяснить этот «танковый погром», если у нас танки закончились, а у Клейста еще оставались? Только глупостью наших командиров, бросавших свои машины на верную гибель. Насчет того, что у нас танки закончились… В книжках они закончились. В реальности было несколько иначе.
      Всё в реальности было несколько, мягко говоря, иначе. К исходу 27 июня части 8-го мехкорпуса начали операцию против прорвавшейся в район Дубно немецкой танковой группировки. Подвижная группа под командование комиссара Попеля, имея задачу  захватить район Дубно, Смордва, Пелча и там перейти к круговой обороне, прорвала фронт разгромила тыловые подразделения и танковый полк 11-й танковой дивизии гитлеровцев, застигнув их на марше. Продвинулась еще на 30–35 километров, овладела районом Пелча. Там под ее удар попали части 16-ой танковой дивизии, танкисты Попеля ворвались в Дубно и вышли в тыл 3-го моторизованного корпуса немцев.
       Остальные части 8-го мехкорпуса заняли круговую оборону у реки Пляшувка. И тут началось то, что у наших историков делали советские танкисты, но в реальности – немцы.
     Вот что пишет Рябышев: «К исходу дня против двух наших неполных дивизий вражеское командование ввело в бой 75-ю и 111-ю пехотные дивизии, помимо 16-й танковой и 16-й моторизованной, ранее втянувшихся в бой против нас. Кроме того, по данным разведки, в этот район гитлеровцы подтягивали  новые силы. Следовательно, в районе Дубно, Броды против войск 8-го мехкорпуса враг развернул четыре-пять дивизий. Наши части были вынуждены перейти к обороне. После перегруппировки и мощной артиллерийской подготовки противник неоднократно бросал в атаки крупные силы пехоты при поддержке 40–50 танков. Его авиация в это время бомбила наши тылы. Но артиллеристы и танкисты подпускали немецкие танки на короткие расстояния и расстреливали их дружными залпами. Горящие и подбитые вражеские боевые машины обозначили линию фронта».
    И так – 2 дня. 29 июня части 8-го мехкорпуса прорвались из окружения, Дмитрий Иванович подвел итоги 4-х дневных боев: «Итак, мы выходили из боя. По далеко не полным данным, соединения корпуса нанесли противнику тяжелый урон. Наши танкисты разгромили четыре мотоциклетных и пять пехотных батальонов, уничтожили более 100 орудий разных калибров, сожгли и подбили более 150 танков; наши зенитчики сбили девять самолетов. В итоге огнем оружия всех видов корпус уничтожил и вывел из строя несколько тысяч вражеских солдат и офицеров. Более 300 фашистов мы взяли  в плен».
        И свои потери: «В результате четырехдневных боев с 26 по 29 июня в районе станции Рудня, Хотин, Леншюв наши части (без группы Попеля) потеряли 96 танков, из них танков КВ — 3, Т-34–18 и 75 танков старых систем — БТ-5, БТ-7 и Т-26. Кроме того, лишились значительной части артиллерийских орудий, главным образом во время бомбежек противника. Но самой тяжелой утратой были люди: погибло 635 и ранено 1673 человека».
        Пока для этого мехкорпуса «танковый погром» обошелся в 96 танков. Но людские потери – кратно выше у немцев. И – по неполным данным. Конечно, Рыбышев всё приукрасил, свои занизил, немецкие завысил. Насчет занижения своих – будет документ, который полностью подтверждает сведения Дмитрия Ивановича.
     Насчет же немецких потерь, немецкие источники этого не подтверждают. У них почти все фрицы остались живые и здоровые. Только Клейст на десять дней встал, как вкопанный, хотя по плану блицкрига должен был скакать дальше, как рысак. Ситуация примерно такая же, как в 43-м под Прохоровкой. Там немцы все танки Ротмистрова сожгли, своих три потеряли, но через три дня Ротмистров начинает наступать, а немецкие танки куда-то испарились.
     А.Исаев в книге «От Дубно до Ростова» аналогию между двумя сражениями и проводит: «Дубно и Прохоровка. Исторические аналогии. «Дубно» и «Прохоровка» — это, конечно, не более чем символы. Боями у станции Прохоровка и в окрестностях города Дубно танковые сражения на южном фасе курского выступа и на Западной Украине в июне 1941 г., разумеется, не ограничивались. И в том и в другом случае имели место масштабные сражения с использованием механизированных соединений. 8-й механизированный корпус и 5-я гвардейская танковая армия П.А. Ротмистрова были лишь самыми известными участниками этих событий…Технология отражения наступления немцев была и в том и в другом случае схожей».
       Алексей Валерьевич, вы с дуба не падали случайно? Клейст два дня лупился танковым лбом в оборону Рябышева – это на Прохоровку похоже? Вроде всё наоборот было. Под Прохоровкой Ротмистрову пришлось атаковать немцев, вставших в оборону. А под Дубно - Клейсту. Только результаты были разными. На Курской дуге планы нашего командования по разгрому фашистов сорваны не были, а вот в результате сражения под Дубно блицкриг на Юго-Западном направлении… да кончился он там. Чего уж тут?!..

        На этом пока на ближайшие два дня – всё. Всех читателей поздравляю с Наступающим, здоровья вам, благополучия! Новый год будет лучше старого обязательно, всё у нас будет хорошо, даже не сомневайтесь. Мы с вами коммунисты, марксисты, у нас такая идеология – идеология оптимистов. Спасибо Вам за всё, за внимание, за помощь, поддержку, добрые слова. В Новом году снова будем вместе.


Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, завтра мэр и губернатор выйдут в Парк Победы на субботник. Приглашаю всех выйти и почистить территорию рядом со своим домом. Молодцы те, кто вышел уже в прошлые выходные. Я, например, почистил парковку от грязи еще в прошлое воскресенье. Кто не готов - выйдите через неделю или в ...
Потребитель стремительно глупеет. Точнее, он всегда был местами умен, а местами глуп, но в попытке найти понятный потребителю язык индустрия встала на четвереньки, пустила слюньку, закукарекала и не собирается на этом остановиться. Взять для ...
Это я на память. Чоб сравнить. Увы не успел снять неободранное. Обдирали всё это два человека. Один таджик, второй украинец. Украинцу вручил банку кофе, а таджику слабительное и свечи от геморроя. ...
Тут недавно обсасывали .. семь фанерных столбиков на набережной Вообщем их поставят, им народ почти пол ляма накидал Пруф http://vladnews.ru/2015/10/26/99310/dengi-sobrany-no-nado-eshhe.html ...
Написал один в контактик, предлагает отчий дом в деревне, я поглядел на яндекс картах.... Тут 4 деревни, которые слились в конгломерат, видите как все распахано? Вот и я вижу, не вижу общественных пастбищ, где народ своих травоядных кормит? Разве что по оврагам, ибо все что ровное под ...