Книга о начале ВОВ. Черновые отрывки. Часть.18. Финская война.

топ 100 блогов p_balaev06.10.2021    … На что рассчитывали финны, когда напрашивались на войну с Советским Союзом? А они из хода переговоров, когда советская сторона сразу предложила выгодный финнам обмен территорий и потом стала предлагать еще более выгодные варианты, когда финны закочевряжились, сделали вывод, что Советы побаиваются войны, сомневаются в своих силах. А значит, бояться самой Финляндии войны не стоит, значит, Красная Армия слаба. Да и не могли финны не знать, что только в 1939 году Красная Армия становилась кадровой. Она ею не успела стать, забегая вперед, и к 22 июня 1941 года. Милицейская же армия слаба уже по факту того, что она не кадровая. А значит, даже если Советы начнут мобилизацию и получат численное превосходство, то война все равно затянется, а там подоспеет международная поддержка. Большевиков в том мире никто не любил, на международную помощь финны рассчитывали вполне обосновано. Т.е., финны рассчитывали, что война перерастет в международную агрессию против СССР, что повлечет поражение нашей страны, а после поражения сбудутся мечты о Великой Суоми.
     Была у нашей страны еще одна серьезная проблема. Если громить финнов, то можно было это делать только на одном направлении – к Выборгу. Это было на том театре военных действий единственное стратегическое направление. Взятие Выборга ставило под угрозу Хельсинки. Остальные направления, через леса и болота к полупустынным районам Финляндии – малоперспективны для наступления. Но граница к Ленинграду на выборгском направлении подходила настолько близко, что не было возможности концентрации более-менее значительной войсковой группировки для начала наступления. Не в городе же армии развертывать! Нужен был плацдарм. На этом плацдарме сосредотачивать войска и с него начинать наступление с целью прорыва линии долговременных оборонительных сооружений (линии Маннергейма), прикрывающих Выборг. В качестве плацдарма могла быть использована только местность перед линией Маннергейма. Но она была занята финскими войсками и тоже подготовлена к обороне. Т.е., финны рассчитывали, что даже до линии Маннергейма нашим придется идти довольно долго. И не факт, что вообще дойдут, потому что отсутствие плацдарма предполагало, что предполье перед линией будут брать слабые, малочисленные войска, которым финская армия вполне может противостоять. Кроме того, перед войной там находились только войска Ленинградского военного округа. А они были очень слабыми, даже их предстояло сначала усилить, начинать наступление только ими было безумием. Вот так Кирилл Афанасьевич Мерецков характеризовал их: «Возвращаясь к вопросу о шести советских армиях, замечу, что армией в полном смысле этого слова была вначале только 7-я, возглавляемая командармом 2-го ранга, автором этих строк. Она занимала крайний левый фланг фронта. Правее нее находилась группа комкора В. Д. Грендаля из трех дивизий. В конце декабря ее развернули в 13-ю армию. На других направлениях действовали небольшие общевойсковые группы».
      Т.е., Маннергейм вполне обосновано рассчитывал, что РККА не начнет наступление, пока не проведет концентрацию войск и не создаст необходимого численного перевеса, а на это уйдет много времени, потому что даже соответствующего плацдарма у наших не было. Фактически, наше командование находилось в стратегическом тупике. Если подходить к вопросу в соответствии с академической военной наукой.
      Но для кого тупик, а для кого не очень. События стали разворачиваться так, как Маннергейм не ожидал. Из мемуаров Мерецкова: «26 ноября я получил экстренное донесение, в котором сообщалось, что возле селения Майнила финны открыли артиллерийский огонь по советским пограничникам. Было убито четыре человека, ранено девять. Приказав взять под контроль границу на всем ее протяжении силами военного округа, я немедленно переправил донесение в Москву. Оттуда пришло указание готовиться к контрудару. На подготовку отводилась неделя, но на практике пришлось сократить срок до четырех дней, так как финские отряды в ряде мест начали переходить границу, вклиниваясь на нашу территорию и засылая в советский тыл группы диверсантов. Последовало правительственное заявление со стороны СССР, и в 8 часов утра 30 ноября регулярные части Красной Армии приступили к отпору антисоветским действиям. Советско-финляндская война стала фактом.
Войскам был дан приказ отбросить противника от Ленинграда, обеспечить безопасность границы в Карелии и Мурманской области и заставить марионетку империалистических держав отказаться в дальнейшем от военных провокаций против СССР. Основной задачей при этом являлась ликвидация военного плацдарма на Карельском перешейке».
      Т.е., наше командование, а главнокомандующим был К.Е.Ворошилов, приняло решение нанести удар по финскому предполью без предварительной подготовки, неожиданно для финнов. Заведомо более слабыми, чем у финнов войсками. Маннергейм этого не ожидал. И события стали разворачиваться очень для него неожиданно, он сам признавал, что «Наши войска досконально были знакомы с приграничной зоной, и в их подготовку почти догмой входило обучение ведению активных сдерживающих боев на перешейке. Я, следовательно, исходил из предположения, что они смогут в этой первой и, может быть, последней фазе маневренной войны нанести серьезный удар по противнику, который, как мы и полагали, не привычен к местности, покрытой лесами. Это подняло бы боевой дух, который, несомненно, подвергался бы тяжелым испытаниям в процессе оборонительного сражения. И местность на Карельском перешейке содействовала ведению сдерживающих боев. Длинные, узкие и пока еще не покрытые льдом озера и болота образовывали дефиле, по которым вынуждены были продвигаться войска противника и в которых по ним удобно было наносить фланговые удары. Расположение основной позиции увеличивало возможности такой тактики, но, конечно, предпосылкой было то, что бои в предполье велись бы крупными силами и в тесном взаимодействии с дивизиями на основной линии обороны.
Вопреки моим указаниям бои начали вести слишком слабыми силами, что сделало невозможной долговременную задержку противника. Так мы потеряли блестящую возможность наносить еще более чувствительные удары по наступающим войскам».
       Что там указывал Маннергейм – черт его знает. Только очевидно, что «долговременной задержки» не получилось. Ворошилов переиграл барона вчистую…

   

Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Буквально вчера МО России сообщало о том, что в Сирии пулей снайпера был убит "российский военный советник" подполковник Алексей Бучельников как стало известно о гибели ещё одного "интернационалиста", Богдана Деревицкого, которого сегодня должны зарыть в его родном Братске. ...
Своеобразной визитной карточкой авиации фашистской Италии 1930 — 1940 годов была ее необычайная приверженность к трехмоторной схеме. Конечно, самолеты, у которых, помимо двух моторов на плоскостях, либо — под плоскостями, стоял еще и третий движок в носу, строили не только на ...
недавно посмотрела за 2 дня все 12 серий сериала "Развод" исключительно из-за Данилы Дунаева, имя которого нашла через поиск запроса "преподаватель актерского мастерства шоу Один-в-Один". чувство юмора мне у него понравилось, 200 см роста, фигура, голос и как-то все целиком. тут ...
До премьеры нового фильма Михалкова «Солнечный удар» остаётся немного времени, но сюрпризов не становится меньше, надо сказать. Про то, что Михалков взял никому неизвестных актёров вроде уже все знают. Никакого Меньшикова. Потом стало ясно, что фильм Михалкова не поедет от России на цер ...
по плану, утром второго дня в Окуневой я должен был рвануть сапить. вроде бы обещали прогноз. но еще с вечера я забеспокоился: а вдруг включат туман?! тут, все-таки, не Владивосток, а открытое море, в тумане уже лучше не высовываться. да и видов на фотокарточках не будет никаких. в шесть ...