Сказка о Тройке в Архипелаге ГУЛАГе. (статья, присланная читателем)
p_balaev — 25.09.2021 Цель данной небольшой работы: показать, что в СССР 1937-38 гг. не существовало т.н. троек НКВД [1] – органов власти, полномочных расстрелять человека без суда – и что тройки эти были выдуманы где-то между 1973 и 1990 гг.Актуальность работы или Зачем про это всё вообще надо писать? Затем, что ныне сущий в РФ капитализм держится только на чёрных мифах, породить белый миф он не смог, что неудивительно – не для того капитализм в России затевали, чтобы простой человек жил хорошо: по данным ВШЭ [2] в 2016 году не менее половины населения РФ жили беднее, чем в 1989. Ныне же 2021 год и с 2016 года если что и изменилось, то только в худшую сторону.
Ну и зачем простому человеку такой капитализм, при котором он живёт беднее, чем его отец в его возрасте? Поэтому простого человека надо пугать черным мифом – ну да, ты сейчас мотаешься на вахты, душишься по рабочим электричкам, в твоём городке нет работы за деньги, на которые можно позволить себе семью – но зато не придут злобные коммуняки и не расстреляют тебя без суда и следствия, просто в административном порядке. Да, ты бедный, но ты же не отрицаешь, что ты живой? Скажи спасибо капитализму за это!
Разумеется, далеко не всем удалось остаться при капитализме бедными, но живыми – избыточная смертность невписавшихся в рыночек превышает 10 млн. чел. [3], но мы сейчас не об этом.
Продолжим. Почему нас пугают именно тридцать седьмым годом, а не сорок девятым, например? Потому что примерно с середины 1937 по конец 1938 проходил т.н. «Большой Террор» [4], который не был ни «большим», ни «террором», но не будем сейчас об этом термине, скажем лишь, что без кавычек его писать нельзя. По принятым данным именно в эти годы был всплеск расстрелов – примерно 682 тысяч за полтора года из примерно 750…800 тысяч за двадцать девять лет сталинского периода [5], включая сюда и войну, во время которой по очевидным причинам расстреливать приходится немало.
Но почему простого человека надо пугать не «Большим Террором» вообще, а конкретно расстрельной тройкой НКВД? Причина ясна – в те годы понесли заслуженное наказание многие выродившиеся, проворовавшиеся и продавшиеся «зарубежным партнёрам» деятели отечественной элиты. Как вы думаете, «невинные жертвы» Процесса антисоветского троцкистского центра [6], которых судили гласным открытым судом, вызовут хоть грамм сочувствия у нынешнего простого человека, наблюдающего ныне подобных элитариев в товарных количествах?
Поэтому если ваша цель – продать простому человеку идею «капитализм-хорошо/ социализм-плохо», то нельзя напирать на историю просто обычных судов «Большого Террора» и наказания этими обычными судами «лучших людей» общества. Простой человек нравы «лучших людей» прекрасно знает, а потому скажет: «Хорошо, уговорили – дайте два Больших Террора!». Нет, нужна именно «сказка о Тройке», миф о том, что подавляющее большинство – 668 [1] из 682 тысяч – было расстреляно именно тройками без суда, нужен миф о том, что элиту судили нормальные обычные суды, но вот простых рабочих-крестьян без суда убивали тройки, клепая смертные приговоры как на конвейере.
«Расстрельная тройка» – это даже не кощеево яйцо современной антикоммунистической мифологии, это кончик иглы, прячущейся в кощеевом яйце.
Не будем здесь вдаваться в юридическую глубину – и так преамбула затянутая выходит – скажем лишь, что в СССР действительно были т.н. милицейские тройки, полномочные назначить преступнику наказание без суда (но, разумеется, не расстрел и даже далеко не 10 лет!) [7]. Такая практика назначения наказаний по мелким, но широко распространённым преступлениям без суда, на основании материалов следствия (т.н. «сделки со следствием») ныне очень широко распространена и не только в России [8]. Конечно, сделки на то и сделки, что они добровольные, но о том, почему преступнику лучше «добровольно» согласиться на наказание без суда – по ссылке объяснено.
Давайте уже перейдём от преамбулы к амбуле. Итак, по легенде [1] тройки НКВД без суда примерно 682 тыс. чел. расстреляли и примерно столько же посадили на 8-10 лет. Немалые цифры! Пока оставим расстрелы и отметим, что по состоянию на конец «Большого Террора», на 1939 г, осуждённые тройками должны составлять половину (!) всего населения исправительно-трудовых лагерей [9].
Что следует из этого? Из этого следует, что всякий, знакомый со сталинскими лагерями, не мог не знать о страшных тройках НКВД, без суда выписавших десятку половине заключенных и без суда убивших ещё столько же человек.
Но мы для нашего маленького исследования возьмём не всякого знакомого с лагерями, мы возьмём самого лучшего. Знакомьтесь, если не знакомы – Александр Исаевич Солженицын!
Этот человек собрал в своём эпохальном труде «Архипелаг ГУЛаг» всё самое страшное, что только можно было услышать и выдумать про репрессивный аппарат СССР. Если светоч сказал про какую-то коммунячью мерзость – вы, конечно, можете сомневаться, что она была. Но уж если светоч про какую-то коммунячью мерзость не сказал – вы можете не сомневаться, её точно не было. Тем более если речь идёт о столь масштабном явлении, как тройки НКВД – они дали половину заключённых и абсолютное большинство расстрелянных, не забывайте нашу легенду. Солженицын просто не мог ничего не сказать о органах власти с правом внесудебного расстрела. Или мог?
Что же говорил Александр Исаевич о внесудебных расстрелах тройками в 37-38 гг (напомню, что никакой иной период за пределами «Большого Террора» нам не интересен, мы говорим только о самых массовых, самых кровавых репрессиях)? А вот что он говорил:
«Увы, не нам достанется написать увлекательную историю этого Органа. Все ли годы своего существования Тройка ГПУ в своём заочном осуждении имела право давать также и расстрел (как известному князю-кадету Павлу Долгорукову в 1927, как Пальчинскому, фон Мекку и Величко в 1929). Применялись ли тройки только в случаях недостаточных доказательств, но явной социальной опасности личности? – или повольготнее того. И как затем в 1934 при печальном переназыве ОГПУ в НКВД стала Тройка в белокаменной называться Особым Совещанием, а тройки в областях – спецколлегиями областных судов; то бишь из трёх своих постоянных членов без всяких народных заседателей и всегда закрыто. А с лета 1937 добавили в областях и автономных республиках ещё и другие тройки – из секретаря обкома, начальника областного НКВД и областного прокурора. (А над этими новыми тройками в Москве возвышалась просто Двойка из народного комиссара внутренних дел и генерального прокурора СССР – согласитесь, неудобно же было звать Иосифа Виссарионовича заседать третьим?) Но с конца 1938 года как-то незаметно растаяли и эти тройки и эта Двойка (да ведь и Николай Ежов сковырнулся) – но тем более утвердилось родимое наше ОСО, перенимая себе права заочного и бессудного взыскания – сперва до 10 лет, а затем и выше, а затем и до расстрела. И проблагодетельствовало родимое ОСО до самого 1953 года, когда оступился и наш Берия, благодетель.»
Вы что-нибудь поняли? Вот и я тоже! ОСО с конца 38 года (т.е. после «Большого Террора») имело права «заочного и бессудного взыскания» – менее 10 лет, потом более, потом до расстрела. И получило оно эти права, «перенимая» их у троек 37-38 годов, о которых мы говорим. По нормам русского языка «перенять» что-то можно лишь у того, у кого это что-то есть.
Но что именно есть? Право наказывать без суда? Право назначать без суда сроки до 10 лет? Более 10 лет? Расстрел?
Не гадайте, вы не всё равно не поймёте это из цитаты. Мы видим здесь руку мастера, истинного большого литератора и нобелевского лауреата. Этот человек – настоящий телевизор, только белковый, он не сообщает факты, он лишь создаёт мнения и настроения.
Но не отчаивайтесь, сейчас вы всё узнаете, причём из рук того же самого Солженицына! Дело в том, что приведённая выше цитата взята из издания «Архипелага» 1990 года, т.е. после 1988 года, когда комиссия Яковлева [10] уже якобы обнаружила в сталинском СССР внесудебные органы, имеющие право расстрела.
Что же знал Солженицын о расстрельных тройках НКВД до комиссии Яковлева? Вот таже самая цитата из «Архипелага», но доперестроечного парижского [11] издания 1973 года.
«Увы, не нам достанется написать увлекательную историю этого Органа: как Тройки превратились в ОСО; когда переназвались; бывало ли ОСО в областных городах -- или только одно в белокаменной; и кто из наших крупных гордых деятелей туда входил; как часто и как долго оно заседало; с чаем ли, без чая и что к чаю; и как само это обсуждение шло -- разговаривали при этом или даже не разговаривали? Не мы напишем -- потому что не знаем. Мы наслышаны только, что сущность ОСО была триединой, и хотя сейчас недоступно назвать усердных его заседателей, известны те три органа, которые имели там представителей: один -- от ГБ, один -- от МВД, один -- от прокуратуры. Однако не будет чудом, если когда-нибудь мы узнаем, что не было никаких заседаний, а был штат опытных машинисток, составляющих выписки из несуществующих протоколов, и один управделами, руководивший машинистками. Вот машинистки -- это точно были, за это ручаемся!
До 1924-го года права троек ограничивались тремя годами; с 1924-го распростёрлись на пять лет лагерей; с 1937-го вкатывало ОСО [червонец]; с 1948-го успешно клепало и [четвертную]. Есть люди (Чавдаров), знающие, что в годы войны ОСО давало и расстрел.»
Вот оно! По состоянию на 1973 год Александру Исаевичу, собравшему весь компромат, какой только можно было собрать и выдумать про коммуняк начиная с Октябрьской Революции, ничего не известно о внесудебном органе с правом расстрела в 1937 году – будь то ОСО или тройка, в данном контексте неважно.
Ещё раз подчеркнём – речь не о каком-то мелком частном случае, прошедшем мимо внимания нашего светоча, речь о системе, поставившей в годы «Большого Террора» половину заключенных и почти всех расстрелянных. Но это произошло настолько незаметно, что Солженицын к 1973 году об этом даже слухов ни разу не слышал.
Вывод, надеюсь, понятен: тройки НКВД с правом расстрела, обеспечившие около 80% расстрелов за весь сталинский период истории СССР и почти все расстрелы в период якобы большого якобы террора, были изобретены после 1973 года, наиболее вероятно – в 1988 году комиссией Яковлева.
P.S. Все данные о количестве расстрелянных и посаженных сознательно взяты не из прокоммунистических источников, а из Википедии, с тем, чтобы избежать обвинений в занижении количества жертв кровавых коммуняк.
Источники
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тройки_НКВД
2. https://publications.hse.ru/books/226871613
3. https://burckina-new.livejournal.com/690942.html
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_террор
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинские_репрессии#Оценки_масштабов_сталинских_репрессий
6. https://istmat.info/files/uploads/52434/process_antisovetskogo_trockistskogo_centra_1937.pdf
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Милицейская_тройка
8. https://www.hrw.org/report/2013/12/05/offer-you-cant-refuse/how-us-federal-prosecutors-force-drug-defendants-plead
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Преступность_в_РСФСР#1930—1959_годы
10. https://diletant.media/articles/45240307/
11. http://antisoviet.imwerden.net/Solzh/gulag_toc.html
Виктор Капитанов.
|
</> |