Клир (Kler), Польша, 2018, режиссёр Войцех Смажовский


Всё начинается весело. Три священника отмечают важное для них событие из прошлого, когда один из них спас двух других от геены огненной, то есть от пожара. Отмечают они его каждый год, такая у них сложилась традиция. Отмечают совсем как обычные люди – как три слесаря, например, или как три инженера. Хотя нет, инженеров вычёркиваю. Заменю их на писателей или художников, то есть на людей творческих профессий. (Я так вижу). Друзья – не разлей вода. Однако, кроме воды на свете есть вещи посерьёзнее. На примере судеб этой троицы, в основном, нам и показывают разложение церковной системы. И алкоголизм в этой мрачной картине оказывается самым безобидным грехом.
Во-первых, всё пронизано гомосексуальным духом. Начиная от детских интернатов (не знаю, как это называется в Польше), откуда будущие священники выходят отравленные этим отнюдь не святым духом, перенося затем отраву на период своего служения в качестве священников. Благо, мальчики в церкви всегда под рукой.
Во-вторых, священники ничуть не отличаются от политиков. Такое же корыстолюбие, такая же страсть к продвижению по карьерной лестнице. И поражающее воображение лицемерие. Поражающее потому, что это, всё-таки, церковь, и покрывание своих делишек именем Бога делает лицемерие вдвойне омерзительным.
Я бы не сказал, что режиссёр смакует все описанные чуть выше вещи. Он их показывает, конечно, но, скорее, намёками, что не снижает убедительность его фильма. Как и положено, есть один, который пытается исправить ситуацию. Прорастёт ли упавшее в землю зерно его правды, или нет – вопрос остаётся без ответа. Домашнее задание для зрителя.
Можно расширить рамки проблемы и порассуждать об устойчивости систем. Когда, вроде бы, всё прогнило, а система, тем не менее, устойчива. Можно подискутировать о причинах этого, особенно для тех случаев, когда система базируется на логически замкнутом дискурсе (простите, слово система уже занято, поэтому вверну эту заумность), и дискурс использует положения высшего порядка. Например, из области нравственности и морали, что характерно и для систем политических. Когда посмотришь – у руля лицемерные пигмеи, а система устойчива. Можно в картине найти и другие предметы для спора. Фильм серьёзный, проблемный. Поляки кино снимать умеют. Рекомендую к просмотру.
=================