Четыре румынских фильма. Очень неплохих.

топ 100 блогов crazy_reader27.03.2023      Не все знают, что кроме американского и якутского кино в мире есть ещё кино румынское. Между тем, румыны - одни из немногих, обращающие внимание на «реальные жизненные проблемы» (так в старину говорили). На проблемы людей, которые остались на обочине современного мира, и которые, подобно Остапу Бендеру и его незадачливым друзьям, с завистью наблюдают, как «настоящая жизнь пролетает мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями». А, может, и без зависти, все люди разные. Только вот получается в жизни, что таких людей очень и очень много. Видимо, шоссе узкое, и туда не со всякой машиной встроишься.

          Два режиссёра, четыре фильма. По два на каждого. Первые два снял Кристиан Мунджиу, а два вторых - Раду Жуде. О работах Мунджиу скажу немного поподробнее, а  в отношении второго буду краток. Цель – обратить внимание на эти фильмы. Они не только интересны, но и хорошо сняты. В стиле нового румынского кино.

МРТ (R.M.N.), 2022

Четыре румынских фильма. Очень неплохих.

         Сюжетная линия здесь проста: Матиас, из-за проступка на работе, вынужден вернуться из Германии в родной городок в Трансильвании. Здесь живут его нелюбимая жена, любимая любовница, отношения с которой развиваются непросто, а также сынишка Руди – школьник младших классов. Есть ещё и другие персонажи, которые также участвуют в разворачивающихся событиях. Фильм можно было бы назвать обычным, если бы не социальная подоплёка, которая играет здесь важную роль и поднимает картину на уровень выше. По крайней мере, я считаю так.

        Из городка не только Матиас уехал работать в Германию. Многие пошли по такому пути. Что делать, если с работой в городе сплошные проблемы? Вот, например, есть небольшая пекарня, а работать туда из местных никто не идёт из-за мизерной зарплаты. Хозяйка мечтает о гранте от ЕС, но для этого ей надо, чтобы численность рабочих превысила отметку тридцать. И так старается привлечь, и эдак, а народ не идёт. Тогда она принимает решение пригласить выходцев из Шри-Ланки. Приезжают милые, работящие азиаты, но местные румыны и венгры восстают – не нужны нам чужаки! Мы только что цыган отсюда выгнали, а вы нам новых подвозите? И тема ксенофобии, накладываясь на частную жизнь, в конце концов становится в фильме главной.

        Уже в нескольких румынских фильмах видел один и тот же приём: для лучшего осмысления показанных событий режиссёры включают в свои картины диспуты по основной теме. Вот и здесь важную роль играет собрание жителей, на котором все желающие могут высказаться, а сказать, как вы понимаете, по теме ксенофобии есть что. Ну и, конечно, такой приём позволяет режиссёру более чётко высветить свой замысел.

          Фильм серьёзный. Думаю, что режиссёр хотел показать ложь ксенофобии, но сделал это ненавязчиво, так что, при желании, можно принять и аргументы ксенофобов. Зрителю предоставляется выбор. Последнее замечание. Я не понял последние пять минут. Особенно, если фильм так и остался в русле реализма. Если же финал подпрыгнул и начал использовать приёмы символизма, то есть варианты. Например, Матиас (а в его лице и всё прогрессивное человечество) поставлен между выбором – вернуться к животному началу (символизируют медведи), или пойти к цивилизации, символом чего стало здание церкви. Но я не люблю разгадывать такие загадки. Смутили меня последние пять минут и слегка смазали общее впечатление.  Можно было бы точку в фильме поставить без тройного тулупа и двойного акселя. Тем не менее, эта пятиминутка не определяет общее настроение от картины.


«За холмами», (Dupa dealuri), 2012

Четыре румынских фильма. Очень неплохих.

          Неподалёку от города расположился захудалый женский монастырь, еле сводящий концы с концами. Настоятель мужского пола и около десятка монашек. Жили бедно, но спокойно, пока к послушнице Войчите не приехала из Германии подруга детства Алина. Когда-то они росли в одном детском доме и крепко дружили. Не исключаю даже, что крепко в современном понимании, хотя прямого указания на это нам не подбрасывают. Года два-три назад они договорились, что Алина поработает немного в Германии, вернётся за Войчитой и они вместе уедут работать и дружить. Однако, Войчита за время отсутствия подруги приняла решение стать монашкой. Таким образом, столкнулись два несовместимых жизненных проекта.

        Трагическая история Алины и стала ключевой в фильме. Можно, конечно, сказать, что девушка – жертва эгоизма и тоталитаризма светского и церковного, совместными усилиями раздавившие  свободную личность, которая всего-навсего хотела маленького счастья. Мне же, в пику такому очевидному прочтению, хотелось бы акцентировать внимание на другом. Алина в свои двадцать пять лет должна понимать, что она не является центром, вокруг которого крутится мир. Таких центров на нашей планете уже около восьми миллиардов. И требовать, чтобы её подруга поломала свою жизнь и поехала с ней туда, куда они хотели поехать в далёкой юности, слишком эгоистично. Схожая ситуация встретилась недавно в картине «Сын», но там и герой был на десять лет моложе... Трагическая и профессионально снятая история.


«Безумное кино для взрослых» (Babardeală cu bucluc sau porno balamuc), 2021

Четыре румынских фильма. Очень неплохих.

          Когда фильм только что был переведён на русский язык, его название звучало как-то иначе, более фривольно, соответствуя  своему резвому началу. С первых же кадров зритель оказывался на съёмке ролика, по критериям Роскомнадзора попадающего в категорию «порнография». Учительница одной из школ Бухареста вместе с мужем в своей тесной квартире снимают домашнее порно. То ли для разнообразия унылой карантинной жизни, то ли для того, чтобы в старости было что вспомнить. Процесс показан во всех подробностях. Так вот, есть информация, что этот фрагмент у нас в прокате удалили, а название сделали более-менее нейтральным.

          Муж, у которого верхняя голова соображала намного хуже нижней,  этот ролик залил в Интернет. На короткое время, которого, однако, хватило на то, чтобы  видео попало на глаза всему коллективу школы, а также родительскому сообществу. Дальнейшее действие картины и рассказывает, как развивались события. Буднично, даже в некоторые моменты вяло (но мне и это понравилось) и, по румынской традиции, с публичным обсуждением проступка. На этот раз на родительском собрании. Выясняли, где заканчиваются границы частной жизни. Недовыяснили.

          Тематика придаёт картине элементы абсурда. Во-первых, сама ситуация с видео даёт возможность столкнуть две позиции – ни коим образом не считающая себя виноватой учительница с одной стороны, а с другой – возмущённая, в большей своей части, общественность. Во-вторых, действие проходит во время ковидного карантина, в Румынии проходившего по-европейски жёстко, и смотреть сейчас на поведение людей того времени и смешно и ужасно. К тому же, режиссёр не лишён чувства иронии, что придаёт фильму лёгкость. Любопытное кино.

«Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары», 2018

          Об этом очень сильном, на мой взгляд, фильме я писал здесь. Его актуальность за три года только возросла. Почитайте хотя бы отзыв. Там и о сегодняшнем дне (дне во всех смыслах этого слова).

======================

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
21 августа прошлого года, на станцию Бурея, где расположена крупная ГЭС прибыл поезд товарища Ким Чен Ира . Великого человека, неутомимо совершающего рабочий визит в Россию, с целью еще большего укрепления традиционной дружбы между русским и ...
…событий , конечно! Вообще если говорить о наших защитах нашей же картины мира, это одна из самых удивительных. И начну я с ее ее обычных и распространенных проявлений. Одна моя приятельница и ее дочь не раз вспоминали случай со свекром этой самой приятельницы. Там все большое ...
А поведу речь о "пропасти" между людьми и зверьми. Насколько мы далеки и в чём мы соприкасаемся, что по настоящему отделяет нас людей, от зверей? Этот зверь, который и сегодня жив в Белоруссии, сильно намекает что люди всегда недооценивают пусть и небольшое количество мозга, но именно ...
Мальчик и его лучший друг любят ходить на тренировку вдвоем, потому что это их время для разговоров, которые точно больше никто не услышит. Правда получается все реже, ибо у лучшего друга Мальчика к 18.30 получается приехать домой далеко не всегда... Проходя мимо рекламного щита с ...
Встала по будильнику. Раньше солнца. Дуся была в восторге в такой ранний час получить завтрак. Быстрым шагом пошла вниз, чтобы к 8 утра успеть на занятие йоги. Пока спускалась по серпантину, алое солнце, опираясь в море на алый стебель, возносилось верх. Внизу в городе разворачивался ...