рейтинг блогов

Кино и Жданов

топ 100 блогов irina_sbor21.11.2020

 Когда-то давным-давно самым любимым развлечением детей и взрослых был поход в кино. 

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» завещал великий Ленин, и советский человек согласно кивал головой. Да! Из всех искусств! Важнейшим! 

И бежал в кассу за билетом. И в очереди стоял. За билетом в кино. 

Сейчас это представить невозможно. Из всех искусств для нас теперь важнейшим является ТикТок! Тьфу, прости Господи… 

Кинотеатр
Кинотеатр "Комсомолец". г.Жданов. 1978 год. (фото из интернета)

Итак, поход в кино был праздником. 

Минуты ожидания широкоэкранного чуда в  постепенно темнеющем зале не сравнить ни с чем! Они волнительны и прекрасны! 

Я обожала кино. Я и учиться пошла в институт киноинженеров, наивно полагая, что буду участвовать в создании фильмов. Ага. Жестокое разочарование наступило уже на первом курсе, но я мужественно отучилась пять лет и защитила диплом. 

Таких как я любителей важнейшего искусства у нас в институте было большинство. Мы ходили на все кинопремьеры Ленинграда, отслеживали декады зарубежных фильмов, стояли в огромной очереди, чтобы попасть на «Укол зонтиком» в кинотеатре Зимнего стадиона. 

И даже устраивали киномарафон. Это когда целый день курсировали из кинотеатра в кинотеатр на Невском, благо там их полно было. За день успевали посмотреть по пять фильмов. До одури смотрели!

Вот я бы удивилась тогда, узнав, что буквально через несколько лет я так же буду смотреть целый день кино. Но не в свой выходной, а в рабочее время. Потому что такая у меня будет работа – кино по вторником смотреть!

Итак, после эпохального в моей биографии партийного собрания в  конторе кинопроката г. Жданова, на котором товарищи по партии от всей души влепили мне выговор, я оказалась в отделе репертуарного планирования. Редактором. 

Меня усадили  за шикарный деревянный стол с великолепным  ящиком для картотеки. Кабинет был светлый, солнечный, с цветами и с запахом духов. 

Напротив меня сидел самый  красивый редактор кинопроката Тамара Ермоленко.

У Тамары было прекрасно всё – фигура, лицо, улыбка и наряды. Она одевалась так элегантно и со вкусом, лицо было такое милое, а улыбка такая ясная, что я  получала огромное эстетическое удовольствие, глядя на неё. 

Вообще все редакторы отдела были замечательными женщинами. В партии они не состояли, моего позора на партийном собрании не видели. Они приняли меня радушно и опекали, как младшую сестру.

В мои обязанности входило составление репертуарных планов для районных киноустановок. В клубах, в санаториях, в домах отдыха. Я отбирала свободные копии фильмов, расписывала их по числам. Работа не сложная, но требующая большой внимательности и усидчивости. И знания кинорепертуара, конечно. Тут мне и пригодились все просмотренные в студенчестве фильмы. 

Кроме того, каждый вторник все редакторы вместе с директорами городских кинотеатров обязаны были спускаться в просмотровый зал и смотреть кино. Весь рабочий день! 

Это было так удивительно, что я  покидала своё рабочее место  стеснительно и неловко, словно с уроков сбегала. А однажды и вовсе не пошла, посчитав, что лучше я сделаю срочную работу, чем буду глаза на экран таращить. За что потом и получила нагоняй от руководства. Редактор должен быть в курсе всех новинок кино, чтобы знать какие фильмы предлагать к просмотру. И я уже с чистой совестью сидела в кинозале. 

Фильмы были разные. Одни я смотрела, затаив дыхание, на других сладко засыпала. Если герои на экране не орали. А вот когда и фильм скучный, и кто-то орёт, и музыка грохочет – спится плохо. Нервно!

Но какими бы фильмами ни одаривало нас советское киноискусство, самым ценным у каждого кинопрокатчика были страдания Зиты и Гиты, Рама и Шиама, и сладкоголосого танцора диско. 

Индийские фильмы были замордованы лентопротяжными трактами советских кинопроекторов до битых перфораций! Их склеивали и переклеивали. Их карточки движения хранились  отдельно, и планировать индийские фильмы на киноустановку имел право только очень, очень главный редактор. 

Потому что наличие в репертуаре кинотеатра «Зиты и Гиты» давало надёжную гарантию, что финансовый план будет выполнен и перевыполнен. И все сотрудники кинотеатра получат премию. 

Мне рассказывали коллеги из других городов, что им даже взятки давали за  индийское кино. Коньяком! И они по утрам всем отделом репертуарного планирования выпивали по 50 грамм коньячку. Для успешной и плодотворной работы! В нашем кинопрокате я такого не видела и не слышала.

Просмотровый зал ждановского кинопроката был такой красивый и удобный, что туда непременно водили на экскурсию гостей, приезжающих по обмену опытом. 

А однажды мне поручили вызвать киномеханика, открыть зал и встретить киносъемочную группу из Москвы. Киношники снимали  в Жданове кино и желали отсмотреть рабочий материал. 

Я с ворчанием, что понаехали тут и ходют и ходют, пошла искать киномеханика, открывать зал и ждать москвичей. В полной уверенности, что это  какие-нибудь студенты снимают какую-нибудь хренотень. 

Действительно, пришли скромные молодые люди. Я посадила их в зал и гордо удалилась, ибо не царское это дело – реактору отдела репертуарного планирования к каким-то москвичам с вопросами  приставать. 

Эх… мне бы сегодняшней там оказаться, уж так быстро я бы от них не отстала. Потому что это была съёмочная группа Василия Пичула, снимающего в Жданове «Маленькую Веру». 

Вот так я профукала возможность поговорить с создателями этого замечательного фильма. 

В отличие от моей недовольно бубнящей личности, директор ждановского кинопроката Валентин Михайлович Котенко, был человеком чрезвычайно гостеприимным. 

В то время в Украине был популярен республиканский кинофестиваль «Человек труда на экране». 

Показ художественных и документальных фильмов, встречи зрителей с режиссерами, операторами и актерами – программы фестивалей всегда были интересными.

Фестиваль проходил в разных городах, но чаще всего в Жданове, в городе трудовой и воинской славы. Коллектив кинопроката во главе с директором всегда принимал гостей с необыкновенным радушием. 

Памятный значок кинофестиваля. Фото из интернета
Памятный значок кинофестиваля. Фото из интернета

Раз в два года «Человек труда..» приезжал в Жданов, и мне выпало счастье работать на фестивале 1987 года.

 Я дежурила в гостинице, где жили участники фестиваля, и помогала организаторам. Сопровождала группы на творческие вечера, возила гостей на обед, а однажды устраивала заболевшую актрису на приём к стоматологу. 

Конечно, для меня это был ценный опыт общения с творческими людьми. Я поняла, что умные и талантливые люди просты в общении. 

Мне очень запомнилась жена великолепного Бронислава Брондукова. 

Актёр очень любил ждановский фестиваль, но в 1987 году он по состоянию здоровья приехать не смог. И в фестивале участвовала его жена актриса Екатерина Брондукова. Она снялась более чем в 30 фильмах, но потом отказалась от карьеры, ухаживая за тяжело заболевшим мужем.

Екатерина Петровна произвела на меня огромное впечатление! Своей скромностью, простотой, обаянием и доброжелательным отношением к миру. С ней было невероятно приятно разговаривать! 

Особенно на фоне других участниц фестиваля. 

Напрмер, одна девица очень долго и устало рассказывала мне о своём тяжёлом актёрском труде. Прямо тяжёлом-претяжёлом, о режиссёрах-сатрапах, о завистниках-гадах, многочасовых изнуряющих съёмках и глубине системы Станиславского. И как она устала. И как ей все буквально надоели. Противные.

Признаться честно, я эту актрису ни о чём  не спрашивала, она была мне совершенно безразлична. Но её горячий монолог о каторжном труде актёра всё-таки вынудил меня осторожно спросить:

 - А в каких фильмах вы играли? Что-то я не припомню… память девичья…

 - Ах, - с надрывом отмахнулась девица от моего вопроса, - в разных. Всё и не перечислишь!

Я стала ещё пристальней всматриваться в её симпатичное лицо, пытаясь опознать любимицу народа. Напрасно. 

И, уже умирая от любопытства, пристала к  чиновнику Госкино УССР, члену оргкомитета, в каких фильмах она снималась.

Чиновник тоже отмахнулся:

 - В каких-каких… в одном! В короткометражке про женский алкоголизм!

Ну, я уже не стала уточнять, кого именно она там сыграла.

Памятный значок кинофестиваля. Фото из интернета
Памятный значок кинофестиваля. Фото из интернета

«Человек труда на экране» запомнился мне не только интересными встречами, но и страшными физическими страданиями. От тесных туфель.  

 Буквально накануне фестиваля мы с родителями поехали в село. В сельмаге я увидела  нечеловеческой красоты туфли. Чёрные, модельные, на тонком каблучке. Одну пару. 36 размера. А у меня 37. 

Я бросилась их примерять и, о чудо, нога в туфельку поместилась! Сидеть и стоять я в них могла, а вот ходить не очень. 

Но меня это не смутило. Учитывая, что с обувью в стране  напряжёнка, я купила туфли, надеясь, что главное их надеть. 

Я и на фестиваль приезжала в этих туфельках, всеми своими ногами показывая, что мы тут в Жданове тоже ничего себе, а очень даже и очень ничего! Благо, что все перемещения осуществлялись на машине. 

На мои ноги и туфли  активно откликнулся тот самый чиновник из Госкино, мужчина молодой, спортивный, в затемнённых загадошных очках и в кожаном пиджаке. По тем временам это был  очень громкий писк мужской моды!

В перерывах между разъездами он смешно рассказывал истории из жизни звезд отечественного кинематографа. И вдруг однажды пожелал меня проводить после работы домой. Я согласилась, но только до автобусной остановки, потому что жила на окраине города и пешком домой не ходила.

Молодой человек обрадовался, и мы пошли чудесным летним вечером по сияющему огнями центру Жданова. По проспекту Ленина. Мы шли, болтали, хохотали и я совсем не чувствовала, что меня, как тиски, сжимают маленькие туфли. Видимо по земле меня несли не ноги, а крылья! 

Потому что и мужчина был хорош, и пиджак, и очки! А я была девушка честолюбивая. Мне его внимание было приятно!

Мы прошли весь проспект, дошли до  самолёта-памятника «Миг-17», около которого я решительно и распрощалась. Дальше начинались поля, которые лучше было проехать на автобусе.

Когда я приехала домой, меня стала пожирать жестокая расплата за легкомысленное поведение! Мне хотелось выбросить туфли и отрубить ноги!

Тем более, что пиджак и очки благополучно улетели в Киев и меня больше не вспоминали.

Самолёт-памятник
Самолёт-памятник "Миг-17". г.Жданов. Фото из интернета

Кроме работы с репертуаром, просмотром фильмов и фестивалями  мы занимались активной физической деятельностью. То деревья в саду поливали, то  в ремонте кабинетов участвовали, то благоустройством территории занимались. Большое хозяйство кинопроката содержалось в образцовом порядке, а это  требовало больших человеческих сил. 

У Тамары сохранилось несколько фотографий с той весёлой поры. Вот мы на субботнике. Тамара говорит, что в центре стою я. Я ей верю, хотя себя не узнаю почему-то.

Фото из архива Т. Ермоленко
Фото из архива Т. Ермоленко

А завершая свой рассказ о конторе кинопроката г. Жданова я хочу ещё раз вспомнить её директора Валентина Котенко. 

Его настоящее имя Вилий, но мы звали его Валентин.

Яркий, мощный и талантливый. Таким я запомнила его. 

Сейчас, спустя много лет, понимая жизнь и людей, я оцениваю Валентина Михайловича как созидателя. 

Все мы делимся на строителей и разрушителей. И если в молодости отношение директора ко мне я запальчиво расценивала как разрушение моей личности, то теперь понимаю, что бил он мою гордыню, мою нетерпимость и моё самолюбие. 

А как строитель и как созидатель он выполнил свою миссию на земле. Создал образцовую организацию по хранению и прокату фильмокопий. 

Собрал фильмофонд из всех художественных и хроникальных фильмов,  которые  имели отношение к Жданову.

Он  знал всех городских кинолюбителей. Понимая историческую ценность  съёмок города, Валентин Михайлович предлагал им хранить плёнку  на складе кинопроката, где соблюдались необходимые температура и влажность.

У него хранились копии рабочего материала кинохроники, снятой в Мариуполе в довоенные годы, и киносюжета о первых днях освобождения города в сентябре 1943 года. Эти пленки он выписал из Госфильмофонда СССР.

 Здесь необходимо отметить, что это не входило в его должностные  обязанности. Это было веление сердца и любовь к родному городу. А ещё понимание важности архивных материалов. Не для себя. Для потомков.

Но потомки его не оценили.

В середине 90-х, когда Валентина Михайловича уже не было в живых, система государственного кинопроката развалилась. Многие помещения конторы стали сдавать в аренду, а затем продали и всё здание. 

Новый хозяин стал решительно уничтожать ненужные ему вещи.  И бесценный фильмофонд, собранный стараниями Валентина Михайловича, сожгли на большом костре.  На улице. 

Не по злобе, я уверена. По невежеству.

Говорят, что часть архивных кинолент на тележке смогла вывести и сохранить директор одного из кинотеатров. 

Вот так. Нет человека. Нет дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Но осталась память о нём. 

Валентин Михайлович оставил в моей душе очень яркий след. И нелепо оценивать человека такого масштаба через призму своих личных обид.

 Он стал для меня примером бескорыстной преданности своему делу и гражданам города Жданова. 

На это старой фотографии работников кинопроката меня нет. 

А Валентин Михайлович — крайний слева.

Фото из архива Т. Ермоленко
Фото из архива Т. Ермоленко


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Штатах, нанимая людей на работу по уборке, мытью посуды и т.п., в объявлениях обычно пишут "Нуждаемся в помощи". На рынке продавцы благодарят покупателей за поддержку, помощь в их бизнесе (I appreciate your support). Вроде бы что такое слова, но они реально меняют картинку. Подошла к ...
Открытка. Праздник в Красноярске. Рисунок ребёнка. ...
Попробую быть оригинальным и не писать о том, как бесславно закончилась попытка Дудя прыгнуть на Киселёва. В этом плане Юре напихали уже все, начиная от Шария, и заканчивая парой отравленных ножей в спину от «Дождя». Но меня заинтересовало не это. Появился хороший повод расширить ...
Нагота - мощный источник самовыражения и художественной мысли. Вы все прекрасно знаете картины, скульптуры и прочие продукты фантазии и таланта, в которых воспевается красота человеческого тела. А теперь особенно, с развитием технологий, ...
Беспилотники атаковали сразу два предприятия в Самарской области. . Атака произошла в 6 утра по местному времени. Первый дрон атаковал территорию нефтеперерабатывающего завода в Сызрани. Там начался пожар. В настоящий момент площадь возгорания составляет 500 квадратных метров. ...