Кино и философия: 10. "Гладиатор" и Аристотель


Мы воспринимаем как аксиому то, что причина рождает следствие, а не наоборот. «Мячик упал в речку, потому что его уронила Таня», «Таня плачет, потому что она уронила мячик», «Я говорю Тане: «Не плачь», потому что я — добрый человек».
Это называется каузальным взглядом, который всё сводит к вопросу «Почему случилось то или иное событие?»
Но есть и другой взгляд, телеологический, отвечающий на вопрос «Зачем это событие случилось?»
Самым авторитетным сторонником телеологии был Аристотель (384 год до н. э. – 322 год до н. э.).
— У всего сущего в целом и у каждого живого объекта в частности есть как бы встроенная цель, — говорил он. — И у человека тоже. Не причины толкают тебя в спину, а Идеальная Финальная Точка Твоего Расцвета, находящаяся в будущем, тянет тебя к себе, вперёд.
По Аристотелю, жёлудь прорастает не потому, что он намок и в нём началось движение аминокислот, а потому что в него «встроен» большой раскидистый дуб на вершине высокой горы. И этот дуб из будущего «тащит» жёлудь к себе.
У каждого из нас есть своя встроенная цель, своё уникальное, идеальное место на карте Вселенной, своё предназначение. Для каждого из нас заготовлен индивидуальный паз, в который мы должны идеально встать. Для того, чтобы оказаться там, мы и рождены. И дорога к этому месту — прямая, как рельсы. Катись и радуйся.
Но дело в том, что все эти рельсы пересекаются друг с другом. Лёшины рельсы пересекаются с Ксюшиными, Мишины — со Славиными, рельсы кошки — с рельсами мышки.
Например, вышеупомянутый жёлудь долго висел на ветке, мечтая о своей Финальной Телеологической Точке Расцвета, но как только созрел и упал вниз, на землю, — тут же был съеден свиньёй. Потому что у свиньи своя Финальная Телеологическая Точка, которая её притягивает из будущего, и чтобы достичь её, свинье надо питаться желудями.
Но... жёлудь встал у неё поперёк горла, свинья закашлялась и задохнулась.
А ведь её рассчитывал откормить и продать на рынке человек, чтобы получить деньги для движения к своей Финальной Телеологической Точке Расцвета — допустим, чтобы заплатить деньги за курсы скрипачей и стать великим музыкантом.
В итоге никто не пришёл к своей цели — ни человек, ни свинья, ни жёлудь. Все обломались.
— К сожалению, это нормально. Все всегда обламываются, — говорит Аристотель. — Мы постоянно врезаемся друг в друга и сбиваем друг друга с курса. Из-за этого потенциально прямая дорога каждого из нас к предначертанной нам Финальной Точке Расцвета изгибается, деформируется и в итоге выводит нас совершенно не туда.
Конечно, Бог мог бы организовать всё так, чтобы мы друг другу не препятствовали; тогда это была бы не жизнь, а схема движения электропоездов: всё расписано, управляемо, загнано в рамки — зато никто никому не мешает.
Но у нас есть свобода воли, а значит мы обречены на столкновения друг с другом и постоянную мучительную потерю курса. А иногда - не просто потерю курса, а КРУШЕНИЕ с фатальными последствиями.
Пример такого столкновения-двух-поездов-с-последующей-катастрофой можно увидеть в фильме "Гладиатор".
Максимус после окончания войны должен был раскрыться на 100% как муж и отец - мирно жить на своей ВИЛЛЕ с женой и воспитывать любимого сына.
Коммод должен был раскрыться как великий император; понятно, что по молодости ему не хватало спокойствия и мудрости, но к преклонным годам он, вполне вероятно, стал бы достойным правителем Рима, почему бы нет (я естесна про кино говорю, а не про реального Коммода).
Но пути Максимуса и Коммода пересеклись, в итоге оба погибли.

Так бывает нечасто; обычно результат таких столкновений менее кровавый: например, мужчина и женщина знакомятся и женятся, в итоге она вместо художницы становится кассиром в "Пятёрочке", а он вместо изобретателя космических кораблей - алкоголиком.
Но от этого не легче.
* * *
Подробнее о самых интересных философских идеях вы можете прочитать в моей книге "Философский фреш".
О чём она и как оформлена, можно посмотреть вот здесь.
Приобрести бумажный вариант можно в любом солидном книжном розничном и интернет-магазине, например, вот здесь, аудиовариант - здесь.
|
</> |