Кино и философия: 5. "Брачная история" и Хайдеггер
andeadd — 25.04.2022 Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976) придерживался весьма КОНТРИНТУИТИВНОЙ точки зрения: "субъект возникает ретроактивно (т.е. задним числом) - как отражение от объекта".Т.е. нам только кажется, что "моё "я" существовало само по себе, а потом увидело бутер с колбасой"; на самом деле же деле никакого "я" ДО бутера не было; был некий акт направленности внимания на бутер, но ЧЬЁ это внимание - нельзя было сказать до тех пор, пока внимание не ОТРАЗИЛОСЬ от бутера, сформировав некое "я", воспринимающее бутер.
Ещё раз: когда внимание направлено на тот или иной объект, еще не понятно, ЧЬЁ это внимание. И только когда волна этого внимания ОТРАЖАЕТСЯ от объекта, формируется "я", которое этот объект воспринимает.
Для наглядности (хотя и с изрядной долей упрощения) можно представить несколько ситуаций:
1. Вы видите классные сиськи.
2. Вы видите платежку за электричество.
3. Вы видите летающего розового слона размером с десятиэтажный ДОМ.
Совершенно понятно, что во всех этих случаях ваши "я" будут дичайше отличаться друг от друга.
Именно потому, что это, по мнению Хайдеггера, РАЗНЫЕ "я".
Нет никакого постоянного "я", каждый раз возникает новое "я" как отражение от очередного объекта - сисек, платёжки, слона и т.д.
Эта схема вспоминается, когда смотришь фильм "Брачная история" про КРАХ отношений Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон).
Теория Хайдеггера просто прекрасно объясняет показанный там процесс ОБВАЛЬНОГО разрушения отношений, когда снежный ком взаимных претензий и обвинений растёт с бешеной скоростью.
Смотрите.
В стабильной паре устанавливается некий БАЛАНС восприятия. Субъект "Николь", который возникает как отражение от объекта "Чарли", устраивает субъекта "Чарли", который возникает как отражение от объекта "Николь"; и наоборот - субъект "Чарли", который возникает как отражение от объекта "Николь", устраивает субъекта "Николь", который возникает как отражение от объекта "Чарли".
Но! Стоит одному из этих объектов ИЗМЕНИТЬСЯ, как меняется и ОТРАЖЕНИЕ от него. А потом - отражение от отражения, естественно. И т.д., до бесконечности.
То есть Николь сделала что-то не то - и изменился субъект "Чарли", который её воспринимает (так как "Чарли" возникает как отражение от объекта "Николь" и, соответственно, зависит от этого объекта). А раз изменился Чарли, то изменится и субъект "Николь", который возникает как отражение от Чарли. А раз так, то.....
и т.д. и т.д. и т.д.
Это реально ОБВАЛ, который нельзя остановить. Будто бы два кривых зеркала отражают друг друга, и каждое следующее отражение становится всё более кривым. Там, где тихо и спокойно сосуществовали всего ДВА субъекта, внезапно возникает переполненное общежитие, где рождаются, сталкиваются и пугаются друг друга всё новые и новые "я"...
Растущий по экспоненте снежный ком из постоянно сменяющих друг друга новых "я"... Роскошная картинка; жаль, не умею рисовать, это можно было бы офигенно ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ.
* * *
Подробнее о самых интересных философских идеях вы можете прочитать в моей книге "Философский фреш".
О чём она и как оформлена, можно посмотреть вот здесь.
Приобрести бумажный вариант можно в любом солидном книжном розничном и интернет-магазине, например, вот здесь, аудиовариант - здесь.
|
</> |