Кинематограф всё
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Для меня лично, разумеется. Посмотрел я тут сдуру шедевр якутского кинематографа под названием «Чёрный снег». Зрелище бессмысленное и беспощадное.
Тут надо сделать небольшое лирическое отступление. С какого-то момента я начисто утратил интерес к кино, независимо от жанра. Редким исключением, пожалуй, является научная фантастика, но она себя исчерпала (вернее, люди перестали ей заниматься), а всё, что было отснято ранее, уже просмотрено.
В остальном же, что бы я ни включил, очень быстро развивается реакция «по Станиславскому». Вероятно, с возрастом к определённому моменту сумма житейского опыта начинает перевешивать таковую у сценаристов, режиссёров, актёров, продюсеров, маркетологов и прочей публики, замешанной в производстве фильмов. Смотришь и просто понимаешь: так не бывает. Вот так этот человек в таких обстоятельствах себя не поведёт. А вот тут такой мимики не будет. Военный так не разговаривает. Врач так не поступает. Инженер сделает по-другому. А вот этого сюжетного поворота быть не может, потому что он для всех создаст проблему. Ну, кроме сценариста — он единственный, кому выгодно :). И так далее... Что остаётся? Остаётся кино как чистое искусство. Но мне интереснее потреблять искусство в других формах.
Итак, что мы имеем? Есть некий нехороший якут Гоша-дальнобойщик. Спекулянт, жадина, циник, одиночка. Наживается на слабостях и проблемах соплеменников. Этот Гоша зимой поехал в очередной рейс. Лопнуло колесо. При смене колеса Гоше родным «камазом» придавило руку. Гоша поорал, пострадал, подумал. Отгрыз себе руку. Залез в тёплую кабину, полежал. Затем, вместо того, чтобы ждать помощи, спалил к чертям машину (с работающим двигателем и запасом солярки) и с каменным лицом ушёл в сторону от дороги, в снега. Конец фильма.
Что нам даёт это кино? А ничего не даёт. Как альтернатива «Любви к жизни» или, тем паче, «Повести о настоящем человеке», не катит. Это кино не про любовь к жизни, силу характера и выживание. Надо полагать, автор закладывал мощный подтекст про грех, искупление, катарсис (или невозможность оного по ряду причин). Получилась какая-то фигня.
Во-первых, люди типа Гоши в подобных ситуациях цепляются до последнего. Реальный Гоша дождался бы помощи. Но Гоша, совершив самое трудное, лишил себя шансов выжить и куда-то попёрся. Можно предположить, что ранее Гоша, будучи форменной сволочью, всю жизнь боролся со сложным внутренним конфликтом и, выменивая у односельчанина-алкаша двадцать оленьих туш на три бутылки палёной водки, на самом деле, глубоко страдал и мучился совестью. Однако ж тут у нас снова появляется товарищ Станиславский, ибо, как было сказано выше, реальные гоши — они не такие. Плавали, знаем.
Во-вторых, автор увлёкся нарочитой лаконичностью. Ну, там все увлеклись — и сценарист, и режиссер, и даже оператор (не забыв, правда, утомить зрителя весьма натуралистичными воплями раненого героя и видами обломка кости из отгрызенной руки). В результате вместе с водой выплеснули всех детей, которые потенциально в этом кино могли присутствовать.
В третьих, за каким-то хреном все персонажи говорят по-якутски, а перевод выполнен одноголосым. В результате Гоша воспринимается как какой-нибудь папуас, новозеландец, монгол или эквадорец. Словом, человек чуждой мне, русскому, культуры. Ну, кто бывал в Якутии и прочих Тувах да Хакасиях — тот не удивится. А, с другой стороны, на практике в ебенях, подобных показанным в фильме, и в условиях, когда речь идёт о жизни и смерти, отношения людей другие, и национальные тёрки там на двадцать пятом плане. Но на кой чёрт это лишний раз педалировать в кино? Чтобы ещё больше углубить нежную дружбу народов?
|
</> |