рейтинг блогов

Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

топ 100 блогов periskop21.12.2015Транспорт Давно хотел наглядно рассказать о том, насколько сложно управлять паровозом.
И книга подходящая есть - причём великолепно иллюстрированная, весны 1953-го года. И поскольку сегодня аккурат 136-я годовщина со дня рождения И.В. Сталина, то это очень уместное совпадение - ведь речь идёт о железнодорожниках сталинской эры. Начало 1950-х - пик развития паровозостроения и высшая точка господства паровозов на советских железных дорогах.

Надо сказать, что профессия машиниста магистрального паровоза в те годы считалась элитной. Очень высокая ответственность, военная дисциплина, суровые требования - но зато и обеспечение, и первоочередное выделение жилья, и ведомственная медицина, и высокое жалованье в сочетании с большим количеством льгот. По факту, на конец 1940-х, опытный машинист I класса магистрального локомотива по уровню жизни и обеспечения был примерно на уровне армейского подполковника-полковника и мог без проблем содержать семью с 4-5 детьми и родителей. Часто бывало и так, что ведущие машинисты с хорошим стажем зарабатывали больше начальника депо и на уровне ответработника министерства. А жёсткий спрос с такого специалиста уравновешивался тем, что у него были немалые права и авторитет, которые он мог реализовать по служебной (формальное выполнение инструкций), партийной и профсоюзной линии.

Конечно, потом профессия претерпела изменения, и сильно снивелировалась - не только в результате массированного внедрения новой техники, но и в результате негативного выравнивания уровня оплаты труда при Хрущеве, что сильно снижало мотивацию молодёжи и стремление к высоким классам квалификации. И машинист электровоза при Брежневе - это уже было совсем не то, что машинист паровоза при Сталине.

Кроме того, электровозом и тепловозом объективно было управлять намного проще и легче - не надо было держать в голове такое множество взаимосвязанных и противодействующих факторов, подобно лётчику в гражданской авиации; и уникальные навыки не были уже так востребованы. Роль человеческого фактора при уходе паровозной эры в историю заметно снизилась, и отбор в профессию стал гораздо менее жёстким. Соответственно, понизились и требования к качеству спецов.

В общем, давайте проникнемся сложностью профессии и многогранностью требований при вождении паровозов.
Далее будут избранные иллюстрированные отрывки из книги 1953 г. с моими комментариями. Книга сделана в виде иллюстрированного катехизиса с чёткими, наглядными, умеренно дробными и не допускающими двойного толкования схемами и плакатами.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры


2. Начнём с подготовки паровоза к рейсу.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

3. Машинист является в депо до начала маршрута.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

4. Бригада - три человека: машинист, помощник машиниста и кочегар (если нет углеподатчика).
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

5. Первичный осмотр паровоза перед рейсом. Довольно сложный процесс. Точек осмотра много, снаружи и изнутри; а кроме этого, машинист обязан был получить на руки анализ котловой воды.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

6. Проверка приборов в будке, органов управления и их исправности.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

7. Для примера - один из пунктов проверки (песочница), а в книге их много. Неисправная песочница, недостаток песка - значит, есть риск боксования при трогании с места, на сложном профиле перегона или при резкой перемене скорости, и без подсыпки песка можно на подъеме застрять и даже начать скатываться вниз, со всем составом. И со всеми последствиями.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

8. Теперь подготовка к отправлению.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

9. Проверка правильности сцепки. К указанному времени (начало 50-х) автосцепка занимала уже подавляющее место.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

10. Зарядка тормозной магистрали и опробование тормозов. Критически важная составляющая вождения поезда.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

11. Проверка световых сигналов локомотива.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

12. Нестандартные варианты движения паровоза (неправильный путь на двухпутке, или движение вслед составу). Второй вариант, который справа - это воинский график движения на прифронтовых магистралях: состав-за-составом по перегону, без возможности обгона и изменения приоритета движения.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

13. Теперь читайте 6 пунктов, что должен сделать машинист, чтобы стронуть состав с места. Видите, как всё непросто, относительно электровоза с его позициями? Так что вождение паровоза с тяжёлым составом позади - это своего рода высокое искусство.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

14. Случай двойной тяги или следование с толкачом на крутых подъёмах типа байкальского - это ещё сложнее. На лидирующие локомотивы ставились наиболее опытные машинисты, 1-го и 2-го классов.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

15. Сигналы, запрещающие и разрешающие отправление. Послевоенный период ознаменовался массовым внедрением электрических светофоров и соответственно, ликвидацией более архаичных семафоров.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

16. Более нестандартные случаи.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

17. Обратите внимание, что бланки телефонограмм, предупреждений и разрешений имели разные цвета, для совершенно чёткой идентификации прав на занятие перегона. Тут же - и семафорная сигнализация, которая была ещё широко распространена, но на главных магистралях уже быстро исчезала.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

18. Закрытое положение семафора.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

19. Закрытое положение светофора.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

20. Жезловая система контроля занятия перегона и нюансы связи.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

21. Бланк красного цвета выдаётся, если на перегоне (участке) - перерыв всех видов связи. Обратите также внимание, как чётко регламентирована выдача предупреждений - чтобы максимально снивелировать воздействие ошибок и человеческого фактора.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

22. Случаи экстренных остановок. Формулировка предельно чёткая - "все непонятные сигналы являются приказом о немедленной остановке поезда".
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

23. Проезд под запрещающий сигнал в сталинское время был уголовным преступлением, подпадающим под транспортный трибунал.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

24. Различные путевые знаки - в том числе и те, которые сейчас читаются забавно.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

25. Ещё знаки.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

26. В 1942-44 гг. паровозы, начиная с фронтовых локомотивов ОРКП, начали массово оснащаться персональной радиосвязью. В этом довольно сильно помогли ленд-лизовские поставки из САСШ: наиболее удачные и компактные устройства связи были скопированы, модернизированы под местные условия и пошли в работу на железные дороги.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

27. А вот теперь то, чем отличались машинисты высокой квалификации от низкой - а именно, умением стабильно - без разрывов и остановок на перегоне - водить тяжёлые поезда (или поезда с опасными грузами в составе) по участкам сложного профиля. Смотрите, сколько всего разного машинист должен держать в голове, чтобы вести состав по участку тяжёлого профиля. Контролировать отсечку, давление в котле, наличие и температуру воды, вводить поправки, если есть накипь и так далее. Причем приёмы вождения варьировались от вида профиля.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

28. Более простой случай: перевал с короткой площадкой (рельефа).
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

29. А вот пошли серьёзные, сложные случаи. Тут уже состав надо вести предельно внимательно.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

30. ...
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

31. ...
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

32. ...
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

33. ...
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

34. ...
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

35. ...
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

36. Как видите - ведение состава, особенно тяжёлого, по сложному профилю перегона - настоящее искусство. Именно поэтому от машиниста требовался нетривиальный опыт и предельно быстрая реакция на различные внешние раздражители согласно показаниям приборов.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

37. Начинающий водитель даже свою машину на подъеме страгивает с трудом, а представьте, что это делает паровоз с составом вагонов в 35-40?
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

38. Ну ладно, пожалуй хватит сложностей вождения поездов. Возвращаемся на базу :)
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

39. Уже поспокойнее, но и тут расслабляться ещё нельзя.
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

40. Вот теперь можно выдохнуть и идти обедать в деповскую столовую! :)
Катехизис паровозного машиниста сталинской эры

Теперь понимаете, какая это была нелёгкая и сложная профессия, требующая уникальных навыков?
Именно поэтому машинисты и считались в своё время элитой железных дорог.

* * *
Целиком, кому интересно, книгу можно скачать тут (djvu)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Традиции нарушать нельзя.. Сегодня полночи готовила холодец..ну а как же иначе, ведь новогодняя традиция! В кухне ставить было некуда, пришлось для остывания кое-как размещать на ...
...
Мало того, что к понедельникам я регулярно выздоравливаю после неизвестного заболевания, в воскресный вечер случилась еще одна не вполне понятная вещь. Вернувшись с дачи поздним вечером, я вышла на балкон, чтобы вдохнуть остывающий воздух, и увидела, что все наши замечательные цветочки ...
Штурмовики А-10 из 422-й испытательной эскадрильи, участвовавшие в конкурсе В США втихоря провели давно планируемые совместные испытания штурмовика А-10 с «объединенным ударным истребителем» F-35. Сам факт проведения подобных испытаний между самолетами сильно разных классов уже ...
С удовольствием наступила бы на больной мозоль человеку, который придумал, будто когда женщина говорит "возможно" - это значит "да", а "нет" - это "да, но не сейчас". Девушки, каким образом вы обычно говорите "нет" желающим познакомиться? Я про тот ...