Катастрофа дня. 3 июня 1973 года
pro100_mica — 03.06.20223 июня 1973 года на Парижском авиасалоне
Ле-Бурже произошла трагедия: во время демонстрационного полёта
разбился советский сверхзвуковой лайнер ТУ-144. Все шесть
членов экипажа погибли. Обломки самолёта рухнули на городок
Гуссенвиль, где было разрушено 15 домов, 60 человек пострадали от
ранений, 8 погибли.
Ту-144. Париж, салон Ле Бурже, июнь 1973 года
На авиасалоне в Ле-Бурже было представлено два
сверхзвуковых лайнера французский Конкорд и советский ТУ-144 и,
естественно, между ними была конкуренция, кто покажет лучший
пилотаж. В последний день салона первым маневрировал Конкорд, делая
повороты и пролёты. А потом настала очередь ТУ 144. После двух
запланированных проходов экипаж Ту-144 на удивление всем не стал
заходить на посадку, а начал третий проход. Пока Ту-144 шёл на
малой высоте, ничего не предвещало беды...
Но через несколько секунд самолёт начал резко
набирать высоту и вошёл в пике. Неожиданно его нос дёрнулся вниз, и
на глазах у тысяч присутствующих зрителей и свидетелей крушения,
лайнер начал стремительно падать вниз, разваливаясь на части. Потом
произошёл взрыв и в клубах чёрного дыма до земли долетели только
его обломки.
Погибшие лётчики, лучшие из лучших: заместитель
Главного конструктора ОКБ Туполева генерал-майор Владимир Бендеров;
главный штурман ГВФ СССР Георгий Баженов, в полете – штурман;
руководитель испытаний Ту-144, ведущий инженер по испытаниям Борис
Первухин; бортинженер Анатолий Дралин; командир корабля –
заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, начальник
летной службы ОКБ Туполева Михаил Козлов; летчик-испытатель Валерий
Молчанов, второй пилот.
ТУ-144 на Парижском авиасалоне 1973 года за день до аварии
Слухов было более чем достаточно. Французские и
советские специалисты единодушно пришли к выводу об отсутствии
каких-то погрешностей в конструкции или общем функционировании
самолета и его систем. Расследованиями катастрофы занималась
французская сторона. Официальной версии, которой мало, кто из
специалистов, причастных к авиации, поверил, была та, что якобы
человек, фотографировавший полёт, упал на панели управления, когда
самолёт перешёл в горизонтальный полёт после набора высоты. По
другой версии, над аэродромом кружил самолёт-разведчик Мираж
III, который снимал полёт конкурентов, в том числе и Ту-144, и,
возможно, лётчики увидев этот самолёт, мгновенно прекратили набор
высоты и попытались пройти под ним, что могло привести к
катастрофе. Короче намёк на вмешательство человеческого фактора
присутствовал.
Фрагменты Ту-144, разложенные на полу ангара
После трагического падения Ту-144, в Ле-Бурже были собраны все
уцелевшие обломки самолета,
началась длительная и тщательная разборка и выявление
недостатков
Памятный знак во французском Гуссенвиле
Скорбный монумент погибших лётчиков на Новодевичьем кладбище в
Москве
|
</> |