
День рождения Альбрехта Дюрера

Он мог стать потомственным ювелиром, овладев
искусством отца, зарабатывать хорошие деньги, а затем, разбогатев и
на этом успокоившись, навсегда затеряться в истории. Но Гений так
поступить не мог. А потому, забросив мастерскую серебряных дел
мастера в Нюрнберге, Альбрехт Дюрер выбрал иную судьбу. Он
странствовал, развивал свой талант и искал совершенства, которого
достиг не только в живописи, но и гравюре, рисунке, философии и
теории искусства.
Автопортрет, 1498 год. Прадо, Мадрид.
Надпись справа под окном: Это я писал с самого себя. Мне было 26
лет. Альбрехт Дюрер
Во времена Дюрера в Германии не было принято
писать автопортреты и юный Альбрехт вряд ли мог видеть их образцы.
И именно ему было суждено стать пионером этого жанра, который в
дальнейшем получил широкое распространение европейском
искусстве.
Автопортрет в возрасте 13 лет, 1484 год. Серебряный карандаш.
Альбертина, Вена
В правом верхнем углу сделана надпись: Я сам нарисовал себя в
зеркале в 1484, когда я был еще ребенком. Альбрехт
Дюрер.
Это трогательное лицо с по-детски пухлыми
щёчками и широко открытыми глазами, эти выпуклые глаза, похожие на
глаза хищной птицы, способные рассматривать солнце, не моргая.
Рисунок в этом месте несколько неумелый. Серебряный карандаш, более
подходящий для кропотливой точности эскизов золотых дел мастера,
резко очерчивает изгиб век, блики глазного яблока. Взгляд
сосредоточенный и почти галлюцинирующий, что, возможно, вызвано
некоторой неловкостью юного рисовальщика, а возможно, поразительной
интуицией, которая уже тогда была отличительной чертой характера
маленького Дюрера. Лицо повёрнуто на три четверти, обнаруживая
нежный овал полных щек, нос с горбинкой, похожий на клюв. В лице
мальчика есть какая-то нерешительность и незавершённость, но нос и
глаза свидетельствуют об исключительной индивидуальности автора,
уверенного в себе, хозяина своей души и судьбы, – так описал
первый автопортрет Дюрера историк искусства Марсель
Брион
Автопортрет с повязкой, 1491 год. Перо, чернила
Автопортрет с этюдом руки и подушки, 1493 год
Эта работа двусторонняя, на оборотной стороне Дюрер сделал серию
набросков подушек,
исследуя влияние света на складки в манере, напоминающей
драпировку.
Шесть этюдов подушек, 1493 год
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1893 год.
Лувр, Париж
Автопортрет, 1500 год. Старая пинакотека, Мюнхен
Ещё эту работу называют Автопортретом в одежде, отделанной
мехом, Автопортретом в возрасте 28 лет,
Автопортретом в шубе
Последний из трёх живописных автопортретов
Дюрера, его считают самым личным, сложным и знаковым из всех
автопортретов художника. Впервые художник изображает себя анфас,
что было не принято в то время для светских портретов, это была
прерогатива святых. Обращает на себя внимание внешнее сходство с
принятыми в то время в искусстве изображениями Христа.
Автопортрет в обнаженном виде, 1509 год
Тонированная зелёная бумага, итальянский карандаш, тушь, белила,
рисунок пером и кистью
Самый откровенный автопортрет художника и cкорее всего первый в
таком роде.
Автопортрет, 1522 год
Этот набросок Альбрехта Дюрера, изображающий его
спленомегалию, из письма, написанного им доктору, чтобы помочь ему
поставить диагноз. Вверху сделано пояснение: Там, где жёлтое
пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит.
Автопортрет в образе скорбящего, 1522 год. Рисунок графитным
карандашом на сине-зеленой грунтованной бумаге.
|
</> |
