КАРЛ ВЕНИГ. ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ ДМИТРИЯ САМОЗВАНЦА


Во всех музеях есть такие картины, у которых всегда толпятся зрители, несмотря на более чем скептическую оценку искусствоведов. И очень часто к таким картинам относятся полотна академистов, известных и не очень. В Нижегородском художественном музее одной из таких суперпопулярных картин является произведение Карла Венига «Последние минуты Дмитрия Самозванца».

Карл Вениг был исключительно профессиональным художником, хотя его произведения никогда не относили к шедеврам русского искусства. Он родился в Ревеле (Таллинн) в 1830 году, и таким образом оказался лишь немногим старше и представителей отечественного критического реализма, и участников движения передвижников (впрочем, Алексей Саврасов вообще был его сверстником). Отец Венига Готлиб Фридрих был учителем музыки и органистом лютеранской церкви, а мать Агата Эмилия в девичестве носила фамилию Фаберже и была родной теткой великого ювелира Карла Фаберже. Двое младших братьев Карла Венига (всего в семье было 12 детей) также окончили Академию художеств.

В Академии Карл был на хорошем счету, он без каких бы то ни было проблем получил все положенные академические награды от малой серебряной до большой золотой медали, а также прилагающийся к ней грант на поездку в Италию и полное признание академических кругов с присвоением степени академика за «Положение во гроб», написанное в Риме. Далее были «Два ангела, возвещающие гибель городу Содому», давшие Венигу звание профессора исторической живописи, участие в росписях Московского Храма Христа Спасителя и Николаевской лютеранской церкви в Ревеля, где служил его отец.
Надо сказать, что понятие исторической живописи распространялось в то время не только на композиции, написанные на исторические сюжеты, к историческим относились также библейские, античные, и вообще мифологические темы.


Разумеется, все, что писал Вениг, было «страшно далеко» от современной действительности. Даже собственно его исторические полотна («Русская девушка», «Иван Грозный и его мамка» и т.п.) были лишь иллюстрациями тех или иных исторических сюжетов, не более того.
Но что действительно умели делать художники-академисты, так это писать картины так, чтобы каждую деталь можно было разглядывать часами. Их историческим картинам, конечно же, недоставало психологизма и философской глубины, а также связи с современностью, что виртуозно умели делать передвижники, вкладывая в исторический сюжет какой-то дополнительный смысл, зато действия и поступки героев академических композиций элементарно считывались зрителями любого уровня подготовки за счет профессионально выстроенной мимики и жестов.



Итак, перед нами «Последние минуты Дмитрия Самозванца» (как вариант «Последние минуты Григория Отрепьева») Карла Венига, написанная в 1879 году. Для сравнения: в 1871 году Ге закончил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в 1878 году Суриков начал работу над «Утром стрелецкой казни», в 1879 Репин выставил «Царевну Софью».
Картина Венига также изображает один из переломных моментов русской истории. По идее, это должна быть сцена перед крахом и гибелью Лжедмитрия I, произошедшая утром 17 мая 1606 года. Действие происходит в покоях самозванца в Кремле. Вероятно только что Петр Басманов, преданный и доверенный человек Лжедмитрия, вернулся с Красного крыльца и сообщил ему, что народ на Соборной площади требует к себе царя. Чуть раньше, буквально несколько минут назад Басманов убил дьяка Осипова, который пробрался в покои Лжедмитрия, чтобы прикончить его.
Русские источники сообщали, что перед тем как погибнуть, Осипов произнес целую речь, обличающую самозванца, причем в выражениях не стеснялся, именуя Дмитрия еретиком, расстригой и недоноском. Разумеется, это только легенда, и у Осипова просто не было времени для такой лексической импровизации. Но все равно, эта легенда подчеркивает, какой накал страстей царил в тот момент вокруг личности самозванца. Масла в огонь подбавило и то, что тело киллера-неудачника выкинули на площадь прямо из окна. Осипов был любим народом, как сообщают те же летописные источники, поскольку вел праведную жизнь.
Энергичным жестом Басманов указывает на что-то за окном, другой рукой разворачивая Дмитрия, очевидно, чтобы тот увидел это. Такой жест весьма показателен, поскольку говорит о достаточно фамильярных отношениях господина и слуги, и о том, что Басманов не очень-то верил в царское происхождение Дмитрия, ведь истинного царя он вряд ли стал так резко хватать за плечо.
Известно, что самозванец не решился выйти на крыльцо к народу, но высовывался в окно, держа в руках бердыш. У Венига же единственным оружием в сцене является сабля в ножнах на поясе у Басманова, а Дмитрий может обороняться если только сжатыми кулаками. Впрочем, скорее всего этот жест символизирует сильнейшее напряжение, в котором пребывает главный герой полотна. Похоже, что эти детали свидетельствуют о безнадежности ситуации, в которой оказался Лжедмитрий и его приближенный.
Динамику сцене прибавляют перевернутый стул, с которого самозванец, видимо только что резко поднялся, смятый ковер и отброшенная темно-синяя бархатная ткань, вероятно, это верхний длинный и дорогой царский кафтан с богатой вышивкой. Можно предположить, что перевернутый стул, богато декорированный узорами, является как бы символом утраченной царской власти.
Между прочим, Дмитрий не выглядит подавленным или готовым принять поражение. Сжатые кулаки, напряженное выражение лица, нога, резко выдвинутая вперед, - свидетельствуют о том, что самозванец намерен бороться и победить. Никакой обреченности в его позе нет.

Третий персонаж картины – Марина Мнишек, новоявленная коронованная супруга Дмитрия. Она не одета и простоволоса, вероятно, она только что встала с постели, и еще не в курсе того, что происходит, хотя сцена, которая разворачивается перед ней, наверняка дает ей понять, что происходит что-то скверное. При этом ее небрежный домашний наряд говорит также и о ее проигрыше в этой истории, особенно если вспомнить с какой пышностью был обставлен ее въезд в Москву всего десять дней назад.


Полотно, конечно, написано блестяще. Вениг, судя по всему, достаточно много работал с историческими источниками. Детально и точнейшим образом выписаны интерьер царских покоев, мебель, ковры, ткани, одежда и обувь героев. Возможно, исторический облик Петра Басманова художник и не смог отыскать в старинных гравюрах, но и лицо Марины Мнишек, и портрет Лжедмитрия очень сходны с оригинальными изображениями. Художник даже тщательно выписал пресловутую бородавку.
Картина, конечно, не отличается глубиной содержания и тонкостью психологических характеристик героев, но она вполне понятна для любого зрителя, и в этом тоже есть определенное достоинство. А главное, она нравится публике, а, значит, есть надежда, что кто-нибудь придет посмотреть на нее еще раз, а заодно заинтересуется и чем-нибудь еще в музейных залах.