АЛЕКСАНДР БЕЙДЕМАН. ГОМЕОПАТИЯ, ВЗИРАЮЩАЯ НА УЖАСЫ АЛЛОПАТИИ. 1857

топ 100 блогов nikonova_alina28.10.2022
Александр Бейдеман. Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии. 1857
Александр Бейдеман. Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии. 1857

А художники тоже люди. В том смысле, что время от времени им приходится спускаться с высот Олимпа своего вдохновения и решать совершенно банальные житейские проблемы, те же самые, что и у всех остальных не столь талантливых и одаренных сограждан. В том числе, это и проблемы со здоровьем, ведь талантливые люди болеют столь же часто, как и обычные, если не чаще.

Конечно, как и всем прочим людям, художникам совершенно не хочется отдавать себя в руки медиков, людей по определению черствых и циничных, склонных мучить всякими неприятными процедурами и без того страдающего пациента. И вот тогда на сцену и выходят врачи-гомеопаты, милые и внимательные, с индивидуальным подходом и пригоршнями сладких шариков, которые по идее должны излечивать любого и от любой болезни.

И весьма симптоматично, что в конце концов Гомеопатия (с большой буквы, как некое персонифицированное божество) стала героиней полноценного художественного произведения – картины художника Александра Бейдемана «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии».

Александр Бейдеман
Александр Бейдеман
Александр Бейдеман. Бегство Святого Семейства в Египет
Александр Бейдеман. Бегство Святого Семейства в Египет

Вообще-то Бейдеман был стопроцентным мастером исторической живописи, который почти никогда не отступал от избранного жанра. Его самой удачной работой считается «Клятва Брута над телом Лукреции», которая так понравилась Карлу Брюллову, что он заочно передал Бейдеману свой профессорский поцелуй (?!). В его творческом наследии равно представлены композиции на темы российской истории и сюжеты из Священной истории и античной мифологии, он много занимался росписями церквей в Петербурге и в Крыму.

Но в то же время нельзя считать его академическим сухарем, поскольку одно время он плотно сотрудничал с журналом «Ералаш» Михаила Неваховича, для которого выполнил много юмористических рисунков. Он писал и карикатуры на коллег по цеху: («Подсматривание купальщиц пейзажистами» и «Явился неудачный селадон») и даже иллюстрировал повесть Гоголя «Нос».

Так что картину под названием «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии» не стоит воспринимать слишком однозначно и прямолинейно. Бейдеман написал ее в 1857 году в Мюнхене предположительно по заказу известного русского врача-гомеопата Евгения Габриловича.

Вообще гомеопатия в России начала развиваться с 1820-х годов, когда эту новую методику почти одновременно привезли в нашу страну европейские врачи Шеринг, Штегеман и Бижель. С 1830-х годов благодаря усилиям страстного фаната гомеопатии графа Н.С.Мордвинова в России официально была разрешена частная гомеопатическая практика и открыты первые гомеопатические аптеки.

Так что к 1850-м годам гомеопатия в России стала весьма популярным и привычным методом лечения. Уже существовали не только гомеопатические кабинеты и  аптеки, но даже целые больницы. Врачи образовали профессиональное сообщество, начали издавать журнал «Гомеопатическое лечение» и перевели на русский язык все основополагающие труды по гомеопатии.

Итак, на картине Александра Бейдмана мы видим две основных группы персонажей:

В правой части картины находятся положительные персонажи картины. Их освещает золотистый свет, очевидно символизирующий божественное милосердие. На заднем плане в белом одеянии и небесно-голубом плаще изображена сама Гомеопатия, парящая в облаках. В одной руке у нее – пылающий меч, в другой – весы, очевидно, предназначенные для точного отмеривания гомеопатических препаратов. За ее спиной просматриваются незавершенные образы еще нескольких олимпийских божеств, в частности Зевса. Лицо Гомеопатии искажено гневной гримасой, брови сурово сдвинуты.

Христиан Фридрих Самуэль Ганеман
Христиан Фридрих Самуэль Ганеман

Перед Гомеопатией, в красном плаще, предстоит бог медицины Эскулап, сопровождаемый змеей, который от гнева и возмущения поднял свою левую руку. За ним находится богиня Афина, покровительница наук, а у самого правого края полотна изображён немецкий врач Христиан Фридрих Самуэль Ганеман (1755—1843), основатель гомеопатии. Еще двое персонажей: девушка, отвернувшаяся от сцены, разворачивающейся в левой части картины, и мальчик с поднятой рукой, сидящий у ног Ганемана, однозначно не идентифицируются.

Все положительные герои полотна с неодобрением и даже с возмущением смотрят на отрицательных персонажей, сосредоточенных в левой части картины. Это – врачи-аллопаты, которые занимаются лечением больного.

Вообще, аллопатия – это уничижительный термин, который гомеопаты и прочие адепты альтернативной медицины используют для обозначения медикаментозных методов терапии, а также научных принципов классической, а в настоящее время еще и доказательной медицины.

Итак, садисты-аллопаты всячески истязают больного, который и так уже находится при смерти (если уже не умер, судя по зеленоватому цвету его кожи). В рот ему запихивают какие-то пилюли, из вены пускают кровь и одновременно кровь отсасывают несколько десятков тщательно выписанных художником пиявок (забавно, но сейчас использование пиявок скорее относится к области альтернативной медицины, из той же серии, что и сама гомеопатия). Двое медиков наливают в огромный черпак какую-то микстуру из бутылки, а еще трое отпиливают бедняге ногу (без наркоза и даже местной анестезии, судя по реакции). Остальные врачи, заполняющие задний план картины, лихорадочно совещаются, придумывая для несчастного пациента новые способы лечения. Вероятно, так художник представил медицинский консилиум.

Александр Бейдеман. Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии. Фрагмент
Александр Бейдеман. Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии. Фрагмент

О том, что конец страдальца уже близок, свидетельствует фигура Смерти в дверном проёме, а также рыдающая жена и плачущие дети, изображённые в левом нижнем углу полотна.

Конечно, хотелось бы понять чем именно был болен несчастный, но, похоже, что художник не озадачился тем, чтобы изобразить хотя бы относительно правдоподобную болезнь на картине. Складывается впечатление, что врачи, словно стая коршунов, налетели на вполне здорового человека и залечили его до смерти.

Странно также, что положительные персонажи в лице Гомеопатии, Ганемана и Асклепия даже не попытались отбить пациента у злодеев и спасти его от верной гибели с помощью щадящих методов прогрессивной гомеопатической медицины.

Но, с другой стороны, не стоит забывать, что Александр Бейдеман обладал довольно специфическим чувством юмора, так что композиция могла иметь совершенно иной смысл, нежели то прославление гомеопатии, которое оплатил заказчик.

Композиция картины четко делится на две части. причем линией разделения служит дверь, которую открывает Смерть. Нижняя левая часть холста более насыщена персонажами, они плотно заполняют все пространство, которое еще и дополнительно затемнено с помощью мрачного серо-коричневого фона. Верхняя правая (положительная) часть картины – более светлая и воздушная, художник использует достаточно яркие и радостные тона.

Картина, без сомнения, довольно любопытна тем, как художник умудряется использовать традиционный язык мифологической аллегории в трактовке сюжета из современной жизни. Надо признать, что у него получился вполне убедительный образ.

Известно, что картина «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии» была приобретена Павлом Третьяковым до 1893 года. В 1923 году картина была представлена на выставке, проходившей в Третьяковской галерее, которая посвящена 25-летию со дня смерти Павла Третьякова.

Известно также о существовании неоконченного варианта картины, который до начала 1970-х годов находился в Москве у вдовы Николая Габриловича (потомка (сына?) заказчика картины) Ларисы Габрилович-Масловой, а затем перешёл в частное собрание в Кемерово.

P.S. Александр Егорович Бейдеман умер в феврале 1869 года в возрасте 41 года после того, как ему на голову упала гипсовая отливка, которую плохо прикрепили над дверью. Вряд ли от внутричерепной гематомы ему помогла бы гомеопатия…

P.P.S. Впрочем, лично я против гомеопатии ничего не имею. Многим она действительно помогает, возможно, каким-то образом переключая и стабилизируя внутренние резервы организма. И эффект плацебо никто не отменял, когда выздоровление происходит потому, что лекарство (или сахарные шарики) тебе вручает с умным видом солидный почтенный доктор в белоснежном халате, всем своим видом вызывающий доверие и уважение. В 19 веке были зафиксированы реальные случаи излечения от холеры в гомеопатических клиниках, поэтому граф Мордвинов и начал продвигать ее в России.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Да, шестого октября у нас прошёл первый снегопад. Как говорится, пришла зима - отворяй ворота.. Можно сказать, что слухи о всемирном потеплении у нас в географическом центре России оказались сильно преувеличены.. © kwakin_misha p.s. ...
Заместитель мэра Новороссийска Екатерина Демченко уволена с должности после того, как ее друзья выложили в инстаграм видео с шашлыков во время самоизоляции. На одной из турбаз 10 мая было дело. ...
Главный в российских войсках генерал по радиационной, химической и биологической защите рассказал дивную историю про подготовку "грязной бомбы, или маломощного ядерного боеприпаса". И рассказал что эту вундервафлю страшные мы сделали из радиоактивных отходов. Тут такое дело, ладно что ...
...
Я по старой памяти слежу за результатами международных олимпиад школьников и студентов. И вот такая новость. Вот сайт организаторов Олимпиады. https://ipho2023.jp/en/ Результаты еще не опубликованы. https://ipho-unofficial.org/timeline/2023/country Но вот новость Индиан ...