АНДРЕЙ РЯБУШКИН. СЕМЬЯ КУПЦА В XVII ВЕКЕ. 1896
nikonova_alina — 17.10.2022
Часть 1.
В наше время очень популярен жанр альтернативной истории. Многие бросая взгляд на отдаленное и не очень отдаленное прошлое задаются вопросом: а что было бы если бы, например, Петр I не стал брать курс на европеизацию России, или, если бы в 1917 году не случилось в нашей стране революции, или, если бы во Второй мировой войне все же победил Гитлер? Результаты этих размышление подчас выливаются в целые тома художественных произведений или даже в научные труды, поскольку проблемы альтернативной истории изучают в последнее время не только доморощенные приверженцы фолкхистори, но и вполне добросовестные ученые, профессиональные историки.
В каком-то смысле специалистами по сотворению альтернативной истории можно считать и художников, поскольку представляя зрителям визуальную картинку давних событий, от которых не осталось никаких зримых свидетельств, они придают сухим строкам летописей или иных исторических документов, визуальный образ и делают из имен, зафиксированных в этих текстах, живых людей со своей уникальной характерной внешностью и чисто человеческими качествами и слабостями. Дело доходит до того, что такие образы, рожденные фантазией художников, начинают иллюстрировать вполне серьезные научные тексты.
Внес свою лепту в воссоздание облика, психологии и в какой-то мере быта людей прошлого и художник Андрей Рябушкин, достойный продолжатель традиции исторической жанровой живописи в русском искусстве. Судя по всему, однажды он вдруг подумал: а что было бы, если бы в 17 веке в России уже изобрели фотографию, и, отвечая себе на этот вопрос, создал блестящую стилизацию, картину «Семья купца в XVII веке».
Незадолго до начала работы над этим замыслом Рябушкин совершил большое путешествие по Центральной России. В 1890 году он завершил обучение в Академии художеств, представив на конкурс на Большую золотую медаль свое итоговое произведение «Снятие с креста». Картину сочли слишком дерзкой, поскольку художник самовольно изменил ее эскиз, прежде утверждённый академически советом, поэтому золотую медаль, а вместе с ней и главное – грант на заграничную поездку, Рябушкин не получил. Но зато ему была выделена двухгодичная стипендия из личных средств великого князя Владимира Александровича, тогдашнего президента Академии, а злополучное «Снятие с креста» купил Павел Третьяков, щедро заплатив за него 500 рублей.
В принципе, ничто не помешало бы Рябушкину отправиться покорять европейские вершины, приобщаясь в новым модным художественным течениям, но он, выходец из крестьянской семьи и уроженец Тамбовской губернии, предпочел поездку по старинным волжским городам, где его интересовало все, что могло быть связано с древнерусской культурой, относящейся к эпохе допетровской Руси.
Чуть ранее Рябушкин устроил себе дом с мастерской недалеко от имения Приволье (сейчас Ленинградская область), принадлежавшего его другу художнику и литератору И.Ф.Тюменеву. Это было очень небольшое жилище, состоявшее из двух комнат, одну из которых Рябушкин занял под свою мастерскую, кухни, где обитала его прислуга и вышки (надо полагать, это был пристрой в виде башенки), где художник любил сидеть и наслаждаться окрестным видом.
Именно там, в своем доме в Приволье, Рябушкин и начал работу над «Семьей купца». Известно, что замысел художника по мере продвижения работы претерпевал определенные изменения. Предполагается, что изначально он хотел написать целую серию семейных групповых портретов типичных людей, живших в 17 веке. Во всяком случае, в каталоге второй выставки Общества художников исторической живописи, на которой впервые была показана «Семья купца», по поводу творческих планов Рябушкина было написано следующее:
«…Автор задался целью воспроизвести типы разных слове общества 17 века. В будущем предполагает написать боярина с семьей, царя с семьей и т.д.»
Также известно, что Рябушкин переписывал по крайней мере одну фигуру - старшей дочери купца, стоящей слева. По словам друзей художника, видевших первоначальный вариант, она была изображена почти карикатурно, что косвенно свидетельствует, что Рябушкин изначально подошел к избранному сюжету с некоторой долей иронии, но затем почти радикально поменял концепцию. Можно предположить, что то случилось, когда вместо типажей на его картине вдруг появились живые люди со своими чувствами, мыслями и проблемами, хоть и жившие в далеком прошлом. И художник ощутил, что просто не имеет права воспринимать их с насмешкой.
Продолжение следует…
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
Россия. Екатеринбург. Часть 6. Июль 2021
***
Засентябрело
Скандинавский змеедракон
Знаете ли вы що...
FRANZ RADZIWILL (1895-1983)
Горят швайнекройцы! 277й выпуск потерь бронетехники ВСУ
ТАК ПОТИХОНЕЧКУ И ПРОЖИВАЕМ ЭТУ НЕНАСТНУЮ ОСЕННЮЮ ПОРУ!!!

