рейтинг блогов

БЕЗУМИЕ РЕНЕ МАГРИТТА

топ 100 блогов nikonova_alina07.10.2022
Рене Магритт
Рене Магритт

Часть 2.

Трудно сказать, какой бы художественный стиль избрал человек с таким психическим багажом как у Рене Магритта, родись он немного раньше или немного позже, но для человека, чей творческий путь начался в 1920-х годов, направление движения было заведомо определено – сюрреализм.

Рене Магритт. Жоржетта за фортепиано.ю 1923
Рене Магритт. Жоржетта за фортепиано.ю 1923

Впрочем, Магритт начал немного издали. С 1916 по 1918 год он учился в Академии изящных искусств в Брюсселе, затем он ее покинул, и начал работать самостоятельно. Поначалу он работал сразу в нескольких направлениях. Вместе со своим другом помладше, Э.Л.Т.Мессентом он издавал дадаистский журнал, а с более старшим приятелем, Виктором Сервранксом, писал теоретический труд на тему чистой абстракции. И при этом самые первые полотна Магритта были выполнены в стиле пост-кубизма, модного в начале 1920-х годов, который можно еще назвать кубизмом, адаптированным для широкой публики.

Рене Магритт. Женщина (Донна). нач. 1920-х гг.
Рене Магритт. Женщина (Донна). нач. 1920-х гг.

Неожиданным для всех этих художественных исканий, которые касались в основном художественного языка, было наличие сильного эротического начала. Сам Магритт вспоминал, что интерес к тайнам женской природы у него появился даже не после смерти матери, а еще раньше, когда он проводил каникулы у бабушки в небольшом городке Суанье.

Церковь старого кладбище в Суанье
Церковь старого кладбище в Суанье

Единственной достопримечательностью этого места была монастырская церковь, построенная в стиле ранней романской архитектуры. При ней сохранилось заброшенное кладбище с надгробиями 13 и 14 века. И вот на этом самом кладбище юный Рене любил играть с маленькой девочкой, своей ровесницей и подружкой. Игры у них были вполне обычные для детей в таком месте -  они любили залезать в средневековые усыпальницы, заглядывать по мере возможностей под полуразрушенные плиты и за таинственные двери. Хотя очень может быть, что дети занимались не только играми в следопытов.

Кстати, именно на  этом кладбище Рене впервые в жизни увидел художника, который писал аллею с обломками колонны и пожухлыми листьями. Работа провинциального живописца показалась Магритту настоящим колдовством, а сам художник – человеком, наделенным воистину волшебной силой. Именно тогда Рене и задумался о выборе своего жизненного пути.

До начала 1920-х годов Магритт мог пользоваться финансовой поддержкой отца. Учась в Академии, он жил в пансионе, где официально зарегистрировался как «рисовальщик». Позднее он переехал в новый дом своего отца, где ему принадлежал весь верхний этаж. 

Академию Магритт посещал нерегулярно, но все-таки он не только многому там научился, но и обрел нескольких близких друзей. С одним из них, Пьером Флуке, Магритт даже в течение некоторого времени снимал одну мастерскую на двоих, а потом еще провел совместную выставку картин и плакатов.

В 1921 году Магритта призвали в армию, но служба прошла для него абсолютно спокойно. Офицеры относились к своему талантливому подчиненному вполне благосклонно и не мешали ему продолжать заниматься живописью.

Джорджо де Кирико. Песнь любви. 1914
Джорджо де Кирико. Песнь любви. 1914

Первым шагом на пути к становлению собственного стиля для Магритта стало знакомство с творчеством Джорджо де Кирико. Еще в 1914 году Рене впервые увидел репродукцию с картины де Кирико «Песнь любви» и был потрясен. Но собственно мотивы итальянского метафизика у Магритта начинают появляться только с 1925 года. И именно с этого времени он начинает превращаться в сюрреалиста. Его первой по-настоящему сюрреалистической картиной стал «Потерянный жокей», законченный в 1926 году. Впрочем, первая выставка его картин, написанных в новом стиле, оказалась неудачной. Брюссельская публика явно еще до них не дозрела.

Рене Магритт. Потерянный жокей. 1926
Рене Магритт. Потерянный жокей. 1926

        Понятно, что подлинной Меккой для начинающего сюрреалиста был Париж, куда в 1927 году и отправился Магритт с супругой. По началу им пришлось устроиться в предместье у родственников Жоржетты. Добираться в центр было довольно сложно, а прекрасный вид на Сену не мог полностью компенсировать неудобства, так что Магритты постарались как можно скорее перебраться поближе к центру города.

        В то время после краткого периода безденежья, когда Магритт зарабатывал как мог, сотрудничая в журналах, в издательском бизнесе и даже рисуя эскизы для обоев, у него наконец улучшилась денежная сторона жизни. Магритт заключил контракт с брюссельской галереей Сенто, и получил гарантированную финансовую стабильность.

Андре Бретон
Андре Бретон
Камиль Гоманс
Камиль Гоманс

        Французский сюрреалисты во главе с Андре Бретоном вовсе не жаждали принимать в свой круг какого-то бельгийца (для французов до сих пор бельгийцы — люди второго сорта, годящиеся лишь на то, чтобы стать героями дурацких анекдотов вроде наших чукч). Даже несмотря на то. что у него был покровитель в лице бельгийского поэта-сюрреалиста Камиля Гоманса, имевшего некоторое влияние в их среде. Ни на какие значимые мероприятия Магритта в то время не приглашали, ни в каких совместных сюрреалистических проектах он не участвовал. Для французских сюрреалистов его как будто и не существовало.

Рене Магритт. Убийца в опасности. 1927
Рене Магритт. Убийца в опасности. 1927

        Некоторые исследователи предполагают, что это было связано с тем, что в сюрреализме того времени существовало разделение на сюрреализм, который создавался с помощью определенных механистических приемов (этим занимались, например, Миро, Арп, Макс Эрнст после 1924 год), и сюрреализм фигуративный, который разрабатывали последователи де Кирико (Макс Эрнст до 1924 года, Магритт и несколько позднее Дали). Бретон отдавал предпочтение сюрреалистам первой категории и старательно игнорировал второе направление.

        В конце концов, несмотря на то, что отношение к Магритту со стороны парижских сюрреалистов постепенно стало более лояльным, он предпочел расстаться с их кругом. Его стал раздражать Бретон, который мнил себя единственным гуру и раздавал художникам ценные указания. Несмотря на то, что Магритт был исключительно спокойным и тихим человеком, он начал возражать и спорить с Бретоном, а потом махнул на все рукой и в 1930 году вернулся в Брюссель. К тому же  брюссельский торговец картинами свернул свой бизнес и Магритт снова был вынужден искать себе возможность стабильного заработка.

        Вообще, история о том, как поссорились Рене Магритт и Андре Бретон, достойна отдельного рассказа, поскольку в ней фигурировали противоречия в восприятии католической веры, а также рыцарские чувства Магритта по отношению к жене Жоржетте.

Рене Магритт. Предательские образы. 1929
Рене Магритт. Предательские образы. 1929

        15 декабря 1929 года вышел двенадцатый выпуск «Революции сюрреалистов», в котором помимо прочих материалов были помещены и четыре статьи Магритта. Художник в этом году создал одно из самых значительных и максимально концептуальных своих произведений, картину «Предательские образы», на которой изображена курительная трубка с надписью «Это не трубка» (Ceci n`est pas une pipe). Об этом полотне вышло несколько восторженных отзывов в соответствующей прессе, и Магритт сразу приобрел определенную популярность в художественных кругах.

По поводу выхода двенадцатого выпуска «Революции сюрреалистов», Бретон организовал у себя на квартире вечеринку, на которую в этот раз были приглашены и Магритты. Рене и Жоржетта ехали к Бретону в одном такси с Полем Элюаром (от которого незадолго до этого  жена ушла к Дали). Элюар заметил, что Жоржетта носит на шее крестик и заметил, что лучше было бы носить не христианский символ, а камушек. Жоржетта заявила, что этот крестик принадлежал ее бабушке, что она привыкла его носить и что она ни за что его не снимет (и вообще какое твое собачье дело). В некоторых случаях супруга Рене Магритта могла быть дьявольски упрямой.

Проблема была в том, что Андре Бретон был атеистом и ярым антиклерикалом. Магритт и раньше любил его подкалывать, задавая время от времени провокационные вопросы, типа: «Скажи-ка мне, Бретон, а что ты думаешь об Иисусе Христе?» или «А задумывался ли ты, Бретон, о загадочности католицизма?» Впрочем, обычно Бретон не обижался на такие разговоры, и Магритты не могли предположить, что в этот раз что-то будет по-другому. Хотя вполне возможно, что они сознательно нарывались на скандал.

Когда они приехали на вечеринку, Бретон тоже заметил крестик на шее у Жоржетты и потребовал, чтобы «этот предмет» был снят. Жоржетта молча встала и вышла, а Рене последовал за ней. На лестнице их догнал Луи Арагон и попросил вернуться, но Магритты предпочли уйти, причем навсегда.

Рене Магритт. Благовещение. 1930
Рене Магритт. Благовещение. 1930

Кстати, в 1930 году  Магритт создал картину «Благовещение», фантастический пейзаж, который он заполнил искусственными объектами непонятного происхождения и назначения, в числе которых были фигурные столбики, которые обычно именуются «бильбоке Магритта», узорная бумажная аппликация и металлическая стена с бубенчиками.

К началу 1930-х годов у Магритта уже сложился своеобразный словарь образов, из которых составляются многие из его полотен. В их числе:

Рене Магритт. Смысл ночи. 1927
Рене Магритт. Смысл ночи. 1927

• человек в котелке – персонификация самого художника, который с 1938 года и сам начал фотографироваться только в таком виде. Предполагается, что котелок для Магритта символизировал внешнюю благопристойность, в противовес бурной и сюрреалистически таинственной внутренней жизни художника;

Рене Магритт. Встреча. 1927
Рене Магритт. Встреча. 1927

• бильбоке–некие объекты, подобные столбцам балюстрады, либо стилизованным шахматным фигурам, обозначают тягу художника к однотипным фигурам и обобщённым формам;

Рене Магритт. Человек в котелке. 1964
Рене Магритт. Человек в котелке. 1964

• скрытые объекты – сначала в форме скрытого лица, а затем скрытые объекты вообще, иллюстрирующие одну из основных идей Магритта о том, что все не то, чем кажется. Магритт вообще любил играть с различными предметами, переходящими один в другой. Он полагал, что следует разделять понятия невидимого и скрытого, поскольку видимое может быть скрытым и наоборот;

Рене Магритт. Купальщица между светом и тьмой. 1935
Рене Магритт. Купальщица между светом и тьмой. 1935

• обнажённая женщина – как объект насилия, чаще всего ее беззащитность подчеркивается контрастом с одетым мужчиной.

Рене Магритт. Использование слов. 1927
Рене Магритт. Использование слов. 1927

И самое главное, что открыл Магритт для мирового искусства – это его художественные изыскания в области семантики, которые начались с «Предательских образов». Магритт изучал взаимоотношения между образом и словом и пришел к выводу, что слова и вещи не эквивалентны, они лишь связаны между собой, но не взаимозаменяемы. Поэтому на его картинах появляются предметы с неверными подписями или же только слова, представленные как самостоятельные объекты или как окружение персонажей.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ЮГ - https://anti-fasmer.livejournal.com/97059.html СЕВЕР - https://anti-fasmer.livejournal.com/293431.html ЗИМА, она же SUMMER - ...
Не мой текст, я в разъездах. С форумов все материалы, на фото  обломки DC-9, сбитого 27 июня 1980 французской ракетой над Устикой во время учений НАТО . По Букам и возможности сбить самолет. Разговаривал с офицером ПВО, вот что он сказал: Сбить Буком на высоте 10 000 км возможно. ...
Кинодебют Ханеке - удивительно глупый и беспомощный, с Дильман вообще не сравнится. Но я до просмотра этого фильма не знал, что Ханеке такой фанат ...
Нравится ли вам чувство влюбленности? Странный вопрос, не так ли? Почти каждый человек вроде бы мечтает о любви. Но как доходит до дела, некоторые персоны "сбегают" от этого сильного чувства, потому что оно доставляет им много хлопот. Кто-то начинает нервничать, у кого-то не получается раб ...
Первый сезон получился очень хорошим - интересные истории отношений внутри нескольких семей, живущих в солнечной Калифорнии на берегу океана в прекрасных особнячках, мягкий юмор, дружба и любовь, маленькие дети и подросшие (помните предприимчивую девочку-подростка, с которой родители ...