Карамзин о хазарах и славянах
avixa — 17.01.2024Рассеянные племена славян не могли противиться такому неприятелю, когда он силу оружия своего в исходе VII века, или уже в VIII обратил к берегам Днепра и самой Оки. Жители Киевские, северяне, радимичи и вятичи признали над собой власть каганову.
«Киевляне,- пишет Нестор,-дали своим завоевателям по мечу с дыма и мудрые старцы козарские в горестном предчувствии сказали: Мы будем данниками сих людей, ибо мечи их остры с обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие.» Басня, изобретенная уже в счастливые времена оружия российского в X или XI веке!
По крайней мере завоеватели не удовольствовались мечами, но обложили славян иною данию и брали, как говорит сам летописец, «по белке с дома»: налог весьма естественный в землях северных, где теплая одежда бывает одною из главных потребностей человека и где промышленность людей ограничивалась только необходимым для жизни.
Козары искали золота в Азии и получали его в дар от императоров; в России же, богатой единственно дикими произведениями натуры, довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли.
Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало славян, по крайней мере летописец наш, изобразив бедствия, претерпенные народом его от жестокости обров, не говорит ничего подобного о козарах. Все доказывает, что они имели уже обычаи гражданские. Ханы их жили издавна в Балангиаре, или Ателе (богатой и многолюдной столице, основанной близ волжского устья Хозроем, царем персидским), а после в знаменитой купечеством Тавриде. Гунны и другие азиатские варвары любили только разрушать города, но козары требовали искусных зодчих от греческого императора Феофила и построили на берегу Дона, в нынешней земле козаков, крепость Саркел для защиты владений своих от набега кочующих народов; вероятно, что каганово городище близ Харькова и другие, называемые козарскими, близ Воронежа суть так же памятники их древних, хотя и неизвестных нам городов. Быв сперва идолопоклонники, они в осьмом столетии приняли веру иудейскую, а в 858 году христианскую.
Комментарий автора. Вот что сообщает об этом ПВЛ:
По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И набрели на них хазары, на сидящих в лесах на горах, и сказали хазары: «Платите нам дань».
Из чего может следовать, что хазары их не завоевывали вовсе, а наоборот, предложили свою защиту.
|
</> |