Каракатица
olga_srb — 09.06.2023 Вчера у меня получился очень тяжелый в эмоциональном плане день. Я испытывала тревогу, бессилие и грусть, которые не могут быть устранены никакими, даже самыми правильными и проникновенными, словами. Эти тягостные чувства знакомы каждому, и я – не исключение.Их гремучая смесь переживалась мной одновременно с необходимостью выполнять должностные обязанности, и теперь, по прошествии некоторого времени, я затрудняюсь сказать, усугубляла работа мое состояние или, наоборот, облегчала.
Если бы я раскрашивала вчерашний день, я бы выбрала черный карандаш.
Да, в этом дне были и хорошие моменты (не бывает так, чтобы хорошего совсем не было), но я их почти не замечала – только сфотографировала, чтобы вернуться к ним позже.
Почему я решила сегодня рассказать вам об этом?
Нет, вовсе не в надежде на поддержку, а для того, чтобы сказать: мы все живем похожими жизнями.
Возможно, у некоторых читателей могло сложиться ошибочное впечатление, будто я не замечаю жесткую реальность, витая в мягких облаках, а моя жизнь – череда развлечений и удовольствий, источники которых преследуют меня денно и нощно.
Нет, это не так. К счастью, я отношусь к обычным людям, в жизни которых случаются разнообразные события: и радости, которые хочется пережить снова, и проблемы, разрешения которых ждешь с нетерпением.
Для меня драма – это не только сценический жанр, а волнение – не только движение волн.
Но охваченная переживаниями я не ищу утешения, потому что убеждена: свои страдания человек должен прожить до конца. Это процесс, имеющий начало, кульминацию и окончание. Отчасти он напоминает заболевание, и прерывать его бесполезно.
Непрерывность не означает наслаждения своими горестями, расчесывания душевных ран и упрямой обороны позиции «не мешайте мне страдать».
Нет, я совершенно не стремлюсь к страданиям и хроническим недугам, но и делать вид, что всё прекрасно, когда прекрасно не всё, мне кажется неуместным.
Продолжая аналогию с болезнью: заболела – болей, лечись и выздоравливай.
Сколько бы заботливых людей не суетилось вокруг больного, ему все равно придется прожить и манифестацию своей болезни, и закономерное усиление симптомов, и первые проблески улучшения самочувствия, на фоне которых возможно обострение симптоматики, и благополучный исход болезненного процесса. На всё это требуется время и терпение.
Эмоциональные страдания – неотъемлемая часть человеческого бытия, и если сейчас вам плохо, помните: так бывает со всеми.
Обдумывая вчерашний день накануне, я планировала пойти вечером на традиционный джазовый концерт под открытым небом, однако мое настроение оставалось таким минорным, что я совершенно не была расположена слушать музыку.
И тогда я подумала: станет ли кому-то лучше, если я продолжу печалиться и откажусь от своих планов?
Ответ очевиден: нет.
Не давая себе времени для лишних раздумий, я просто собралась и пошла в сад. Не в расчете на то, что концерт снимет с меня груз переживаний, а просто потому, что ни одной весомой причины не ходить туда у меня не нашлось.
Очевидно, что музыка не в состоянии выполнить роль лекарства, но, когда мы заболеваем, мы используем и симптоматические средства.
Представьте, что вас лихорадит. Далеко не всегда нам доступны препараты, гарантирующие устранение причины заболевания, но можно принять жаропонижающее и перестать пылать как факел.
Излечит ли оно? Нет.
А облегчит недомогание? Да.
Джазовый концерт стал для меня тем самым жаропонижающим, и, наверняка, у каждого из вас есть свои личные «жаропонижающие» средства.
Когда я явилась в сад, всё концертное пространство было заполнено зрителями.
Не только в рядах, но и на всех окрестных лавочках не было ни одного свободного места (я как-то писала, что на подобные мероприятия следует приходить заранее).
Ни первая, ни вторая композиции не улучшили моего настроения. Я продолжала тонуть в своих мыслях, несмотря на чудесные звуки, издаваемые музыкальными инструментами, но вдруг поняла, что стоять с унылой физиономией – не дело.
Поняла и начала слегка улыбаться – не потому, что грусть рассеялась, а потому что мне этого очень хотелось.
Примерно через полчаса на первом ряду освободилось место. Я села и стала слушать музыку (до этого я просто формально присутствовала).
Более я не позволяла грустным мыслям опережать мое восприятие, но справиться с ними у меня не выходило.
И вдруг ко мне наклонилась женщина, сидевшая сзади.
- Извините, пожалуйста. По вашей руке ползает какое-то насекомое. Я боюсь, что оно вас укусит…
Не успела я сообразить, что к чему, как женщина смахнула потенциальную угрозу с моего плеча.
Единственное, что я успела – поблагодарить свою спасительницу и увидеть, как на асфальт упала какая-то каракатица. Была ли она опасна, неважно. Важно, что совершенно посторонний человек не остался равнодушным, и, увидев угрозу (реальную или преувеличенную), не промолчал, а предпринял меры к ее устранению.
Если бы эта каракатица, кем бы она ни была, меня укусила, сидевшая позади женщина не имела бы к инциденту ни малейшего отношения, и, тем не менее, она не осталась в стороне.
Следующие две композиции я думала о том, как много вокруг нас тепла и заботы, и как часто мы их просто не замечаем.
Вот еще один пример – он лежит на нашей кухне.
Коллега, знающая о моей любви к пряным травам, привезла мне со своего приусадебного участка огромную охапку укропа.
О том, как это трогательно, я догадалась только после возвращения с концерта, а днем, на фоне своих переживаний, я не придала ее заботе должного внимания и не испытала благодарности, пропорциональной ее усилиям.
Одним словом, если вам тревожно и грустно – тревожьтесь и грустите. Отрицательные эмоции тоже являются частью вас, и вы имеете право их переживать.
Если вы ощущаете бессилие, ощущайте и его. Вы не обязаны всегда быть оптимистичны.
Я не агитирую за то, чтобы упиваться страданиями, но выступаю против того, чтобы винить себя в малодушии, если вам не удалось сохранить хорошее настроение и энергично противостоять испытаниям.
Когда вам очень тяжело, по возможности, не меняйте своих планов – следуйте ранее придуманным маршрутом. Не исключено, что на нем вам встретится человек, который, не зная вас и не имея перед вами никаких обязательств, смахнет с вашего плеча ядовитую каракатицу.
Ну, и про укроп: посоветуйте, что с ним делать?
Учитывая, что в нашей семье пряные травы люблю только я, его надо как-то переработать для длительного хранения. Но как? Высушить? Заморозить? Засолить?
|
</> |