Канадская экспериментальная мукозальная вакцина против COVID-19. На мышах
prof_afv — 31.01.2023 — КоронавирусУспешное прохождение экспериментальной вакциной доклинических испытаний (т.е. на животных), это лишь первый и не самый трудный барьер, который вакцина-кандидат должна преодолеть, прежде чем станет вакциной, пригодной для использования на людях. Поэтому, за редкими исключениями, я не делаю «героями» постов вакцины-кандидаты, ещё не дошедшие до продвинутых стадий клинических испытаний. Сегодня, одно из таких исключений. Делаю это по нескольким причинам:
1) разработка мукозальных вакцин, на мой взгляд, это одно из наиболее перспективных направлений в области профилактики вирусных заболеваний
2) у этой вакцины необычная «рецептура» - три иммуногена: уже традиционный для ковидных вакцин белок S (точнее, его фрагмент S1) и два других белка – NP (ген N) и RdRp (ген nsp12)
3) это векторная вакцина, сделанная на платформе «нереплицирующийся аденовирусный вектор», той же платформе, что и у Спутников, AsraZeneca, J&J/Janssen и китайских Convidecia
4) место, где она сделана (Университет МакМастера, Гамильтон, Канада), можно сказать, «альма-матер» данной платформы – здесь долгое время работал Frank L. Graham, учёный, чьи работы в 1970-х годах были ключевыми для появления данной «платформы».
Вакцина, в нескольких вариантах (разные векторы), пока испытана только на мышах. В этих экспериментах установлено, при однократном введении она работает лучше, чем аналоги, вводимые внутримышечно. Это касается как мукозального, так и системного иммунитетов, и антительного и Т-клеточного. Кроме этого, данная вакцина стимулирует «врождённый» иммунитет (trained innate mucosal immunity). Всё вместе это обеспечивает высокую протективную эффективность данной вакцины, с важной оговоркой – на мышиных моделях.
Интересно, что лучше всего данная вакцина работала в векторе, сделанном из аденовируса шимпанзе (в AstraZeneca использован другой аденовирус шимпанзе).
Результаты этих доклинических исследований опубликованы здесь: https://www.cell.com/cell/fulltext/S0092-8674(22)00145-3
А дальше самое главное – клинические исследования. Очень «скромная» фаза 1 (на 30 добровольцах) вроде уже завершена, но результаты пока не опубликованы. Дан зелёный свет началу фазы 2 на 500-х добровольцах (на это правительство Канады выделило 8,2 миллиона канадских долларов). Фаза 2 займёт несколько месяцев. А вот как будет тестироваться протективность (фаза 3) сильно зависит от того, как будет развиваться ситуация с COVID-19.
Резюмирую – разработка интересная, перспективная, но до её практического использования, если это состоится, ещё далеко.
Проф_АФВ
|
</> |