калька и не-калька

Собственно, смотреть не обязательно, можно даже без звука провертеть за минуту, там и так понятно.
Вил Вестон ставит совершенно противоположные цели, нежели ставились перед нами на мельнице у Матюши. И пользуется противоположными средствами.
Калька, наложенная на оригинал, не всегда есть инструмент механического копирования. В данном случае она инструмент анализа и целенаправленной трансформации оригинала (вот того, что Матюша в глубоко-и-чёткомыслии своём называл «стилизацией» и категорически запрещал).
У Вила, как легко заметить, дозволены линии, не совпадающие с наличными на оригинале. Дозволены для лучшей удобочитаемости и лучшей композиции, для лучшей выразительности и динамики.
У Матюши это отсебятина, харам, табу и грехъ против Истины. Истины, устроенной нам при помощи механического снимка с некой рандомной точки зрения в неком рандомном освещении.
У Вила дозволены и линия, и тон, и, главное, эти два инструмента не презентуются отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимопроникающи, а это первое условие для избавиться от сопленосой детсадовской доктрины «обведи и закрась» и увидеть перед собой на белой плоскости (иллюзорный) объём и (иллюзорное) пространство. Наш же Матюша поступал с пациентами категорически наоборот – изолировал линию от тона и тональное пятно от линии, разводил то и другое по разным заданиям и даже по разным семестрам, тем самым ставя перед ползунковой группой первокурсников задачу противоестественной - и очень сильной! - стилизации и полностью блокируя
Можно, конечно, спорить о стилистическом благородстве оригиналов, предлагаемых Вилом для анализа-через-кальку, но его интенция научить осознанному и ПРЕДМЕТНОМУ рисованию очевидна. Методика же нашего препода Матюши, хотя и не пользуется калькой, но разлагает самые основы предметно-пространственного, аналитического и аксиологического мышления.
|
</> |