на мельнице у Матюши - 3

топ 100 блогов mmekourdukova13.06.2023 Не знаю, каким в итоге оказался набор, но на отдельных уроках обыкновенно  присутствовало пять-шесть нас, салаг,  да двое-трое стариков в задней зале жевали какие-то сложные проекты комиксов – кажется, НЕ с фотографий, но очень скучные, многослойные затёртые скелеты композиционно-пространственных схем. Пока не насмеливаюсь заглядывать через их плечо и, к сожалению, не слышу ихних поучений – но новоначальных вижу всех и поучения слышны хорошо.

(картинка, как легко понять, просто для привлечение внимания, к нашей мастерской и уровню владения рисунком она не имеет ровно никакого отношения)


на мельнице у Матюши - 3

Например, красава-визави (от меня впервые узнавшая, что карандаши можно точить также и бритвочкой, а не только вертячей точилкой) к концу третьей недели таки снесла пять-шесть квадратиков, которые Матюша принял с оговоркой-требованием: закрасить белилами те немногие чёрненькие акценты, которые хоть как-то оживляли её серенькие, из раздрызганных маленьких чёрточек проекты – кстати, я забыла сказать, что эти квадратные картинки у нас называются СЕКВЕНЦИЯМИ, хотя никакой последовательности не составляют. Даже напротив, поощряется возможно более широкий разнотык сюжетов. Так вот, велел возникшую там и сям штриховку беленьким закрасить, чтоб тока линии остались! - и дама послушно закрасила.

Со мною профу нашему было сложнее. Из малой кучки «секвенций», сработанных на первых уроках, была принята только одна, потому что только она одна и отвечала требованию «линией, сволочи, линией», а на других присутствовал тон, т.е., на местном жаргоне, «штриховка». Из кучки фотографий для переработки, которую я принесла с собой, не желая более иметь никаких дел с кирпичом «Истории фото ХХ в.», были кое-как отобраны штуки три, а все остальные были признаны ненарративными – да и выбранные-то были неполноценными, потому что персонажи опять смотрели на зрителя, а это ненарративно.

- Дак я же могу им на рисунке глазки-то в сторонку отворотить, - сказала я неосмотрительно-наивно, - делов-то!
- Ах нет, это уже будет отсебятина, а по смыслу задания надо чтоб всё как на образце.

Добро, угу. Проволочный контур вместо сорока оттенков серого – это ему «всё как на образце», а изменить направление взоров – это запрещённый приём.

И вообще у него оказались очень серьёзные и принципиальные претензии к моим рисункам. Мои рисунки были поражены грибком СТИЛИЗАЦИИ. Требовалось же просто копировать фоточки, не привнося никакой стилизации.

на мельнице у Матюши - 3

Вся удивлённая, я спросила, подо что именно стилизованы мои рисунки. Матюша без запинки отвечал, что они стилизованы под мой личный (Ирины Николавны) стиль. Я, несколько обезвалдев, мяукнула, что это не стилизация, это просто, йолки, стиль. Естественное следствие школы и профессионализма – это индивидуальный стиль, и нечего ругать его стилизацией.

- Ну, не будем спорить о терминах, - сказал он, - ты как хочешь, свинья, а Я называю это стилизацией! И её нам тут не надо, смысл этого задания в борьбе со стилизацией!.. То есть, конечно, она неизбежна... (это в ответ на мой выразительный взгляд, обвод глазом, пяти соседей, трудившихся над срисовыванием фоточек в незамутнённой стилистике дошкольников; молчел  таки быстро соображал, надо отдать должное). ... Да, она где-то неизбежна! но задание состоит в том, чтобы максимально от неё очиститься! сохранить незамутнённую верность избранному фотографическому источнику!

Тут я ткнула пальцем в вывешенный на стене письменный манифест с требованиями к этому заданию на двух страницах: где там хотя бы слово о том, что стилизация недопустима? Почему бы мне было её по умолчанию избегать – избегать, как мы правильно заметили, неизбежную? Или есть стилизации дозволенные и недозволенные? И, главное, не является ли предписанный нам отказ от тона и сведение образца до линии-проволоки – чистой воды спущенной сверху стилизациею и нарушением верности избранному фотографическому исходнику, э?

...Матюша спросил, что такое «тон». Мне пришлось объяснять. На языке вертелось «это то, что ты называешь штриховкой», но я наступила себе на горло и рассказала про оттенки серого. Он понял – и с ясным взором отвечал, что сведение тонового изображения к чёрной линии на белом фоне стилизацией НЕ является. Это никакая не стилизация, а просто такое задание. Просто на оригинале – тоном, а на картинке – линией, где же стилизация? – и опять покраснел. Впрочем, может статься, что мне только показалось. Вся полная финского стыда, я спросила – сталбыть, задание заключается в том, чтобы как бы механически снять с образца контурную кальку, проводя карандашом по границам объектов? Механически, да? Потому что иначе ведь случается неизбежная стилизация-которой-нинада.

Припёртый к стенке, он вынужден был согласиться. А я продолжила сжимать кольцо.

- Тогда я буду держать оригиналы вверх ногами, можно? – и, бинго! – он сгоряча ответил – «Можно, ах какой интересный ход».

- Отлично, - схватила я обеими руками полученное разрешение, - это самый верный способ избежать какой бы то ни было стилизации, работать чисто механически как робот, полагая свою единственную цель...

- Но у вас же остаётся выбор! – захлопал он ластами, - Ваше творческое решение – это селекция деталей, ну, где остановиться, с линией-то. Тут обводим, тут не обводим...
- Точняк! – радостно согласилась я. – Только вы скажите, какими критериями я должна руководствоваться при отборе и селекции?
- Дак тут же дана полная воля, - тоже радовался он.
- Неет, так не пойдёт, я же должна знать, что плохо и что хорошо?
- Уй, да зачем тут, при чём тут добро и зло вообще?
- Дак а если есть селекция?
- А по-твоему, где добро и зло? – нашёлся он, перейдя даже несколько в наступление.

- У меня несложно (напрямую грузить юношу христианскими ценностями я, конечно же, не стала, себе дороже, а выбрала мяхкую формулировку): хорошо то, что работает на образ, делает его выразительным, передаёт динамику, настроение, личные характеры и эмоции персонажей и обстановочки, а также отношение автора к изображаемому. Плохо то, что не работает на образ, снижает его читаемость, разрушает его, нивелирует, огрубляет, опошляет...

Было явственно слышно, как зашевелили ушками пятеро остальных. Матюше надо было спасать дидактическую концепцию.

- Главное – пропорции! – сообразил проф. – Вот! – он вынул листочек из пачки моих рисунков, - вот тут ноги длиннее, а жопа короче, чем надо... Пропорции – хорошо, не в пропорциях – плохо. Чтоб линии обводили все пропорции.

- Аа, вона что! ОК, шеф...

И, взяв одну из дозволенных мне фоточек, я перевернула её догорыногамы и вмиг срисовала дядьку в широких штанах с тонконогой девочкой в чёрном пальто, 40-е годы – вернее, не дядьку и не девочку, а контуры занимательных клякс. – Вот.

на мельнице у Матюши - 3

- Вот! – обрадовался проф. – Линией, линией! – и тут же огорчился: - А пропорции-то? Они же у вас присадкуватые такие вышли...
- Дак фоточка вытянутая по вертикали, а я рисую 12х12, и как мне тут быть? По уставу (пальцем на стенку, где вывешены кондиции) я не могу добавлять от себя никаких элементов, сталбыть, я либо пропорции искажаю – пропорционально, впрочем!, либо тупо оставляю по бокам пустые пространства, либо обрезаю образец до квадрата.
- Обрезаем! – рубанул Матюша.
- Так? – я закрыла бумажкой ноги папы с дочкою. – Или так? – я закрыла голову папы.
- О, вот так, - одобрил он безголовую.

И с этого момента всё пошло как по маслу. По конвейеру. Я несла к Матюше на утверждение откадрированный бумажною рамкою фрагмент нарративного фото, переворачивала его – и через десять минут воссозданные вручную контуры чёрных, серых и белых пятен оригинала заполняли мой 12х12. Признаюсь, что я даже не переворачивала рисунки для взглянуть на (как бы осмыслившийся, переведённый в фигуратив из абстракции) результат. А просто предъявляла произведения шефу и столбиком складывала в одобренный фонд.

на мельнице у Матюши - 3

на мельнице у Матюши - 3

А меж сеансами заглядывала к другим барахтающимся.

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть у кого-нибудь инфа о Сандеро Степвей? Сколько ждать в очереди, если сейчас заказать? Мб кто недавно общался с манагерами у дилеров на эту тему? ...
Похоже, что "пенсионная реформа" это только начало полномасштабного наступления на собственный народ.Антон Силуанов: "Государство избаловало граждан своей поддержкой!"Министр Финансов считает, что из бюджета страны слишком много утекает денег на социальную сферу. Пенсионеры, инвалиды, ...
ЦБ России: базовый тариф по ОСАГО с 12 апреля повышен на 40% Зампред Банка России Владимир Чистюхин сообщил, что действующий базовый тариф по ОСАГО для легковых автомобилей для физических лиц, который сейчас составляет 2440-2574 рубля, будет повышен до 3432-4118 рублей. Помимо повышения ...
Моё абсолютно личное субъективное мнение (старого маразматика) Все истерики на ток-шоу, эта постоянная украинская тематика (ах там цены, ЖКХ, гас с углём и т.п.) начинают уже доставать. Плохо то, что на Донбассе продолжают погибать от обстрелов люди. Это плохо. А всё остальное от ...
Раньше нормальным считалось жениться/выходить замуж лет в 18. Недавно я тут рассказывала  про одну бабушку, которая со стопроцентной уверенностью заявила, что в "ее время" 22 года было уже очень поздно для свадьбы. Зато браки такие были ...