Какой из старых фильмов неожиданно для вас стал открытием?

Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум».
2 (15) октября 1908 года произошёл первый показ восьмиминутного фильма отечественного производства «Понизовая вольница».
Картина режиссёра Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень») открыла эру российского кино.
27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.
Справедливо, что именно эту дату в итоге приняли как день отечественного кино -- советское кино было и остаётся окончательно, непостижимо и недостижимо гениально.
Даже те фильмы, которые делали на отвяжись (а их создатели искусственно увеличивали продолжительность, чтобы заработать побольше и снимали своих детей...), в итоге брали высочайшие планки.
Российские кинематографисты в этом смысле похожи на дикарей, вступивших под золотые своды дворца рухнувшей империи и принявшихся кривляться, подражая канувшим в лету жрецам (самое удивительно, когда неумело кривляться начинали сами жрецы).
К слову, Голливуд, где играют на великолепном актерском уровне, во многом вырос на плечах русских теоретиков кино.
Представление о кино-титанах прошлого можно просто пролистав, какие фильмы выходили ежегодно
Например, Осенний марафон, Место встречи иземнить нельзя, Пять вечеров, Тот самый Мюнхгаузен, Трое в лодке... появились в один год).
Например, это далеко не все фильмы, вышедшие на экран в 1979 году
«Ах, водевиль, водевиль…», (реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
«В моей смерти прошу винить Клаву К.», (реж. Николай Лебедев, Эрнест Ясан)
«Гараж», (реж. Эльдар Рязанов)
«Маленькие трагедии», (реж. Михаил Швейцер)
«Место встречи изменить нельзя», (реж. Станислав Говорухин)
«Москва слезам не верит», (реж. Владимир Меньшов)
«Осенний марафон», (реж. Георгий Данелия)
«Пираты XX века», (реж. Борис Дуров)
«Приключения Электроника», (реж. Константин Бромберг)
«Пять вечеров», (реж. Никита Михалков)
«Стакан воды», (реж. Юлий Карасик)
«Сталкер», (реж. Андрей Тарковский)
«Сыщик», (реж. Владимир Фокин)
«Тот самый Мюнхгаузен», (реж. Марк Захаров)
«Трое в лодке, не считая собаки», (реж. Наум Бирман)
«Фантазии Фарятьева», (реж. Илья Авербах)
«Цыган», (реж. Александр Бланк)
«Шерлок Холмс и доктор Ватсон», (реж. Игорь Масленников)
«Экипаж», (реж. Александр Митта)
1978
31 июня», (реж. Леонид Квинихидзе)
«Безымянная звезда», (реж. Михаил Козаков)
«В зоне особого внимания», (реж. Андрей Малюков)
«Вас ожидает гражданка Никанорова», (реж. Леонид Марягин)
«Дуэнья», (реж. Михаил Григорьев)
«Д’Артаньян и три мушкетёра», (реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич)
«Женщина, которая поёт», (реж. Александр Орлов)
«И это всё о нём», (реж. Игорь Шатров)
«Мой ласковый и нежный зверь», (реж. Эмиль Лотяну)
«Обыкновенное чудо», (реж. Марк Захаров)
«Сибириада», (реж. Андрей Михалков-Кончаловский)
«Трактир на Пятницкой», (реж. Александр Файнциммер)
«Уроки французского», (реж. Евгений Ташков)
«Шла собака по роялю», (реж. Владимир Грамматиков)
«Ярославна, королева Франции», (реж. Игорь Масленников)
1977
Аленький цветочек», (реж. Ирина Поволоцкая)
«Белый Бим Чёрное ухо», (реж. Станислав Ростоцкий)
«Волшебный голос Джельсомино», (реж. Тамара Лисициан)
«Вооружён и очень опасен», (реж. Владимир Вайншток)
«Где ты, Багира?», (реж. Владимир Левин)
«Женитьба», (реж. Виталий Мельников)
«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», (реж. Надежда Кошеверова)
«Кто поедет в Трускавец», (реж. Валерий Ахадов)
«Мимино», (реж. Георгий Данелия)
«Неоконченная пьеса для механического пианино», (реж. Никита Михалков)
«По семейным обстоятельствам», (реж. Алексей Коренев)
«Про Красную Шапочку», (реж. Леонид Нечаев)
«Служебный роман», (реж. Эльдар Рязанов)
«Смешные люди!», (реж. Михаил Швейцер)
«Собака на сене», (реж. Ян Фрид)
«Усатый нянь», (реж. Владимир Грамматиков)
«Хождение по мукам», (реж. Василий Ордынский)
1976
«12 стульев», (реж. Марк Захаров)
«Аты-баты, шли солдаты», (реж. Леонид Быков)
«Весёлое сновидение, или Смех и слёзы», (реж. Игорь Усов)
«Двадцать дней без войны», (реж. Алексей Герман)
«Дни Турбиных», (реж. Владимир Басов)
«Красное и чёрное», (реж. Сергей Герасимов)
«Легенда о Тиле», (реж. Александр Алов, Владимир Наумов)
«Небесные ласточки», (реж. Леонид Квинихидзе)
«Подранки», (реж. Николай Губенко)
«Принцесса на горошине», (реж. Борис Рыцарев)
«Раба любви», (реж. Никита Михалков)
«Розыгрыш», (реж. Владимир Меньшов)
«Старший сын», (реж. Виталий Мельников)
«Труффальдино из Бергамо», (реж. Владимир Воробьев)
«Ты — мне, я — тебе!», (реж. Александр Серый)
1975
«Афоня», (реж. Георгий Данелия)
«Вариант „Омега“», (реж. Антонис-Янис Воязос)
«Звезда пленительного счастья», (реж. Владимир Мотыль)
«Здравствуйте, я ваша тётя!», (реж. Виктор Титов)
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!», (реж. Эльдар Рязанов)
«Капитан Немо», (реж. Василий Левин)
«На всю оставшуюся жизнь», (реж. Пётр Фоменко)
«Не может быть!», (реж. Леонид Гайдай)
«Они сражались за Родину», (реж. Сергей Бондарчук)
«Приключения Буратино», (реж. Леонид Нечаев)
«Сто дней после детства», (реж. Сергей Соловьёв)
«Стрелы Робин Гуда», (реж. Сергей Тарасов)
«Табор уходит в небо», (реж. Эмиль Лотяну)
«Финист — Ясный Сокол», (реж. Геннадий Васильев)
1974
«Бронзовая птица», (реж. Николай Калинин)
«Дочки-матери», (реж. Сергей Герасимов)
«Зеркало», (реж. Андрей Тарковский)
«Иван да Марья», (реж. Борис Рыцарев)
«Кыш и Двапортфеля», (реж. Эдуард Гаврилов)
«Лев Гурыч Синичкин», (реж. Александр Белинский)
«Любовь земная», (реж. Евгений Матвеев)
«Люди и манекены», (реж. Аркадий Райкин)
«Не болит голова у дятла», (реж. Динара Асанова)
«Невероятные приключения итальянцев в России», (реж. Эльдар Рязанов)
«Последнее лето детства», (реж. Валерий Рубинчик)
«Романс о влюблённых», (реж. Андрей Михалков-Кончаловский)
«Свадьба Кречинского», (реж. Владимир Воробьёв)
«Свой среди чужих, чужой среди своих», (реж. Никита Михалков)
«Соломенная шляпка», (реж. Леонид Квинихидзе)
1973
«А вы любили когда-нибудь?», (реж. Игорь Усов)
«Блокада», (реж. Михаил Ершов)
«В бой идут одни «старики»», (реж. Леонид Быков)
«Земля Санникова», (реж. Альберт Мкртчян и Леонид Попов)
«Иван Васильевич меняет профессию», (реж. Леонид Гайдай)
«Калина красная», (реж. Василий Шукшин)
«Кортик», (реж. Николай Калинин)
«Крах инженера Гарина», (реж. Леонид Квинихидзе)
«Мачеха», (реж. Олег Бондарев)
«Много шума из ничего», (реж. Самсон Самсонов)
«Москва — Кассиопея», (реж. Ричард Викторов)
«Плохой хороший человек», (реж. Иосиф Хейфиц)
«Семнадцать мгновений весны», (реж. Татьяна Лиознова)
1972
«А зори здесь тихие», (реж. Станислав Ростоцкий)
«Большая перемена», (реж. Алексей Коренев)
«Опасный поворот», (реж. Владимир Басов)
«Печки-лавочки», (реж. Василий Шукшин)
«Слуги дьявола на чёртовой мельнице», (реж. Александр Лейманис)
«Совсем пропащий», (реж. Георгий Данелия)
«Солярис», (реж. Андрей Тарковский)
«Станционный смотритель», (реж. Сергей Соловьев)
«Табачный капитан», (реж. Игорь Усов)
1971
«12 стульев», (реж. Леонид Гайдай)
«Бумбараш», (реж. Николай Рашеев и Аркадий Народицкий)
«Джентльмены удачи», (реж. Александр Серый)
«Достояние республики», (реж. Владимир Бычков)
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые», (реж. Эдмонд Кеосаян)
«Остров сокровищ», (реж. Евгений Фридман)
«Офицеры», (реж. Владимир Роговой)
«Ох, уж эта Настя», (реж. Юрий Победоносцев)
«Проверка на дорогах», (реж. Алексей Герман)
«Старики-разбойники», (реж. Эльдар Рязанов)
«Тени исчезают в полдень», (реж. Валерий Усков и Владимир Краснопольский)
1980
«Благочестивая Марта», (реж. Ян Фрид)
«В начале славных дел», (реж. Сергей Герасимов)
«Вам и не снилось...», (реж. Илья Фрэз)
«Долгая дорога в дюнах», (реж. Алоиз Бренч)
«За спичками», (реж. Леонид Гайдай и Ристо Орко)
«Не стреляйте в белых лебедей», (реж. Родион Нахапетов)
«О бедном гусаре замолвите слово», (реж. Эльдар Рязанов)
«Однажды двадцать лет спустя», (реж. Юрий Егоров)
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», (реж. Игорь Масленников)
«Старый новый год», (реж. Наум Ардашников и Олег Ефремов)
«Эскадрон гусар летучих», (реж. Станислав Ростоцкий)
«Юность Петра», (реж. Сергей Герасимов)
=====================
Дискуссия о том, у кого какой любимый фильм, бессмысленна.
Невозможно ограничиться несколькими, десятком любимых.
Особенно потрясающе, когда вдруг на глаза попадается какой-нибудь шедевр, который ни разу не видел.
Помню, как мне вдруг попадались такие фильмы:
Математик и черт
Всем - спасибо!
Отдельная удивительная страница советского кинематографа -- это всевозможные истории о том, как создавались фильмы, о подборе актеров, о вырезанных сценах, об иррациональных и рациональных связях между отдельными работами.
Только один пример.
В 1968 году выходит выпуск журнала "Фитиль" про отцов-одиночек, где некий Слава Эс очень переживает, что его бросила с ребенком некая роковая Клава К.
Некая роковая не чуждая музыкальности Клава К. появляется в фильме 1979 года "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Считается, что в фильме нашли отражение перипетии юношеских отношений автора одноименной повести с Валентиной Архангельской, которая затем стала женой Александра Галича...
То и дело какие-то моменты кинематографа обретают "второе дыхание"
Полюбившиеся фрагменты можно смотреть в любой последовательности)
Советский кинематограф, несмотря на то, что его давно нет, продолжает совершать удивительные путешествия во времени -- его расцвечивают, "перепевают", делают ремейки...
Эти перепевы лишний раз демонстрируют, что повторить то, что было невозможно.
Сложно пердставить как можно даже "проходные" фрагменты сделать лучше.
Даже то, что советское кино о том, как требуется давить буржуазию, снималось на буржуазный "Кодак" добавляет пикантности)
==================
Советский кинематограф навсегда останется золотым веком отечественного кино.
Некая непостижимая сейчас высота, которую однажды покорили, но потом оказалось, что непонятно даже как к ней приблизится.
В таких явлениях как русская литература и русский кинематограф всегда особняком будут стоять русские гуманисты 19-ого века и советское кино.
На Youtube есть сотни разных подборок фрагментов и песен из советских фильмов, но почему-то смотреть их не очень интересно -- то, что уже видел, в этих подборках смотрится блекло, а "новое" воспринимается плохо.
Поэтому интересен вопрос не о любимом советском фильме и любимой песне из кино, а скорее -- какой из старых фильмов неожиданно стал открытием?
|
</> |