Каково это - работать с людьми через интернет

топ 100 блогов miumau01.07.2011 Переписывалась и обменивалась файлами с редактором очередного журнала, и в конце она мне пишет: "Я на самом деле давно хотела написать вам письмо, и спросить, как вам работается с людьми через интернет. А сейчас вопрос сам себя исчерпал".

И действительно - есть ли что-то особенное в работе через интернет?



Лет 20 назад для всех нас было невообразимо работать с людьми, которые находятся не только в другом городе, но иногда и в другой стране, и на другом континенте. Сейчас через интернет с утра до вечера пересылаются файлы: статьи, научные работы, фотографии, диагнозы, рентгеновские снимки, прайслисты и каталоги. И что самое главное - пересылаются и деньги! После чего кто-то гдето получает товары, услуги, материалы для публикаций, и даже целые книги и проекты.

Для нас давно не является ничем особенным работа с людьми, которых мы никогда не видели (и может быть никогда не увидим).
Естественно, в ходе такой работы мы частенько переживаем сюрпризы. Иногда поработаешь с кем-нибудь, представляя себе некий образ, а когда встречаешь человека лично, удивляешься: совсем не такой.
Иногда люди просто пропадают. Посреди работы, или на каком-то совершенно неожиданном этапе работы. Или после хорошо сделанной работы, когда обращаешься к ним в следующий раз.
Было у нас такое: я заказывала некий товар в Германии для студии Лебедева - нашли отличного производителя, находится в Германии, производит в Турции. Договорились, заплатили, сделали, остались довольны. Когда через полгода нам захотелось повторения, человек пропал. По известному адресу никто нам не ответил, равно как и по телефону, вебсайт где был, там и остался, но на запросы через электронную почту и форму на сайте тоже никто не ответил. Мы пожимали плечами. Куда он делся? Может быть сел в тюрьму? Бросил бизнес и забыл про него навсегда? Переехал?
Иногда бесследно исчезают дизайнеры, программисты, поставщики товаров. Иногда продавцы остаются, но исчезает товар: "Этой фабрики больше нет, этого товара больше не будет".

Но самый главный вопрос - каково это - переслать кому-то незнакомому и ни разу не виданному деньги? Не страшно?
Существуют разные системы, защищающие платежи. Есть (по крайней мере теоретически) возможность судиться и находить людей с помощью полиции, если что. Но с другой стороны всем известно, что при не особо больших суммах (которые для платящего могут все же быть очень заметными) - полиция часто не хочет возиться, а помощь юриста может стоить больше, чем потеряно денег.

Но ведь с другой стороны все-все те же истории бывают и в реальной жизни, где люди встречаются и знакомятся лично. И пропадают, и кидают, и денег остаются должны. И обманывают, и воруют, все бывает везде.

И естественно в интернете, как и во всех других местах, у людей со временем вырабатывается чутье, интуиция. Иногда по каким-то признакам начинает казаться, что "что-то тут не то", "обычно это делают не так" и.т.д.
Но наверное универсальных правил нет. Каждый сам решает по своим ощущениям, стоит ему рисковать и доверять людям "через интернет" или нет.

У меня есть несколько простых правил, касающихся именно работы через интернет:

- Как только что-то начинается, заводить для нового корреспондента свою папку, а в почтовом клиенте - фильтр, чтобы все письма, связанные с этим делом, валились в один ящик.

- Сразу договариваться со всеми корреспондентами, чтобы писали в заголовках то, о чем это письмо. Безо всякой лирики: "картинки от проекта такого-то", "Контракт", "логотип в векторе". Когда в этом ящике писем станет 500, и вы будете искать логотип, который присылали 10 дней назад, но до которого руки не дошли, очень обрадуетесь этой системе.

- Стараться не пропадать. С каждым заказчиком или партнером в какой-то момент налаживается некий ритм общения, и когда человек без предупреждения из него выпадает, другая сторона не знает, что думать. Лучше безо всякой лирики ответить: "Я отвечу не раньше среды, потому что болею (или в отъезде, или вообще без указания причины), чем не ответить ничего.

- Стараться не паниковать. Очень хорошо и приятно, когда люди очень регулярно отвечают, но иногда их из этого ритма может выбить что угодно. Не нужно загружать себе голову мыслями вроде "Этот человек отвечал каждый день, и если он не отвечает 3 дня, у него наверняка случилась как минимум трагедия". Очень часто выясняется, что все банально - поехал куда-то на 3 дня, не думал, что на новом месте не было интернета, и сотовая связь была так себе или не хотелось всем писать из дорогого роуминга или еще что-нибудь такое. Или уехал на дачу, забыв все аккумуляторы, или еще проще - трубу прорвало, ребенок насморком заболел и его в сад не взяли, еще 5 таких дел, и человек не заметил, как 3 дня прошло в полном кошмаре и он про всех забыл.

- Если совершенно незнакомый человек пытается по ходу работы выжать из вас какие-то условия, о которых никто не договаривался, это, конечно, очень печально, но можно попробовать дать решительный отпор.
Классический пример: продавец чего-нибудь во всех описаниях пишет, что берет на себя таможенные сборы, и потом у меня на пороге вырастает немецкий почтальон с посылкой, за которую он хочет треть стоимости товара. Для таможни. Это такой неприятный момент, когда вот у тебя товар перед носом, и он долго шел из какого-нибудь Китая, и очень хочется его уже получить. Но если прибавить к нему ту самую сумму, получается, что не сходится вообще ничего - покупка станет сильно невыгодной. Если отправить посылку назад, сказав почтальону, что ничего не знаю, я за это платить не собираюсь, часто приходит очень испуганный ответ продавцов, и предложение немедленно перевести и обещанные таможенные сборы. Потому что иначе у них не состоится продажа, и они еще попадают на недешевую пересылку. И вообще - часто это просто попытка "взять покупателя нахрапом" - при возникновении конфликта быстро разрешается.

То же самое - с заказами на работу. Где-то посреди работы человеку вдруг начинают аккуратно сообщать, что вот бы еще то и это нарисовать (что в контракте с перечисленными услугами никак не числилось), а будет ли за это уплачен отдельный гонорар, как-то не обсуждается. В таких случаях можно затормозить работу и задать конкретный вопрос. Когда заказчик видит, что работа остановилась, сроки в опасности, и исполнитель не поддается на такие трюки, он часто делает шаг назад: предлагает спокойно закончить оговоренное, и перестает лезть к человеку с новыми заданиями. Либо в самом деле договаривается заново о новой услуге.

- Помнить, что, если что-то нашлось в интернете один раз, оно точно-преточно найдется там еще раз. Практически никогда на одном единственном предложении свет клином не сходится, и если что-то в каком-то проекте мне не нравится или кажется подозрительным, я слушаю свою интуицию и иду искать более выгодный вариант.

- Стараться строго ограничивать по времени переписки в интернете! Сортировать письма по важности, и ставить их в очередь. Делать все возможное, чтобы ответить по возможности на максимальное количество писем, но не потратить на это весь день. Из этого иногда получаются письма в 2 строчки "без здрасте и досвидания", но лучше ответить телеграммой, чем ничем.

- И интересоваться сплетнями. Интернет - "серая зона" где многое не видно, не слышно и нельзя проверить и потрогать. Но активные люди обычно крутятся в одних и тех же краях, и если интересоваться происходящим вокруг, можно много интересного узнать. Отзывы незнакомых людей (там, где можно оставлять отзывы) тоже могут быть полезными. Но там надо учиться отличать хвалебные отзывы, написанные за деньги, от настоящих живых.

А у вас какие есть полезные советы по работе с людьми через интернет?
:-)



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Моя вступительная статья «Из практики обучения универсальному языку Диал, междисциплинарному транслятору и классификатору знаний» к книге: Подоплелов А.М. Реализуемость положений «Игры в бисер» Германа Гессе на примере универсального искусственного языка-транслятора Диал / Под ред., ...
Март заканчивается, и вот-вот придет настоящая весна! ...
Хотите почувствовать чем живёт тот или иной народ? Просто посмотрите какие автомобили он выбирает для повседневного использования. Сегодня мы с вами разберемся какие машины больше всего нравятся шведам. Всякий раз когда я бываю в Швеции я обязательно делаю фотографии редких машин. Где ...
Бельгиец, выигравший 107 млн евро, заставил себя ждать 21 августа состоялся очередной супер-розыгрыш международной лотереи «Евромиллионы», однако победитель не объявился . Лишь спустя неделю житель нидерландоязычной Фландрии предъявил билет, который сделал его миллионером и ...
Выпускавшийся президентом России на волю в заказнике "Дичун" амурский тигр Боря сумел найти себе пару - тигрицу по имени Филиппа. Примечательно, что на сегодняшний день пара находится в разных заказниках. И тем не менее, фотоловушки фиксируют достаточно частые "встречи влюблённых", ...