Как я в школе была "Чучелом"
miumau — 31.07.2016Интересно, некоторые читатели удивились, увидев у меня упоминание о том, что я в школе была аутсайдером. Хотя я думала, что это вообще-то очевидно: я как раз хрестоматийный типаж, который прямо таки должен был в советской школе быть изгоем. Еврейско-азиатская девочка, у которой дедушка с бабушкой - юристы и преподают что-то непонятное в университете, а родители - художники. Дома уроки делать не заставляют, и за плохие оценки не бьют. И вообще дома не бьют. (Я была чуть ли не единственная в классе, кого дома никогда не били.) Бабушка моя, по нашему провинциальному Душанбе, всегда ходила одетая как Шанель (я не преувеличиваю). Что все сорок лет жизни в этом городе обеспечивало ей косые взгляды бабок с лавочки во дворе. Она научила меня немецкому, и говорила со мной только по-немецки. (Представляете, таким чем-то выделиться из толпы. Только за это меня уже все детство обзывали "фашисткой"). :-)))
У меня дома увлекались вещами, о которых ни один ребенок в школе не знал, что это такое - слова такого не знал, и никогда не встречал! И даже когда я пыталась ответить на вопрос "что это", от объяснения не становилось яснее, зачем такая хрень нужна. А увлекались у меня дома японскими стихотворениями хокку и танка, шелкографией, линогравюрой, офортами. Меня регулярно били за употребление слов, которых никто не знает. Йога, пранаяма, методика, систематизирование и анализ, трансцендентальный, конспирология.
- Ты что, Франк, самая умная? - говорили мне с укоризной дети - ты зачем такие слова говоришь? Кто такие слова говорит? Никто так не говорит, только ты. Что это вообще такое - методика!
Ну и так далее.
Зато дети откуда-то знали выражение "вшивая интеллигенция". (Хотя не уверена, что они в полной мере понимали, что это означает.)
При этом я вообще была нормальной общительной девочкой. За пределами школы я с другими детьми дружила, играла, общалась. Во дворе даже часто была "атаманшей". Но вот со школой - не сложилось.
Тут вот мне одна читательница написала личное сообщение с вопросом, как с этим обращаться - у нее ребенок тоже не пользуется особой популярностью в школе, и спросила, что делать: помогать ребенку искать свой путь, и обещать, что найдет друзей в другом месте, или учить мимикрировать под коллектив. Я так усмехнулась - как будто можно взять, и научить ребенка мимикрировать. Он же уже вырос такой, какой вырос. Сами же его таким воспитали, с самыми лучшими намерениями, вырастили по-своему хорошего человека. А теперь что - из-за того, что каким-то баранам в толпе он не понравился - советовать ему отказываться от себя, и под них мимикрировать? Это и не получится, даже если бы он так захотел.
Мне кажется, что самое лучшее, что сделали мои родители в это время - это то, что они мне сумели объяснить, что вся эта травля - это самостоятельное явление. Никак не связанное с тем, какая я.
Просто часто детский коллектив (а иногда и не детский) выбирает себе жертву, и начинает ее коллективно травить. Это такая форма коллективного самовыражения, в которой дети сплачиваются, у них заговор такой, общий. И выбирают они себе часто просто самого слабого. (При таком выборе победа им обеспечена.) Либо кого-то необычного, у которого есть отличительные черты, за счет которых можно его легко и понятно отграничить от других. Для этого не надо даже сильно отличаться в куче пунктов. Иногда достаточно быть единственным ребенком в очках, или рыжим, - выбирайте любую яркую черту.
Так же я жила в 500 метрах от школы, и многие дети тоже жили рядом со школой. И мы практически были соседями. Я их иногда встречала вне школы, и там они вели себя совершенно не враждебно. А оказавшись снова в коллективе, они правда меньше всех меня травили, но и не заступались - они боялись выделиться из толпы, которая ополчалась против меня. И я видела подтверждение слов родителей: это они идут с толпой, потому что сами боятся оказаться под их обстрелом. В коллективе они жались друг к другу и участвовали в общем деле, чтобы не оказаться на другой стороне. И их можно было понять - они боялись того, что выпало аутсайдеру. Ведь это было неприятно очень.
Поэтому я часто очень расстраивалась, грустила, не хотела ходить в школу. Иногда назревали серьезные конфликты, которые приходилось решать. но у меня никогда не было такого, как сейчас часто показывают - чтобы пойти и повеситься, потому что в школе подразнили. Родители привили м не нормальную самооценку, которую не удавалось убить дразнилками.
Собственно, дружить со мной никто особо не дружил. Отсракизм и всякие недобрые комментарии я пропускала мимо ушей. И периодически коллектив переходил к физическому насилию. Возможно именно потому, что психологическое не оказывало на меня достаточно яркого действия. Два раза это самое физическое насилие доходило до того, что не могли не вмешаться ордители. (Заметив, что происходит, шли в школу и устраивали большой скандал.) В результате остракизм усиливался (ябеда, мамочку привела), но насилие заканчивалось (по крайней мере на год-полтора). И я была в принципе довольна результатом. В плане симпатий мне терять было нечего, но физически меня оставляли в покое, и очень хорошо.
Последний виток агрессии мне удалось победить отчасти собственными усилиями, благодаря участию бабушки.
Это было в шестом классе, и некая группа девочек придумала себе новое "развлечение": они либо подкрадывались ко мне сзади, и с большого размаху, как можно сильнее, били меня стопкой книг по голове. Либо чем-нибудь большим и жестким (например большой указкой-линейкой, которая находилась на каждой доске) со всей силы тыкали меня в спину. Естественно, когда я оборачивалась, и что-то им отвечала (разное), они просто хихикали... Это привело к тому, что к концу недели я уже практически не отлеплялась от стены - я все время пыталась где-то прильнуть спиной к стене, чтобы ко мне нельзя было со спины подкрасться. Но в школе невозможно переместиться из класса в класс, ни разу не оказавшись в таком положении, чтобы никто не оказался у тебя за спиной, а мои враги ловили любой момент.
За полторы недели они меня окончательно довели, и я рассказала о своей беде бабушке.
Разумеется, бабушка первым делом предложила мне пойти и устроить очередной скандал. Я знала, что по-своему это поможет (наверное). Но выразила свои сомнения по поводу этого метода. Мне было ясно (и быбушке - тоже), что это обеспечит мне еще отдельную лавину ненависти "за то что я наябедничала". Тогда бабушка предложила мне другой план (добавив, что пойти поскандалить она так или иначе успеет, если я сама не справлюсь). Она сказала: "Вот как подойдет к тебе очередная такая девочка, и тебя стукнет, или что-то такое сделает - возьми что-то тяжелое и бей ее! В лицо! Со всей силы! Потом добавила, что вот, сумка у меня отличная. С ручкой. можно ухватиться. Не слишком большая, и в ней что-то лежит, но не слишком много (у меня был относительно небольшой портфель). Сказала - вот сумка хорошо подходит - ею бей, прямо в лицо, как можно сильнее!
Наслушавшись разных рассказов деда, о том, как можно нечаянно дать кому-то по голове тяжелым предметом, его прикокошить, я недоверчиво спросила бабушку, хорошая ли это идея. И не прибью ли я кого... Но бабушка (юрист и судебный эксперт) сказала: "Ой, ты так плохо и слабо бьешь! Не волнуйся! Ты не прибьешь никого! Если тебе доведется вообще нанести кому-то один качественный удар, это будет редким везением, ты бить не умеешь совсем. Ты бей, дай пару раз по морде, как можно крепче, получится плоховато, но эффект удивления тебе поможет".
Бабушка хорошо оценивала свои кадры. Более того, у нее вообще был план, что делать дальше. Бабушка была умная, и понимала, что у меня будет полминуты - пока противники не опомнятся. А потом будет шанс, что меня побьют пуще прежнего. Поэтому она решила продолжить "эффект удивления" - велела сразу после этой сцены спокойно развернуться и уйти из школы. Вообще. Домой. До конца дня. И добавила, что если меня попытаются остановить, например, забрав сумку (тоже распространенная практика) - бросать сумку и идти домой без нее. Сказала: "Твоя сумка никуда не денется, я пойду и заберу ее. Просто в ближайшие дни не клади туда ничего ценного и личного - только тетради и учебники, они там никому не нужны".
И что вы думаете...
Пришел понедельник, я вернулась в школу, обученная бабушкой новому плану. Неожиданно "дожила" без приключений аж до третьего урока. Уже успела удивиться - неужели меня оставили в покое. Но мои одноклассницы просто решили подождать немного, чтобы я потеряла бдительность, и на третьей перемене таки добрались до меня, в коридоре, у двери класса (я не успела без них туда дойти и куда-нибудь к стеночке сесть). Я в очередной раз почувствовала оглушительный удар - меня сзади чем-то стукнули по голове. развернулась. и увидела смеющуюся девочку, которая была главной затейницей этого проекта. Размахнулась со вей силы, и дала ей сумкой по лицу. Тут же обнаружила, что бабушка была сто раз права! Бить я не умела - от слова совсем. Удар был настолько позорный и никакой, что я сама удивилась - что же я так. Но девочка отшатнулась, и лицо ее стало изумленным. Тогда я решила, пока она не пришла в себя, все же попытаться стукнуть ее еще раз - нормально. размахнулась, и во второй раз уже заметно ударила ее. Она отшатнулась, и быстро сориентировалась, крикнула другим подружкам: "Бейте ее!" И тут я поняла, что надо бить дальше, потому что пока я размахиваю этой сумкой, они меня хоть немного еще боятся - от неожиданности. Я ударила ее в третий раз. и она упала. И тут я стала ее бить! Из меня наверное вылилась вся злость, вся обида, и вообще все что у меня было из эмоций - я залезла на эту девочку, и побила ее. Никто не покалечился, никому не нанесли никаких увечий. Но я крепко надавала ей тумаков, и хорошо ее напугала. Она была не привыкшая к такому, и быстро перестала сопротивляться, закрыла лицо руками, и заплакала. Все это действо длилось может быть минуту или две. После чего я встала, и вспомнила совет бабушки. Взяла свою сумку, повернулась и ушла.
Интересно, что за мной даже никто не пошел, потому что видимо никто не ожидал, что я прямо выйду из школы и уйду домой. Никто за мной не гнался, никто ничего не сказал.
Я вернулась домой, и рассказала о своих "успехах" бабушке. Бабушка молча кивнула, и сказала, что она пошла в школу. Но надеется, что удастся разобраться без скандала. Она пошла прямой дорогой к завучу и директору, и как-то там всем объяснила, что ее ребенка сегодня довели, и получилось вот такое происшествие. Но если учителя решат сделать из этого большой скандал, она всем устроит такой космический трындец (включив в этот трындец всех родителей вовлеченных учеников), что все горько об этом пожалеют. Поэтому попросила всех промолчать и вообще ничего не говорить, с надеждой, что конфликт себя сам исчерпал в этой точке, и дети самий поймут, что им дали отпор, и прекратят физические наезды на меня. В общем. я не знаю точно слов, которые она там сказала. Но скандала со стороны учителей не было вообще никакого. Побитая девочка пожаловалась дома, что ее побили, и ее мама тоже пришла в школу. И завуч такими словами объяснила этой маме, чем ее дочь те побои заслужила, что она тоже решила дальше не скандалить. А остальные дети просто заметили наступившую тишину, и повисший в воздухе конфликт, и как-то все стихли. Это был последний раз, когда меня в школе кто-то трогал физически.
Потом, позже, (когда мне это уже низачем не было нужно), я вдруг расположила к себе тех детей из школы, которые жили рядом со мной. Потому что в свободное от школы время я стала показывать им у себя дома "интересные книги", которые принадлежали деду. Там были такие шокирующие вещи, как "судебная медицина" и сборник самых необычных суицидов. Но так же коллекция конфискованного эротического искусства. Слава о моих "достопримечательностях" разнеслась по школе, и другие дети тоже начали напрашиваться ко мне в друзья, и в гости. Но это уже был конец... я дотерпела до 8 класса и поступила в художественное училище.
Я с самых ранних классов знала (и для себя решила) что не буду терпеть школу до 10 класса, и уйду из нее при первой возможности. Так и сказал всем, уверенным голосом. Мама пыталась аккуратно поговорить со мной о том, что будет, если я с первого раза не поступлю в художку. Но я отказывалась дале рассматривать этот вариант.
На самом деле мне повезло. Я поступила в художку с первого раза (ну я и готовилась старательною и родители отдали меня в последние годы на обучение к другу архитектору, чтобы академическим рисунком позанимались). В общем - в художке я немедленно расцвела. Там были единомышленники. там задавали только то, что мне нравилось делать. Там я немедленно стала круглой отличницей, и нашла много друзей. Там было популярным и воствебованным "быть другим". И несмотря на всю мою "яркую индивидуальность" я обнаружила, что я там вообще самая обыкновенная. :-) :-) Какиииие там были пааанкииии. И хиппи, и металлисты, и кого там только не было. Это были золотые перестроечные времена! У нас ребята (и девчонки) по улице ходили, расписамши лица, как группа "Кисс"! Мне еще пришлось сильно постараться, чтобы со временем достойно влиться в это толпу жарптиц.
Короче, в художке я оказалась на своем месте. Со своими шелкографиями, и "плакатами протеста" и "подпольным альтернативным журналом" и проектом "неформальная азбука", где на каждую букву находились и рисовались представители неформальных группировок. И даже когда я на глазах у всей художки падала в грязь в грязь, это было смешно, и мы потом дружно рисовали на эту тему комиксы. Все прошло.
Интересно, что со времен школы меня никогда никто не "моббил" нигде. На всех работах я сразу хорошо вливалась в коллектив и со всеми дружила. Пару раз выяснилось, что кто-то пытался меня моббить, но из этого ничего не вышло, потому что я этого не заметила! А человек сдался, обнаружив, что его "подножки" как-то вообще никакого действия не имеют.
Что я могу написать в заключение? Я не тот человек, который может раздать магические советы всем родителям и детям, которых обижают в школе. Я же не психолог. И такие ситуации - индивидуальны. Но я очеьн верю, что об этом нужно говорить. И обсуждать с ребенком стратегии - что можете сделать вы, что может (если хочет) попробовать он. У моего сына тоже один раз был в школе конфликт, когда он единственный раз сильно подрался. И он меня очень попросил "не лезть", попросил один шанс разобраться самостоятельно. Совсем "пустить дело на самотек" мы не решились, но согласились на средний вариант: поговорить с "учителем доверия", и предоставить ребятам ровно один шанс закрыть конфликт самостоятельно. Но не без обещания, что если конфликт не закончится, они повылетают из гимназии. Помогло. Я вот тут писала про ту драму:
http://miumau.livejournal.com/476461.html
Детям надо говорить, что это не про них - это толпа так делает, а им не повезло что в данном случае выбрали их. С ними надо обсуждать, как дать отпор. Чтобы не сделать хуже, чтобы стало лучше. Обсуждать и тот (неплохой) вариант, при котором друзьями не станут. но оставят в покое. А что? Дадут спокойно доучиться - и на том спасибо.
И я верю, что смена коллектива может помочь. Но так же верю, что некоторым - не помогает. Я думаю, если бы меня отдали в другую школу, я бы там тоже была аутсайдером. Но думаю, что я бы там провела меньше времени, поэтому был бы шанс, что ненависть и травля просто не успела бы разрастись до таких масштабов, я бы закончила школу раньше. В первой школе все же играло роль, что дети врастали в эту историю вместе со мной на протяжении многих лет. У них было много времени, чтобы культивировать эту ситуацию.
Однако я так же думаю, что сейчас, когда есть хорошие психологи, надо не просто менять школу, но и готовиться к новому месту - разговаривать об этом с профессионалами и обсуждать ситуацию.
Если честно (может быть здесь я неправа, но не могу удержаться) - мне понравились несколько акций, когда ребенка сильно травили в школе, и он никому ничего не мог доказать, а потом (с помошью или сам) снял все на видео и выставил видео в интернет. Пошел, сам снял свое обращение на видео, снял то, что с ним делали, и поговорил об этом со всем миром. Получил поддержку от другой толпы, и обрушил некоторое количество гнева и осуждения на своих оппонентов (их хоть немного пристыдили). Мне кажется, что это важно - что они поняли, что их кучка дураков в школе, это просто какая-то кучка. А когда общаешься с миром в целом, там найдутся и сочувствующие, и друзья, и другие аутсайдеры, и вообще много хорошего. Честно, если бы моего ребенка сильно моббили в школе, и не получилось бы разрулить ситуацию традиционными методами (поговорить с директором и родителями обидчиков, попросить их повоздействовать на своих детей), я бы своему ребенку тоже помогла такое сделать. И вот эта история мне понравилась:
http://miumau.livejournal.com/2063960.html
Тем, что родители вместе с ребенком придумали стратегию, как ему разрешить эту ситуацию.
Да, есть такие дети, которым школу просто нужно перетерпеть. Потому что не получается у них там стать любимчиками публики. Не знаю, почему именно с ними так. И это ничего не значит - многие из них, покинув школу, навсегда успокаиваются, и в других местах становятся успешными и любимыми. Мне кажется, что это очень часто просто такая невезука. Что коллектив так огляделся - кого бы выбрать на роль жертвы, и так - "О!" Выбрали его. И все. В том нет никакого глубокого смысла. И нет смысла искать "что с ребенком не так", все с ним так. Просто объясняйте это детям. Что они нормальные, обычные, просто им не повезло и их выбрали, и теперь вот такая жопа наступила. И да, есть дети, которых выбирают с меньшей вероятностью - потому что они более агрессивные, или большие, вид у них пугающий, или у них есть по какой-то другой причине большой авторитет, который сразу как-то становится всем заметен. Но это не значит, что теперь надо изо всех сил становиться таким. Можно и нужно пробовать найти свое место в любом коллективе. и нужно говорить о том, как это можно было бы сделать. Какими нормальными, человеческими методами можно расположить к себе других детей. Может быть что-то и сработает. Но если все уже ополчились и не дают ребенку шанса - то это не ребенок виноват. Это просто нехорошая ситуация, которая еще и успела обрести такую неблагоприятную "собственную динамику". Ну и дальше - вместе искать решения и выходы. Принимая в расчет любые, от "все сначала в другом месте" до "добиться минимального мира и дотерпеть, просто сказав себе, что дружить и получать удовольствие от общения будешь в другом месте".
P.S. И наверное советы моей бабушки тут тоже многим покажутся сомнительными. в свете сегодняшних реалий я бы может быть и не стала своему ребенку советовать такое. Но интересно, что ее совет тогда был вполне адекватен тем реалиям - ведь тогда, в тех условиях, оно действительно помогло.
|
</> |