Как я хотел поменять ульи
alexa_bell — 01.02.2022Не даром говорят, что отличное – враг хорошего. Вот всем были хороши 10-рамочные даданы. В первые пять лет даже мысли не было, чтобы отказаться от них, заменив на другой тип улья. Но, видимо, так устроен человек: ему мало хорошего, подавай отличное. Не избежал подобной участи и я.
Всё началось с ожидаемого, но всё равно неприятного осознания, что лёгкость, с которой я поднимал и переставлял корпуса, полные медовых рамок, заметно убавилась. И спина после очередной перестановки корпусов напоминала мне наутро, чем я так усердно занимался вчера.
Я не великий знаток человеческой анатомии и физиологии, поэтому могу ошибаться. Но меня мучают подозрения, что спина каким-то образом всё-таки связана с головным мозгом. Если бы это было не так, то мне бы в голову не пришла мысль заменить тяжёлые многокорпусные даданы на нечто лёгкое и изящное.
Обратившись к книжкам по пчеловодству, я обнаружил, что они на удивление не очень словоохотливы на эту тему. И даже наоборот. Мол, если тяжелы даданы, переходи на лежаки. Точно не прогадаешь. Но от этого добра я отказался ещё на стадии первоначального выбора ульев для своего пчёльника.
В отличие от книжек, ютуб оказался просто переполненным видеороликами любителей малоформатных ульев. Чего только тут не было? И альпийцы, и удавы, и ульи Роже Делона, и даже аббата Варрэ и прочая, и прочая. Альпийцы – это вовсе не жители высокогорных Альп, а тип улья, получивший первоначальное распространение именно в Альпах. И удав – вовсе не змея, а улей Давыдова, представляющий собой модифицированный всё тот же альпиец. Как и ульи Роже Делона и аббата Варрэ.
Все они мало отличаются друг от друга, имея внутренние размеры корпуса примерно 30 см х 30 см при высоте рамки от 8 до 10 см. Могут быть и другие малозначительные варианты в размерах. И даже вообще без рамок, как в ульях аббата Варрэ, а с верхними планками вместо них. В чём же преимущество малоформатных ульев и есть ли в действительности какое-нибудь преимущество?
Во-первых, маленькие корпуса с миниатюрными рамками легко может поднимать и переставлять любой человек, не обладающий завидным здоровьем и большой физической силой. И действительно, с ними может легко работать даже женщина или вовсе ребёнок. Это несомненный плюс, против которого трудно возразить.
Во-вторых, малоформатные ульи имеют явное преимущество перед другими, когда очень мал взяток. Даже при чрезвычайно малом взятке, как, например, весной в сибирских условиях, вы всё равно получите так называемый «майский мёд», хотя и в самых малых количествах. А в тех же даданах или лежаках у вас его никогда не будет.
В третьих, малоформатные ульи позволяют пчёлам собирать такой монофлёрный мёд, которого пчеловод никогда не получит опять же в даданах и лежаках. Мёд называется монофлёрным потому, что собран исключительно с одного вида растений. В большеформатных ульях тоже зачастую бывает монофлёрный мёд. Например, с подсолнечника, рапса, гречихи или липы. Только для этого нужно обязательное условие: пасека должна стоять на краю поля с подсолнечником, рапсом, гречихой или у опушки липовой рощи.
У меня, например, есть большое желание получить от своих пчёл одуванчиковый мёд или собрать мёд с яблоневого сада. Иначе странная ситуация получается. Ульи стоят среди ковра из цветущих жёлтых одуванчиков, а пчеловод знает об одуванчиковом мёде из книжных описаний, сам ни разу в жизни его не попробов.
Одним словом, соблазн был велик. Зачем мне эти тяжёлые громоздкие даданы, когда столько явных преимуществ у малоформатных ульев? И, честно признаюсь, я был очень близок к тому, чтобы соблазниться. Ещё бы немного и я… Но я удержался, я не сделал последнего шага. Наверное, бдительный ангел-хранитель вовремя остановил меня. Поэтому у меня до сегодняшнего дня нет ни одного малоформатного улья: ни альпийца, ни удава, ни Роже Делона, ни аббата Варрэ.
На самом деле от опрометчивого шага меня удержал вовсе не ангел-хранитель, а собственное рацио. Есть такое понятие в логике и психологии: Рацио – это трезвая логика, правильно выстроенная линия обоснования и доказательства выдвинутых положений. Рацио предполагает наличие объективных фактов, количественных данных, ссылок, цитат, рацио связано с содержательно-концептуальной информацией речи, дедуктивными умозаключениями.
Вот это самое рацио мне сказало, точнее, спросило: «Зачем тебе это нужно? Менять всю имеющуюся материальную базу. А это почти полста корпусов, десятки доньев, крыш, подкрышников. Нужна будет сто процентная замена стандартных рамок на нестандартные, которые никто не изготавливает. Придётся капитально переделывать имеющуюся медогонку. Где ты возьмёшь сушь необходимого размера? И, наконец, во сколько рублей тебе обойдётся эта затея?»
Надо сказать, что многие по наивности полагают, мол, пчеловодство не требует больших капитальных вложений. На самом деле это настоящее заблуждение, если только новоявленный пасечник не получил в наследство или подарок целиком пасеку с пчёлами и всем инвентарём. В противном случае, пчеловодство, особенно на начальном этапе, требует очень больших вложений. Поэтому мне не вовсе не улыбалось пустить уже вложенные деньги на ветер.
И я остался со своими бессменными даданами. Пораскинув мозгами, я понял, что есть вариант, при котором можно достичь тех или даже лучших результатов, как говорится, малой кровью. Во-первых, перейти на более широкое использование магазинов на 145-ю рамку. Магазин – это ровно половина стандартного корпуса дадана. И если корпус дадана с мёдом весит 45 – 50 килограммов, то магазин ровно наполовину меньше. А значит поднимать и переносить их намного легче.
Во-вторых, сохраняется и используется вся имеющаяся в наличии материальная база. Её лишь надо пополнять не новыми корпусами, а новыми магазинами. Процесс постепенный и естественный. Вполне себе работоспособный вариант. А как же при этом получить монофлёрный мёд с одуванчиков? Да, запросто. Просто поставив на улей с сильной семьёй тот же магазин и уменьшив в нём количество рамок с десяти до девяти. К тому же мне придётся на пасеке городить этажерки в два метра высотой из малоформатных корпусов. И пчёлам в даданах, по любому, просторней, а значит - меньше оснований для роения. А где роение - там нет мёда.
|
</> |