Никогда мы не будем братьями
alexa_bell — 24.01.2022Есть какая-то странность, соседствующая с навязчивой идеей, которую можно изо дня в день наблюдать невооружённым глазом. Для этого достаточно только взглянуть на экран телевизора или открыть какое-нибудь СМИ. И сразу увидишь или найдёшь очередного индивида, который так стремится стать братом какого-нибудь народа, что, говоря словами героя известной комедии, от этого он даже кушать не может.
Я думаю, что многие до сих пор помнят тот взрыв негодующих эмоций, потрясший все СМИ, когда в марте 2014 года украинка Анастасия Дмитрук обратилась к народу России со стихами:
Никогда мы не будем братьями
ни по родине, ни по матери...
Этого не может быть! Как, мол, так? Да как она посмела?
Очень жаль, что зачастую эмоции заглушают разум. Когда-то давно, чуть ли не в студенческие годы, читая очередную умную книгу я наткнулся на очень интересную мысль, которая с тех пор прочно сидит в моей голове: "История учит, что она ничему не учит". Позже я как-то поинтересовался авторством. Оказывается это так называемый парадокс Гегеля или, по крайней мере, приписываемый ему. И у него он звучит так: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».
Если последовать рекомендации старика Гегеля и взглянуть на ту же Украину через окуляры истории, то со ста процентной гарантией убедишься в его правоте. Украина впервые явилась миру на международной арене, как самостоятельный игрок, в XVII веке, когда она буквально металась между Речью Посполитой, Россией и Турцией в поисках сеньора, способного предоставить ей наибольшие блага. Богдан Хмельницкий, которого так славят в нашей России, сошёл в могилу, клянясь в верности присяги турецкому султану. Интересующихся отсылаю к малоизвестной работе известного историка Николая Костомарова "Богдан Хмельницкий - данник Оттоманской Порты". Желающие могут перекинуть оттуда мостик к современным отношениям между Турцией и Украиной.
Что же касается братства между той же Украиной и Россией в постсоветские времена, то здесь достаточно взглянуть на два красноречивых факта. 24 апреля 2003 года на пресс-конференции второй президент независимой Украины Леонид Кучма сообщил, что написал ни мого, ни мало, а «труд философско-исторического жанра», но при этом заявил, что не спешит с изданием, так как «выход книги в настоящее время нежелателен, поскольку она может быть неадекватно воспринята и вызвать политические проблемы». Мало того, добавил он, «название книги пока секрет». Российские и украинские журналисты стали выдвигать различные догадки о том, что может быть написано в это книге. Тем не менее, уже через месяц было озвучено название: «Украина — не Россия», и в этом же 2003 году книга была издана на русском языке в Москве.
Леонид Данилович Кучма, родившийся в 1938 году в СССР, имел вроде бы безупречную советскую биографию. Школа, университет. В 28 лет он уже технический руководитель испытаний носителя Циклон-2 на космодроме Байконур. В 38 лет становится секретарём парткома на «Южмаше» и членом ЦК КПУ. Делегат XXVII и XXVIII Съездов КПСС. В 1979 году получает Ленинскую премию как инженер-ракетостроитель. С 1982 года — первый заместитель генерального конструктора, а в 1986—1992 гг. — генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод». Вот он самый лучший представитель братского украинского народа. И он же автор "труда философско-исторического жанра" "Украина - не Россия".
За полтора месяца до пресс-конференции Леонида Кучмы, а именно 6 марта 2003 года Верховная Рада Украины утвердила государственный гимн на текст стихотворения Павла Чубинского "Ще не вмерла Украiна". Это очень интересное произведение - я имею в виду стихотворение. Для гимна взяли только его начальную часть. А ведь настоящая суть стихотворения, ради чего оно и писалось, содержится в словах (даю дословный русский перевод):
Ой, Богдан, Богдан,
Славный наш гетман!
Зачем отдал Украину
Москалям поганым?!
Чтоб вернуть её честь,
Ляжем головами,
Назовёмся Украины
Верными сынами!
Не знаю, как вам, а по мне, так это мало, а, точнее, совсем не похоже на проявление братских чувств. Напомню, это 2003 год. Ещё больше десяти лет до Крыма и Донбасса. Я думаю, что вполне достаточно сказал о глубине братских чувств, испытываемых Украиной к России. На этом фоне стихотворение Анастасии Дмитрук вполне логично и органично. У меня лично против её главного посыла возражений нет, частностей же её аргументации я не касаюсь.
Предлагаю от самых близких братьев переместиться к болгарским братушкам. В каких только словах любви к России они не клялись, когда в XIX веке получили независимость и государственность за потоки крови, пролитые русскими солдатами. Но великий провидец Фёдор Михайлович Достоевский в своём дневнике осенью 1877 года, в самый разгар ожесточённой войны России с Турцией за свободу Болгарии, писал: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными».
Как в воду глядел писатель. И в Первую мировую и в Великую Отечественную на чьей стороне воюют братушки? На стороне Германии. Где сегодня братушки? В НАТО. Кто остановил строительство Южного потока? Братушки. Кто не разрешил пролёт российским самолётам в Сирию в своём воздушном пространстве? Болгария. Какие ещё нужны доказательства братской любви болгар к России? Или скажете, народ за действия правительства не отвечает?
Надо ли ещё кого-то приводить в пример? Мой отец, Андрей Григорьевич Беляев 9 мая 1945 года встретил на улицах Праги, куда из поверженного Берлина был брошен их 7-й танковый корпус. И среди его наград была медаль "За освобождение Праги". Той Праги, что была столицей государства Чехословакия, которое в 1938 году было практически подарено нацистской Германии великими демократиями Великобритании и Франции (Италия не в счёт?). Сегодня братья-славяне Чехии и Словакии в тесном строю с Великобританией, Францией, Германией и Италией пытаются "чморить" Россию.
Любой человек, мало-мальски интересующийся современной политикой, все последние годы мог без труда наблюдать петляние белорусского батьки. Все эти замысловатые петли, прыжки в сторону и возвращения назад по собственному следу, как мне представляется, имели целью только одно - держаться на дистанции от России, а то, не дай Бог, она вдруг приблизится. Одним словом, многовекторность, правда, с хорошо различимым подтекстом.
Лучше, чем Фёдор Михайлович, я всё равно не скажу, поэтому просто ещё раз процитирую его: «Начнут они непременно с того, что… объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью; напротив, что от властолюбия России они спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта. А не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, “имея в виду расширение границ и основание великой всеславянской империи на порабощение славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени”».
И дополнительно его же, но применительно к Украине. Как будто тогда, из XIX века, он видел всё то, в самых мельчайших деталях, что сегодня несётся с её просторов в адрес России и русских: «Особенно приятно будет для освобождённых славян… трубить на весь свет, что они – племена образованные, способные к самой высшей человеческой культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации».
Как там звучит парадокс Гегеля: "История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории"? Может быть кто-то возразит ему? Что говорите? Не читали его трудов? Хорошо. Тогда у меня будет другое предложение. Надеюсь, Достоевского-то читали? Хотя бы в пределах школьной программы? Возразите ему! А может быть не надо возражать, а просто взять и прекратить рассказывать сказки про братские народы? Взглянуть правде в глаза и признать, что миром правят интересы и у каждого интересы свои.
|
</> |