Как в Первоуральске в 90-е происходило прощание с советским прошлым?
gusev_a_v — 23.01.2023Девяностые годы XX века запомнились бывшим советским гражданам по-разному. Не удивительно, что одни их клянут как «лихие девяностые», а другие величают «святыми девяностыми». Сегодня «Толкучка» предлагает вспомнить как в начале 90-х в Первоуральске устанавливалась «новая жизнь».
Первые безработные
Как известно, как социального явления безработицы в СССР не было с 20-х годов XX века. Возвращение её случилось в 1991 году. Первые официальные безработные в Первоуральске зарегистрированы в июле 1991 года. На учет в центр занятости населения были поставлены восемь человек. Право на денежное пособие по безработицы получили только трое из них.
Известна даже фамилия первой зарегистрированной в Первоуральске безработной. Это была молодой специалист Е.В. Павлова. Как утверждала директор центра занятости Ольга Белкина:
«…безработица ударила прежде всего по людям интеллектуального труда, выпускникам техникумов и вузов».
Впрочем, тогда новость о появлении в городе безработицы восприняли позитивно. Мол, раньше безработица была тоже, но её скрывали. А теперь, вот, всё открыто и «государство берет на себя ответственность за невостребованные профессиональные знания, навыки и природные наклонности своих граждан».
Первый собачий приют
По мере того, как первоуральцы теряли интерес к борьбе за счастье народное – нарастал интерес к заботе о братьях наших меньших. В апреле 1991 года в городе появился первый собачий приют – питомник «Звездный». Спонсором заведения выступала организация «Экомил».
Инструктор питомника Андрей Яманов, бывший председатель городского клуба служебного собаководства, сетовал, что население плохо воспринимает отлов собак, кричат на отловщиков:
«Знали бы те, кто кричит, что цели у нас благородные. Мы же эту голодную дворняжку откормим, выходим, а потом вдруг она приглянется какой-нибудь одинокой старушке. Та и возьмет ее, чтоб не так одиноко было век доживать».
Питомник «Звездный» располагался в Первомайке, в частном доме, купленном за две тысячи рублей. Для четвероногих предусматривалось строительство целого комплекса за кинотеатром «Восход»: собачья гостиница, парикмахерская, фотоателье, веткабинет, школа дрессировки.
Первая приватизация жилья
В СССР собственниками квартир в многоквартирных домах, как правило, выступали государственные предприятия и организации. В «святые девяностые» ПНТЗ вероятно первым в нашем городе начал приватизацию. Правда народу объявлялось, что делается это не с целью получения денег и сбрасывания жилфонда с баланса, а ради… повышения качества организации быта трудящихся. Замдиректора ПНТЗ по общим вопросам объяснял:
«Зайдите в один из наших домов по улице Советской, там недавно сделали ремонт. Не сомневаюсь, что через три месяца от него не останется и следа. А в кооперативном доме на окнах подъезда шторы, цветы… Люди те же самые, а отношение к жилью резное».
О том, что пройдет время, появятся управляющие компании и за цветочки в подъездах, и за каждую лампочку на лестничной площадке, нужно будет платить – электорат, в массе своей, не догадывался.
Первые первоуральские казаки
«Святые девяностые» возбудили самые разные движущие силы, в том числе и казачьи. В августе 1991 года, незадолго до ГКЧП, в городе о себе громко заявили казаки. Как рассказал атаман (и одновременно вице-президент ассоциации «Экомил») Васильево-Шайтанской станицы Валерий Стрембицкий, цель казаков – навести в городе порядок. Поскольку на милицию надежды нет. Свои представления о «казацком порядке» он сформулировал так:
«Хотим наладить патрулирование, контроль за вывозом с баз продуктов и товаров и поступление их в магазины. Добиваться отстранения всех людей южной национальности от должностей в милиции, на рынке навести порядок. В Ставрополе же навели».
Себя Стрембицкий считал выходцем с Запорожья и был уверен, что в Васильево-Шайтанском заводе до революции существовала Васильево-Шайтанская станица казаков.
Последние автоматы с газводой
Постоянный атрибут советских городов – автомат с газированной водой, где простая газированная вода за одну копейку, а газированная вода с сиропом за три, исчез с улиц Первоуральска тоже в «святые девяностые».
Понятное дело, что при той инфляции, когда монеты надолго исчезли из обращения, автоматы были обречены. Первое время их ещё пытались ремонтировать, но потом поняли – бесполезно.
Как рассказывала начальник торгового отдела первоуральского горисполкома Л. А. Фотова «…в 1990-м году вложили немалые деньги в восстановление автоматов, а в 1991 году поняли, что и смысла нет деньги на ветер бросать».
Она же, потом, с грустью добавила, мол, «…в 50—60-е эти автоматы с газводой они спокойно стояли себе на улицах. И даже, говорят, стаканы при них имелись…»