Как в Нью-Йорке спасают памятники

топ 100 блогов gre4ark13.05.2019 Как в Нью-Йорке спасают памятники

Практически каждую неделю из разных городов России приходят печальные новости о сносе очередного памятника. Я не сторонник защиты абсолютно каждого исторического здания в его оригинальном виде, но происходящее сейчас можно описать лишь одним словом – варварство.

Система защиты архитектуры и управления городами выстроены таким образом, что старые памятники никому не нужны. Чиновники не видят в них смысла или потенциала, многие люди искренне верят в парадигму «всё новое – лучше старого», владельцы мечтают лишь о переселении, а инвесторам легче и выгоднее застроить поле на окраине. Вот и получается, что защищают старые дома лишь активисты и немногочисленные архитекторы.

Это не исключительно российская проблема, многие города мира в разные нашего времени сталкивались с таким, например, Стокгольм. В Нью-Йорке же ценность памятников поняли лишь после утраты Пенсильванского вокзала.

Пенсильванский вокзал был открыт в 1910 годах и снесён в 1963 ради строительства развлекательно-офисного комплекса Пенсильвейния-Плаза. Новый вокзал был построен на фундаментах старого и с использованием прежних платформ. Историк Винсент Скалли писал по поводу «железнодорожных катакомб»: «Прежде в город въезжали как боги, теперь вползаем, подобно крысам».
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Снос вызвал большой скандал, застройщик и город в прямом смысле оскорбили жителей. Эта история оставила заметный след в истории: в городе были созданы общества борцов за сохранение архитектурного наследия и учреждена Комиссия по охране памятников с полицейскими полномочиями муниципального уровня.
Как в Нью-Йорке спасают памятники
Пенсильванский вокзал в наши дни

Сохранение памятников было признано общественным благом: закон гласит, что неприкосновенность самых ценных зданий является «общественной необходимостью... залогом здоровья, процветания, безопасности и социального благополучия граждан». Также было признано, что исторический фонд важен не только для городского самосознания, но и для городской экономики.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Комиссия не имеет права объявлять памятником здание моложе 30 лет. На 2005 год комиссией успела взять под охрану 1120 зданий, 104 памятника интерьерного дизайна и 9 памятников ландшафтного искусства. Более того, комиссия определила 83 исторических района с совокупным охватом 23 000 зданий. Это позволило сохранить дух районов Сохо, Бруклин-хайтс и других, но при этом не законсервировать их.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Например, по случайному совпадению здание 1840 года постройки на 11-й Западной улице было разрушено взрывом, после чего участок был выкуплен, а архитектор Хью Харди приступил к созданию нового дома. Он сохранил высоту и глубину дома, но предпочёл не отрицать историческую реальность 1970 года на дворе. Своим решением он связал два времени и скорее обогатить район. Но жители были категорически против и требовали детального восстановления старого дома. Этот район относится к историческому, поэтому в дело вмешалось комиссия, которая могла имела все полномочия определять, что здесь будет построено. Голоса членов комиссии разделились почти поровну с небольшим перевесом в сторону проекта архитектора.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Есть и более масштабные и сложные истории. Например, комиссия предотвратила снос Центрального вокзала. По аналогии с Пенсильванским вокзалом, собственник участка и здания захотел увеличить свою прибыль за счёт сноса старого здания и постройки небоскрёба. История началась в 1954 году, но тогда у владельцев не хватило ресурсов, а уже в 1967 году комиссия присвоила вокзалу статус памятника.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Охранный статус очень не понравился владельцам вокзала, ведь комиссия отклоняла все новые проекты по застройке участка. Владелец с девелоперами подали на город в суд, ссылаясь на антиконституционное ограничение распоряжаться собственным имуществом и требованием выплатить 8 млн долларов за каждый год задержки работ. В 1975 году компании выиграли процесс, но город обжаловал это решение в Верховном суде штата Нью-Йорк и выиграл дело. Владельцы обжаловали это решение и дошли до Верховного суда США и... проиграли дело – верховная инстанция раз и навсегда поставила точку в вопросе законности таких ограничений.


Материал вдохновлён и написан по книжке Пола Голденбергера «Зачем нам нужна архитектура»
Фото: википедия и гугл


Поделиться записью:

Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники


Посты по теме:
Назад в будущее: 5 американских городов, восстанавливающих историю
Как в Нью-Йорке спасают памятники


Зачем городу память
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"- Но ведь ты должна ходить в школу. - Почему это я должна ходить в школу? - Чтобы научиться разным вещам. - Каким таким вещам? - не унималась Пеппи. - Ну, самым разным. Всевозможным полезным вещам... Ну подумай, тебе будет неприятно, если ты на всю жизнь ...
Вот типичный бедный район в пригороде Вашингтона , мимо него я презжаю каждый день. Здесь живут мексиканцы (мексиканское гетто) . Женщины обычно занимаются уборкой домов американских граждан , если есть, конечно , разрешение на работу , мужчины работают по стрижке газонов , уб ...
В последнее время часто слышу жалобы/негодования от мам моего возраста. Дескать, дети не собираются жениться, не желают порадовать внуками... Дети не торопятся создавать семьи, желают погулять вдовль, а то учеба в вузе, аспирантуре так вымотала их... Дети желают заработать на жилье, на ...
В моем детстве, кроме страшилок про черную простыню и красное пианино, были распространены еще детские анекдоты.В них часто обыгрывались всякие слова.Но меня тогда мучала неточность этих анекдотов. Ну ведь там этого нет, - пыталась доказать я. И ...
Путиным я быть не планировала. У меня мелкая, трусливая душонка, избегаю сравнений, боюсь состязаний, робею народного мнения, более того – охотно трепещу. Ну, какой из подобного материала Путина? Однако такой пугливой меня сделали ...