Как в Нью-Йорке спасают памятники

топ 100 блогов gre4ark13.05.2019 Как в Нью-Йорке спасают памятники

Практически каждую неделю из разных городов России приходят печальные новости о сносе очередного памятника. Я не сторонник защиты абсолютно каждого исторического здания в его оригинальном виде, но происходящее сейчас можно описать лишь одним словом – варварство.

Система защиты архитектуры и управления городами выстроены таким образом, что старые памятники никому не нужны. Чиновники не видят в них смысла или потенциала, многие люди искренне верят в парадигму «всё новое – лучше старого», владельцы мечтают лишь о переселении, а инвесторам легче и выгоднее застроить поле на окраине. Вот и получается, что защищают старые дома лишь активисты и немногочисленные архитекторы.

Это не исключительно российская проблема, многие города мира в разные нашего времени сталкивались с таким, например, Стокгольм. В Нью-Йорке же ценность памятников поняли лишь после утраты Пенсильванского вокзала.

Пенсильванский вокзал был открыт в 1910 годах и снесён в 1963 ради строительства развлекательно-офисного комплекса Пенсильвейния-Плаза. Новый вокзал был построен на фундаментах старого и с использованием прежних платформ. Историк Винсент Скалли писал по поводу «железнодорожных катакомб»: «Прежде в город въезжали как боги, теперь вползаем, подобно крысам».
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Снос вызвал большой скандал, застройщик и город в прямом смысле оскорбили жителей. Эта история оставила заметный след в истории: в городе были созданы общества борцов за сохранение архитектурного наследия и учреждена Комиссия по охране памятников с полицейскими полномочиями муниципального уровня.
Как в Нью-Йорке спасают памятники
Пенсильванский вокзал в наши дни

Сохранение памятников было признано общественным благом: закон гласит, что неприкосновенность самых ценных зданий является «общественной необходимостью... залогом здоровья, процветания, безопасности и социального благополучия граждан». Также было признано, что исторический фонд важен не только для городского самосознания, но и для городской экономики.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Комиссия не имеет права объявлять памятником здание моложе 30 лет. На 2005 год комиссией успела взять под охрану 1120 зданий, 104 памятника интерьерного дизайна и 9 памятников ландшафтного искусства. Более того, комиссия определила 83 исторических района с совокупным охватом 23 000 зданий. Это позволило сохранить дух районов Сохо, Бруклин-хайтс и других, но при этом не законсервировать их.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Например, по случайному совпадению здание 1840 года постройки на 11-й Западной улице было разрушено взрывом, после чего участок был выкуплен, а архитектор Хью Харди приступил к созданию нового дома. Он сохранил высоту и глубину дома, но предпочёл не отрицать историческую реальность 1970 года на дворе. Своим решением он связал два времени и скорее обогатить район. Но жители были категорически против и требовали детального восстановления старого дома. Этот район относится к историческому, поэтому в дело вмешалось комиссия, которая могла имела все полномочия определять, что здесь будет построено. Голоса членов комиссии разделились почти поровну с небольшим перевесом в сторону проекта архитектора.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Есть и более масштабные и сложные истории. Например, комиссия предотвратила снос Центрального вокзала. По аналогии с Пенсильванским вокзалом, собственник участка и здания захотел увеличить свою прибыль за счёт сноса старого здания и постройки небоскрёба. История началась в 1954 году, но тогда у владельцев не хватило ресурсов, а уже в 1967 году комиссия присвоила вокзалу статус памятника.
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Охранный статус очень не понравился владельцам вокзала, ведь комиссия отклоняла все новые проекты по застройке участка. Владелец с девелоперами подали на город в суд, ссылаясь на антиконституционное ограничение распоряжаться собственным имуществом и требованием выплатить 8 млн долларов за каждый год задержки работ. В 1975 году компании выиграли процесс, но город обжаловал это решение в Верховном суде штата Нью-Йорк и выиграл дело. Владельцы обжаловали это решение и дошли до Верховного суда США и... проиграли дело – верховная инстанция раз и навсегда поставила точку в вопросе законности таких ограничений.


Материал вдохновлён и написан по книжке Пола Голденбергера «Зачем нам нужна архитектура»
Фото: википедия и гугл


Поделиться записью:

Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники Как в Нью-Йорке спасают памятники


Посты по теме:
Назад в будущее: 5 американских городов, восстанавливающих историю
Как в Нью-Йорке спасают памятники


Зачем городу память
Как в Нью-Йорке спасают памятники

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Дорогие модераторы, если я чего и нарушила, не ругайте сильно, я ж из человеколюбия. Чтобы не быть больше голословной , я решила вам выложить примеры популярного в Торонто стиля одежды "русская коммьюнити". Популярный он исключительно в русскоговорящих широтах нашего шумного Торонто ...
История убийцы из украинского карательного батальона «Айдар» Надежды Савченко, которая второй год будоражит медиапространство, служит наглядным примером того, как простой человек, попав в жернова большой политики, превращается в посмешище и изгоя. Причем, процесс этот происходит не стол ...
Автор русскоязычный дальнобой: "Не приведи Господи!, быть на месте этого тракера. Жалко парня. А за рулем Джипа была женщина. Когда проезжал она была без сознания. Останавливать трак по среди проезжей части и создавать двухсторонний трафик я не стал. Да и кроме меня, через 10 секунд, там у ...
Купил себе парфюм. Приобрел по блату. Цена вопроса - 1140 рублей. Запах свежести – мой запах. А какой запах вам по ...
Холст, масло, ...