Как спасти Москву, взгляд из прошлого

топ 100 блогов gre4ark02.07.2019
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Как правило, города массово перестраиваются и видоизменяются по двум причинам: войны и природные катастрофы. В Москве же всё было иначе: здесь движущей силой уничтожения старого и создания нового была... идея. Идея о новом обществе и новом городе. Даже так: идея о самом лучшем обществе на Земле и самом лучшем новом городе на Земле на развалинах всего старого и плохого.

Ниже я покажу некоторые слайды из альбома «Москва реконструируется» 1938 года с моими небольшими комментариями.

Начинается всё с анализа текущих проблем. Это сложно назвать объективным анализом, скорее подаётся актуальная проблема и обвинения старого режима. Например, жилищный кризис в Москве случился во многом из-за революции: строительного бизнеса нет, логистика нарушена, все растеряны и так далее. Первый советский дом был построен лишь в октябре 1923, хотя строить его начали в 1914 как гимназию, а достроили уже как жилой дом.
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Западный урбанизм нам не подходит, сделаем свой город, с метро и большими дворами!
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Массовой автомобилизации при советах так и не случилось, но уж очень не хотелось быть хуже других. Автомобиль стал символом будущего, чем советские архитекторы начали пользоваться:
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Этого даже не скрывают. Получилась интересная ситуация: в стране вроде бы равенство, но автомобиль доступен только элите общества, а город перестраивали именно под автомобиль. Интересное урбан-равенства :)
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Пытался ли хоть кто-нибудь в то время посчитать эффект от такого асфальтирования города: сколько потратим сейчас, сколько будет стоить уборка и ремонт, на сколько больше людей сможет проезжать по этой улице и, главное, почему бы им просто не ехать на нормальном общественном транспорте без таких расширений? Что-то мне подсказывает, что такого не было — такие мысли даже сейчас редко встретишь, прошлые лозунги светлого автомобильного будущего до сих пор крайне популярны из-за своей простоты.
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Идея идеальных бессветофорных улиц без пробок всё ещё живёт в умах многих наших градостроителей. Удивительно, что с 1930-х годов абсолютно в любом городе мира эта концепция потерпела фиаско (не путать с внутригородскими фривеями), но в неё всё равно продолжают верить. Хотя бы дома больше не сносят ради развязок.
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Большие коллекторы для всех коммуникаций — идея крайне правильная, про это я недавно писал. Печально, что у нас мечтают об автодромах на городских улицах, а про коммуникации забывают.
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

В наше время вполне можно добиться скорости метро наземным транспортом, даже без строительства эстакад и развязок — достаточно разнести подальше остановки, сделать приоритет на улицах и перекрёстках. Сокольническая линия метро, к слову, одна из самых медленных в Москве :)
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Каждые сто лет в Москве модно устраивать погром какого-нибудь вида транспорта. Тогда это был трамвай, и сейчас мы осознаём эту ошибку и даже пытаемся что-то вернуть (получается не ахти), и сегодня же происходит троллейбусный погром. История-то циклична!
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Надо отдать должное — доносить мысли тогда умели. Работа с иллюстрациями и графикой крайне неплохая!
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Уплотнение и рост этажности с перераспределением общественных пространств. Неплохая манипуляция, ведь после национализации никто не мешал сделать озеленение или площадки в имеющихся дворах старого города. Также почему-то в первом случае не показаны подъезды и улицы.
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Реновация Москвы. Говорю же, история циклична!
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Задумка туннеля под Воробьёвыми горами:
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

... и реализация:
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Сейчас принято ругать нашу планировку города, сравнивая связанность с Парижем или Лондоном, а тогда это было фичей:
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Ещё одна хорошая инициатива — убрать жд пути с уровня улиц, желательно под землю. Грузовые дворы давно пора перенести в пригородные логистические центры, а вот разгрузить вокзалы от лишних путей можно лишь созданием сквозных проездов между разными направлениями железной дороги.
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Историю важно изучать, чтобы не повторять старые чужие ошибки. У нас с этим туго, каждый начальник пытается перестроить город по-новому, но почему-то постоянно натыкаемся на одни и те же грабли. Посмотреть весь альбом можно здесь: http://electro.nekrasovka.ru/book/6151454

Поделиться записью:

Как спасти Москву, взгляд из прошлого Как спасти Москву, взгляд из прошлого Как спасти Москву, взгляд из прошлого Как спасти Москву, взгляд из прошлого Как спасти Москву, взгляд из прошлого


Посты по теме:
Что не так с московскими улицами?
Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня от внеочередного заседания Госдумы все ждали чего-то экстраординарного типа объявления того, чего так долго просит полковник Стрелков от полковника Путина, но всё оказалось как у Салтыкова-Щедрина: от него кровопролитиев ждали, а он чижика съел. Только "чижиком" на этот раз ...
...
Имя: МАТВЕЕВО-КУРГАНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ; (Полагаю коммерческий иностранный (приватизированный (миграционный) суд РСФСР СССР), если не будет оспорено); ...
4 января Нового года активисты смоленского отделения «Наших» провели на самом массовом катке города Смоленска, находящегося на территории Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Активисты привлекали в свои ...
Сегодня у нас был поход в цирк. Очень удачный. Билеты продавали с пропусками кресел, оттого зал казался заполненным полностью. Мы на любимых местах на 15-м ряду, без соседей. Там рядом 3 кресла, на третье сложили вещи. Играли представление без антракта, это довольно непривычно. Зато ...