
Как сопоставить уровень жизни в СССР и сейчас?

Во-первых, за 30-40 лет критерий благополучия очень сильно изменился и относительно дорогой по советским меркам предмет в силу развития технологий и обильного импорта из стран типа Китая и Кореи давно перестал быть критерием богатства. Смешно считать себя богачом, владея бюджетной иномаркой, купленной, как правило в кредит и которая через несколько лет активной эксплуатации обесценится до уровня автохлама.
А во-вторых, далеко не в каждой семье сейчас есть личный автомобиль, как врут пропагандисты:
А только у половины. И это скорее хорошо, чем плохо - и так в наших городах не пройти и не проехать из-за них.
А что писала на сей счет советская пропаганда брежневских времен, отвечая на аналогичные вопросы в книге "СССР. 100 вопросов и ответов"?
«Когда речь идет об уровне жизни, американцы называют одни показатели, а советские авторы — другие.
Как их сопоставить?»
— Действительно, и та и другая стороны прибегают при характеристике уровня жизни своих народов к разным показателям. В США часто склонны измерять уровень жизни количеством легковых автомашин и их стоимостью, в то время как в нашей стране чаще оперируют в таких случаях количеством бесплатных услуг, предоставляемых всем гражданам.
Спору нет, вещи в жизни человека важны, особенно хорошие вещи, в том числе и автомашины. И Соединенные Штаты в этом отношении все еще впереди.
Но, на наш взгляд, уровень жизни человека определяется далеко не только (и даже не столько) материальными вещами. Все же для истинной полноты жизни, удовлетворенности человека ею и его уверенности в будущем значительно важнее нечто более фундаментальное — хорошее здоровье, образование, духовное богатство личности, гарантированная работа по призванию, гарантированный материальный достаток в семье, уверенность в обеспеченной старости. И вот если говорить об этих основополагающих составных человеческого благополучия, то для советских людей они реальны. Наша логика рассуждений по поводу уровня и качества жизни примерно такая...
Пока в семье все здоровы, состояние здравоохранения в стране, стоимость пребывания в больнице, медикаментов и пр. мало влияют на степень ее благосостояния. Но здоровыми, к сожалению, мы бываем не всегда. Поэтому каждому далеко не безразлично все то, что связано с организацией здравоохранения.
Наш человек уверен в том, что его болезнь не отразится на материальном благополучии семьи. Лечить его будут бесплатно, каких бы затрат это от государства ни потребовало. Ни пребывание в больнице, ни консультация у крупнейшего специалиста не будут стоить ему ни копейки. Во время болезни его не уволят с работы (это запрещено законом), и он будет получать пособие по временной потере трудоспособности (причем на это пособие сам он не делает никаких предварительных взносов).
Мы исходим из того, что возможность учиться где угодно — от средней школы до университета — не должна зависеть от достатка семьи, что учебные заведения не должны делиться на привилегированные, куда могут попасть лишь избранные, и на общедоступные. Бесплатность образования гарантирована.
Теперь перейдем к области материального достатка семьи, — что она «может купить» и «реально покупает».
В США, в частности, средняя семья имеет возможность тратить на покупки лишь 40 процентов дохода, а остальные 60 процентов у нее уходят как раз на то, что находится за пределами «мира вещей»: на налоги, взносы в кассы социального страхования, на плату за лечение, образование, квартиру и т. д.
В СССР средняя семья расходует на покупки 80 процентов своих денежных доходов.
Уровень жизни — понятие не только сложное, но и динамичное. Его реальное содержание зависит не только от того, что есть сегодня, но и от того, что было вчера и будет завтра. Важно, «как ведут» себя доходы, цены, тарифы на услуги. Можно ли быть уверенным в будущем или надо готовиться к «черным дням»? Короче говоря, куда ведет кривая благосостояния?
В нашей стране она устойчиво ведет вверх. При стабильности розничных цен, квартирной платы и тарифов на услуги доходы граждан за последние 15 лет удвоились и продолжают увеличиваться.
Нельзя упускать из вида и то, что «среднестатистическая семья» в странах Запада куда чаще встречается на бумаге, чем в жизни. Миллионер и безработный, уже переставший получать пособие, владелец роскошной виллы с бассейном и бездомный — все они вносят свой вклад в формирование среднестатистических показателей, но от этого не перестают находиться на разных полюсах уровня благосостояния.
На каждом этапе своего развития общество располагает определенной суммой материальных благ. На сегодня в США, например, эта сумма больше, чем в СССР. Этот разрыв сложился исторически и не может быть отнесен на счет «несовершенств» социализма. Социализм «виноват» в том лишь, что разрыв этот неуклонно и довольно быстро сокращается, что он — социализм— более справедливо и равномерно распределяет среди своих граждан имеющееся богатство.
Довольны ли мы сами достигнутым уровнем? Нет, не довольны. Мы хотим и будем иметь больше. В том числе и автомобилей. В 1965 году наше население купило их 64 тысячи, а в 1976 году уже более миллиона. Мы и дальше будем развивать автомобилизацию, но не в ущерб общественному транспорту, окружающей среде, топливному балансу. И уж, конечно, не сделаем автомобиль мерилом уровня жизни.
----------------------------------------------------------------
Как видим, пропаганда в СССР отвечала на похожие вопросы весьма здраво и аргументировано. Правда, на зомбированных обывателей эти аргументы не действуют до сих пор. Они искреннее считают, что выиграли от подмены гарантий базовых благ и социальных прав на бюджетную иномарку, которой грош цена в базарной день. Не понимают, что их обманули также, как европейские колонизаторы обманывали наивных дикарей, обменивая свои территории на блестящие бусы и зеркальца.
* - кстати, сейчас доля расходов на базовые жизненно важные потребности у россиян значительно выросла относительно советского времени.
Плюс добавились такие немыслимые для СССР расходы, как на медицину, образование, жилье, будущую пенсию и сильно выросшее ЖКХ.
Лайкнуть на Дзен.
|
</> |
