Как разваливали СССР через экологию?


Недавно один из критиков СССР написал в моем журнале, что, мол, после распада СССР в Подмосковье стало очень хорошо - речка Яуза стала чистой и что-то еще на счет экологии. Ответил ему в том духе, что если закрыть еще с десяток тысяч заводов в России, то в плане экологии вообще станет все хорошо. А если разорятся все малорентабельные по рыночным меркам сельхозпредприятия Центральной России, то ее территория вообще зарастет девственным лесом довольно скоро до состояния заповедника. Правда, россиян после этого придется заносить в Красную книгу вымерших видов. Но антисоветчиков и либералов такая цена, как мне кажется, вполне устраивает.
Так что есть в словах этого антисоветчика некоторая правда, что в СССР с экологией было хуже, чем сейчас: заводы дымили, поля пахали, удобряли химикатами. Сейчас заводы не дымят, а поля на 1/3 давно заросли лесом, а в Центральной России на 1/2.
Кстати, совершено не случайно, в перестройку на распад страны стали работать в том числе и через экологию, якобы, борясь с вредными выбросами, добивались закрытия заводов, шахт, АЭС и пр.
А что насчет экологии писала советская пропаганда времен Брежнева в книге "СССР. 100 вопросов и ответов"?
«Насколько актуальна для ваших городов проблема загрязнения окружающей среды?»
— Была и остается очень актуальной. Какие меры в этом отношении предпринимаются — можно проиллюстрировать на примере Москвы.
В Москве было закрыто 4,5 тысячи мелких котельных. Их заменили теплоцентрали, которые используют не уголь, а газ. В результате удалось резко сократить вредные выбросы в атмосферу. Теперь практически все жилые дома в Москве обеспечены центральным отоплением. Все теплоцентрали оборудованы пыле- и газоуловителями.
За пределы Москвы были вынесены и рассредоточены десятки производств. Благодаря коренной перестройке автострад и ограничению использования большегрузных автомобилей в черте города удалось существенно снизить загрязнение атмосферы выхлопными газами.
Подобные мероприятия были осуществлены в Ленинграде, Новосибирске и многих других крупных индустриальных центрах страны. Охранять чистоту их воздушного бассейна намного сложнее и дороже, чем в других, менее развитых в промышленном отношении населенных пунктах. В той же Москве, например, в минувшем пятилетии (1971 —1975) объем капитальных вложений в охрану атмосферы составил примерно 8,5 миллиона рублей. И это не считая посадок зеленых насаждений и ухода за ними, реконструкции магистралей, передислокации предприятий и т. д., на что потрачено и тратится средств в десятки раз больше.
Одна из главных проблем охраны воздушною бассейна — расширение площади городских парков и скверов. Вокруг городов созданы и создаются огромные лесопарковые зоны. Москву, например, окружает зеленый пояс, включающий в себя 175 тысяч гектаров (440 тыс. акров) лесных угодий.
Наша страна первой установила санитарные нормы на предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде, почве и атмосфере. Ежегодно в народнохозяйственный план развития экономики включаете» раздел «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов», в котором конкретизируются очередные задачи по охране вод, лесов, воздушного бассейна, воспроизводству рыбных запасов, охране недр и т. д.
«Как в СССР организована охрана окружающей среды?»
— К 1980 году загрязнение окружающей среды в стране не увеличится, хотя промышленное производство возрастет более чем на треть.
Прогноз может показаться излишне оптимистичным— особенно в условиях обострения экологической ситуации во многих промышленно развитых странах. Но он вытекает из опыта развития социалистической индустрии, имеет четкие материальные и юридические гарантии.
Опыт заключается прежде всего в планомерном и рациональном использовании природных ресурсов. Уже в первом государственном плане (электрификации России) предусматривалось, например, «ограждение вод от загрязнения». Предполагалось «рассеяние промышленности» по всей стране — с целью использования не только новых богатств, но и естественных бассейнов очистки.
С тех пор капиталовложения на защиту окружающей среды предусматривались в планах отдельно по каждой отрасли. В результате даже при огромном росте промышленного потенциала страна сохранила относительное природное благополучие.
Материальные гарантии заложены в самом пятилетием народнохозяйственном плане. В 1976—1980 годах лишь прямые вложения на охрану природы планируются в размере 11 миллиардов рублей. Если к этому добавить ассигнования на борьбу с водной и ветровой эрозией, лесовосстановление и т. д., а также децентрализованные вложения, то все эти затраты составят примерно 50 миллиардов рублей. Это 2,7 процента национального дохода СССР.
Планом предусмотрен комплексный подход к размещению промышленных предприятий и рациональному использованию природных ресурсов. Он предполагает включение в хозяйственный оборот всего ассортимента природных богатств — скажем, руды, леса, воды, как это планируется на предприятиях Усть-Илимского (Сибирь) территориально-промышленного комплекса. Значительно изменяется н технология добычи полезных ископаемых. В недалеком будущем, например, до 80 процентов железной руды, три четверти руд цветных металлов, больше половины угля станет добываться открытым способом и потери сократятся.
Комплексный подход — это эффективное использование каждого из полезных ископаемых.
Подсчитано, к примеру, что руда 11 основных цветных металлов может дать еще 60 элементов. Первые шаги уже сделаны. В Казахстане, на Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате, коэффициент использования сырья доведен уже до 93 процентов, резко повышен выход цветных металлов. А на Балхашском горно-металлургическом комбинате полнота извлечения полезных элементов достигла практически ста процентов. Такой подход становится основой технической политики в использовании природных ресурсов и ведет к резкому сокращению загрязнений.
Юридические гарантии. За последние годы принята целая серия законов и правительственных постановлений. Это, к примеру, Основы земельного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране лесов, о здравоохранении, постановления правительства о защите Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей, бассейнов рек Волги и Урала, озера Байкал.
Положения об охране природы и ответственности за их нарушения содержатся также в правовых актах, не имеющих на первый взгляд отношения к природе. Скажем, Основы законодательства о труде запрещают ввод в эксплуатацию новых н реконструированных предприятий, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживании и улавливания вредных отходов. Установлены исключительно жесткие нормы предельно допустимых концентраций дли 487 веществ, сбрасываемых в водоемы, для 145 — выбрасываемых в атмосферу.
Значительная роль в охране среды отведена уголовному и административному законодательствам. Виновные в загрязнении внутренних вод нефтью и другими вредными продуктами наказываются крупными штрафами и даже лишением свободы.
Но индустриальное воздействие на окружающую среду стало столь интенсивным, что экологического регулирования в рамках одной страны уже недостаточно. Вот почему все большее значение приобретает международное сотрудничество в этой области.
Хорошим примером такого сотрудничества стала деятельность Совета Экономической Взаимопомощи. В его рамках создан специальный Совет по проблемам охраны и улучшения окружающей среды, осуществляется программа сотрудничества ученых почти по 160 экологическим проблемам, на основе кооперации налажено производство очистного оборудования и приборов.
Сотрудничество стран СЭВ становится примером для других стран и еще одной гарантией в деле защиты природы. Представители СССР и других прибалтийских государств заключили, например, конвенцию по защите морской среды Балтийского моря, ЧССР и Швеция — соглашение о научно-техническом сотрудничестве по охране окружающей среды.
Для подкрепление вышесказанного выбросы углекислого газа в атмосферу США и РСФСР и РФ:

Они в РФ действительно упали, но ценой вымирания миллионов россиян. Оно того стоило - возникает резонный вопрос? Тем более, что вопрос чистоты атмосферы решается другими способами, а не через закрытие заводов.
Лайкнуть на Дзен.
|
</> |