Как снимают марксизм современные гегельянцы (про кумира Сколова - некоего

топ 100 блогов new_rabochy07.02.2022
В апреле 2015 г. в Москву приехал представитель философской логико-исторической школы из Греции Демитриос Пателис, профессор Политехнического Университета Крита. Пателис считает себя коммунистом. Он окончил философский факультет МГУ и там же в 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по философии под научным руководством доктора философских наук, профессора Вазюлина Виктора Алексеевича. В сферу его интересов входят вопросы теории и методологии науки. Пателис прочитал лекции в МГУ и ряде других аудиторий левой ориентации.
9 апреля на факультете политологии МГУ состоялась его первая лекция. На вопрос одного из аспирантов, применяет ли профессор классическую методологию марксизма, Пателис ответил, что рассматривает её с научной точки зрения и считает, что все научные теории требуют, прежде всего, критического рассмотрения, учёта тех исторических обстоятельств, в которых они создавались, и только затем — применения. Тем самым Пателис выразил своё отношение к марксизму. А в этом отношении и кроется вся суть позиции логико-исторической школы, основанной профессором Вазюлиным. На труды своего научного руководителя и опирается Пателис в своих выступлениях и письменных работах. Именно В. А. Вазюлин, называя себя коммунистом, поставил своей целью снять марксизм диалектически, доказывая, что эта теория во многом ошибочна, да ещё и устарела.
Умер В. А. Вазюлин 8 января 2012 г. В некрологе, помещённом в интернете, говорится: «Смыслом жизни Виктора Алексеевича Вазюлина было всемерное содействие движению человечества от своей предыстории к подлинной истории, коммунизму. Главной задачей современности он считал развитие теории на пути диалектического снятия марксизма». А в бегущей строке к некрологу приведены его слова о том, что «не „сняв” марксизм, нельзя в современную эпоху достаточно убедительно и обоснованно ответить на вопрос: „как возможен коммунизм”».
На базе логико-исторической школы Вазюлина и была создана международная группа единомышленников с разных континентов, которая пропагандирует необходимость диалектического снятия марксизма, взяв за основу гегелевскую диалектику.
Что же послужило основанием для снятия марксистского учения профессором Вазюлиным и его сторонниками? Ответ находим в его статье «Ещё раз о диалектическом снятии марксизма», опубликованной в журнале «Марксизм и современность» в 2006 году. «Возможности для перехода к новой форме марксизма, – пишет Виктор Алексеевич, – возникли у нас в 60-х годах, когда социализм в нашей стране был подвергнут критике. Именно тогда стали нарастать противоречия социалистического общества, и, вместе с тем, рос в значительной мере не осознаваемый интерес к фундаментальным основам марксизма. То был короткий период – с конца 1950-х до конца 1960-х годов» (Вазюлин В. А. Ещё раз о диалектическом снятии марксизма. – Марксизм и современность. 2006 № 1–2, 17).
Очевидно, что В. А. Вазюлин и его последователи исходят из того, что СССР был социалистическим обществом, реализовавшим теорию Маркса и Энгельса. Надо полагать, что до 60-х годов прошлого столетия социализм в СССР развивался без противоречий в рамках марксистского учения. А противоречия возникли после смерти Сталина в хрущёвский период.
Ранее уже отмечалось, что подобная точка зрения весьма распространена среди сторонников ленинско-сталинской интерпретации марксизма.
Отступления ленинско-сталинской интерпретации марксизма от его оригинала анализировались ранее.
В своей статье В. А. Вазюлин пишет, что «после Маркса, Энгельса и Ленина были сделаны не только великие естественнонаучные открытия. Но и произошли колоссальные изменения в обществе, значение которых для понимания развития человечества не сравнимо с какими-либо, даже великими, естественнонаучными открытиями. В частности, и эта „частность” весьма существенна, существовал и до сих пор в некоторых странах существует социализм. Я его называю ранним социализмом, и всю эпоху протёкших социалистических революций – эпохой ранних социалистических революций. Изменения произошли коренные, а марксизм остался на прежнем уровне» (там же). Надо полагать, что это и есть «выдающиеся открытия» вазюлинской логико-исторической школы. Но что-то в этом открытии уж очень знакомо. Помнится о раннем, неразвитом социализме вещали ещё Н. И. Бухарин и И. В. Сталин в 1925 г., а Л. Д. Троцкий, Зиновьев, Каменев и некоторые другие оппозиционеры сталинскому руководству подвергли это критике. Идею же развитого социализма в 70–80-х годах прошлого столетия, безуспешно пытались внедрить «верные ленинцы» с подачи философов Т. И. Ойзермана, Р. И. Косолапова и других. Ошибка состояла в том, что развитие элементов государственного капитализма в базисе, которые находили своё отражение в надстройке, в том числе в виде бюрократизации партийного и государственного аппарата, представлялось непосредственным развитием социализма.
Очевидно, что позиция логико-исторической школы, вслед за советской пропагандой основана именно на этом заблуждении, на непонимании того, что крах советского проекта стал подтверждением ложности не марксистской теории, а её ленинско-сталинской интерпретации.
В. А. Вазюлину вторит Д. Пателис. В своём интервью «Экономической и Философской газете» он говорит: «Как показывает Виктор Алексеевич, завершается определенный цикл в развитии человечества, завершается эпоха так называемого раннего социализма. Раннего не в том смысле, что большевикам не надо было брать власть в 1917 году, а в том, что хотя условия для победы над капитализмом в слабом звене тогда наличествовали, но условий для положительного строительства нового общества было явно недостаточно» (Экономическая и Философская газета (№ 20, 2005 г.).
Таким образом, опираясь на «марксизм-ленинизм», Д. Пателис всерьёз считает взятие власти большевиками победой над капитализмом. Да, условия для взятия власти большевиками в октябре 1917 г. действительно были, были и условия для победы в гражданской войне. Но совершенно ошибочно считать это победой над капитализмом, даже если Конституция РСФСР 1918 г. и провозгласила преждевременно Россию социалистической республикой. Ведь, согласно марксистской теории победа над капитализмом предполагает достижение высокого уровня развития мировыми производительными силами, коммунистическую революцию в развитых капиталистических странах и ликвидацию мирового рынка. Вместе с тем она предполагает уничтожение отношений частной собственности, условием существования которых является возможность присвоения частными лицами средств производства, а также предметов индивидуального потребления с излишком, дающим возможность эксплуатировать чужой труд, общественное разделение труда, товарное производство и обмен, упразднение классовых различий и государственности. Без этих условий о победе над капитализмом говорить не приходится.
Ясно, что профессор Пателис пытается оправдать позицию В. И. Ленина, доказывая, что приход к власти большевиков был победой над капитализмом. Но согласно марксистскому учению победе над капитализмом с самого начала препятствовала экономическая отсталость аграрной России. Об этом говорилось выше.
Ранее уже отмечалось, что о невозможности непосредственно коммунистического развития и победы над капитализмом в отдельной и слаборазвитой стране предупреждали Маркс и Энгельс ещё в «Немецкой идеологии», затем Энгельс в «Принципах коммунизма» и в своих письмах. О том, что капитализм ещё не потерял способности к расширению Энгельс пришёл к выводу перед своей смертью в 1895 г. во введении к работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Предупреждали о невозможности коммунистического развития в России накануне прихода большевиков к власти Плеханов, Зиновьев, Каменев, Преображенский, Бухарин и другие известные революционеры, придерживавшиеся принципиальных положений марксизма. Что, разве, представителям логико-исторической школы, считающим себя знатоками марксизма, эти положения неизвестны? Или они побоялись обвинений в меньшевизме и троцкизме? Изложенное убедительно доказывает, что «марксизм-ленинизм» и советская модель социализма, как её воплощение на практике, не имели прямого отношения к аутентичному марксизму. Они никак не могут быть основанием для его диалектического снятия. Снятию подлежит не аутентичный марксизм, а его упрощённая ленинско-сталинская интерпретация, называемая «марксизмом-ленинизмом», которая не выдержала проверки временем.
Но сторонники логико-исторической школы продолжали и продолжают представлять «марксизм-ленинизм» развитием марксизма, а советскую модель социализма его воплощением. Нараставшие в советском обществе противоречия капиталистических и социалистических элементов, а затем и гибель советской системы привели их, как и многих советских философов – теоретиков марксизма, к разочарованию марксистской теорией. Начались научные поиски её недостатков, причём, как стало очевидным, с опорой на гегелевскую диалектическую логику в её идеалистическом варианте. При этом Вазюлинцы, называя ортодоксальных марксистов догматиками и начётчиками, не осознают того, что сами они пропагандируют по существу ленинско-сталинские штампы.
Полностью:http://communism21.org/marxism-to-utopia/11-new-hegelians?utm_source=pocket_mylist

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот какая любопытная штука... Пасха... Вознесение... Троица... Духов день... Рождество католическое ... Неделя начинается с Воскресенья... Что ещё нам забыли сказать о "безбожных" Советах? Посетителей: ...
...
Фото-подборка с прохода бронетехники на генеральной репетиции Парада Победы в Донецке. https://vk.com/feed?w=wall-72671313_227923 - цинк PS. Плюс еще на тему празднования Дня Победы в ДНР. Мемориал на Саур-Могиле будет восстановлен ...
Так цветет лиственница. Самое распространенное в нашей стране хвойное листопадное дерево весной зацветает удивительными цветами. Продолговатые женские красные или розовые шишки лиственницы  напоминают розы. Именно поэтому её прозвали «Полярной розой». ...
Знаешь, дружище, мы вам по-доброму завидуем. Сегодня вы снова вышли на улицы ваших городов - причём, вышел каждый, кто этого хотел, независимо от социальных, политических и иных заморочек: и скорые на подъём «навальновцы», и скорбные на ...