Как снимают марксизм современные гегельянцы (про кумира Сколова - некоего
new_rabochy — 07.02.2022
В апреле 2015 г. в Москву приехал представитель философской
логико-исторической школы из Греции Демитриос Пателис, профессор
Политехнического Университета Крита. Пателис считает себя
коммунистом. Он окончил философский факультет МГУ и там же в 1990
году защитил кандидатскую диссертацию по философии под научным
руководством доктора философских наук, профессора Вазюлина Виктора
Алексеевича. В сферу его интересов входят вопросы теории и
методологии науки. Пателис прочитал лекции в МГУ и ряде других
аудиторий левой ориентации.
9 апреля на факультете политологии МГУ состоялась его первая
лекция. На вопрос одного из аспирантов, применяет ли профессор
классическую методологию марксизма, Пателис ответил, что
рассматривает её с научной точки зрения и считает, что все научные
теории требуют, прежде всего, критического рассмотрения, учёта тех
исторических обстоятельств, в которых они создавались, и только
затем — применения. Тем самым Пателис выразил своё отношение к
марксизму. А в этом отношении и кроется вся суть позиции
логико-исторической школы, основанной профессором Вазюлиным. На
труды своего научного руководителя и опирается Пателис в своих
выступлениях и письменных работах. Именно В. А. Вазюлин, называя
себя коммунистом, поставил своей целью снять марксизм
диалектически, доказывая, что эта теория во многом ошибочна, да ещё
и устарела.
Умер В. А. Вазюлин 8 января 2012 г. В некрологе, помещённом в
интернете, говорится: «Смыслом жизни Виктора Алексеевича Вазюлина
было всемерное содействие движению человечества от своей
предыстории к подлинной истории, коммунизму. Главной задачей
современности он считал развитие теории на пути диалектического
снятия марксизма». А в бегущей строке к некрологу приведены его
слова о том, что «не „сняв” марксизм, нельзя в современную эпоху
достаточно убедительно и обоснованно ответить на вопрос: „как
возможен коммунизм”».
На базе логико-исторической школы Вазюлина и была создана
международная группа единомышленников с разных континентов, которая
пропагандирует необходимость диалектического снятия марксизма, взяв
за основу гегелевскую диалектику.
Что же послужило основанием для снятия марксистского учения
профессором Вазюлиным и его сторонниками? Ответ находим в его
статье «Ещё раз о диалектическом снятии марксизма», опубликованной
в журнале «Марксизм и современность» в 2006 году. «Возможности для
перехода к новой форме марксизма, – пишет Виктор Алексеевич, –
возникли у нас в 60-х годах, когда социализм в нашей стране был
подвергнут критике. Именно тогда стали нарастать противоречия
социалистического общества, и, вместе с тем, рос в значительной
мере не осознаваемый интерес к фундаментальным основам марксизма.
То был короткий период – с конца 1950-х до конца 1960-х годов»
(Вазюлин В. А. Ещё раз о диалектическом снятии марксизма. –
Марксизм и современность. 2006 № 1–2, 17).
Очевидно, что В. А. Вазюлин и его последователи исходят из
того, что СССР был социалистическим обществом, реализовавшим теорию
Маркса и Энгельса. Надо полагать, что до 60-х годов прошлого
столетия социализм в СССР развивался без противоречий в рамках
марксистского учения. А противоречия возникли после смерти Сталина
в хрущёвский период.
Ранее уже отмечалось, что подобная точка зрения весьма
распространена среди сторонников ленинско-сталинской интерпретации
марксизма.
Отступления ленинско-сталинской интерпретации марксизма от его
оригинала анализировались ранее.
В своей статье В. А. Вазюлин пишет, что «после Маркса,
Энгельса и Ленина были сделаны не только великие естественнонаучные
открытия. Но и произошли колоссальные изменения в обществе,
значение которых для понимания развития человечества не сравнимо с
какими-либо, даже великими, естественнонаучными открытиями. В
частности, и эта „частность” весьма существенна, существовал и до
сих пор в некоторых странах существует социализм. Я его называю
ранним социализмом, и всю эпоху протёкших социалистических
революций – эпохой ранних социалистических революций. Изменения
произошли коренные, а марксизм остался на прежнем уровне» (там же).
Надо полагать, что это и есть «выдающиеся открытия» вазюлинской
логико-исторической школы. Но что-то в этом открытии уж очень
знакомо. Помнится о раннем, неразвитом социализме вещали ещё Н. И.
Бухарин и И. В. Сталин в 1925 г., а Л. Д. Троцкий, Зиновьев,
Каменев и некоторые другие оппозиционеры сталинскому руководству
подвергли это критике. Идею же развитого социализма в 70–80-х годах
прошлого столетия, безуспешно пытались внедрить «верные ленинцы» с
подачи философов Т. И. Ойзермана, Р. И. Косолапова и других. Ошибка
состояла в том, что развитие элементов государственного капитализма
в базисе, которые находили своё отражение в надстройке, в том числе
в виде бюрократизации партийного и государственного аппарата,
представлялось непосредственным развитием социализма.
Очевидно, что позиция логико-исторической школы, вслед за
советской пропагандой основана именно на этом заблуждении, на
непонимании того, что крах советского проекта стал подтверждением
ложности не марксистской теории, а её ленинско-сталинской
интерпретации.
В. А. Вазюлину вторит Д. Пателис. В своём интервью
«Экономической и Философской газете» он говорит: «Как показывает
Виктор Алексеевич, завершается определенный цикл в развитии
человечества, завершается эпоха так называемого раннего социализма.
Раннего не в том смысле, что большевикам не надо было брать власть
в 1917 году, а в том, что хотя условия для победы над капитализмом
в слабом звене тогда наличествовали, но условий для положительного
строительства нового общества было явно недостаточно»
(Экономическая и Философская газета (№ 20, 2005 г.).
Таким образом, опираясь на «марксизм-ленинизм», Д. Пателис
всерьёз считает взятие власти большевиками победой над
капитализмом. Да, условия для взятия власти большевиками в октябре
1917 г. действительно были, были и условия для победы в гражданской
войне. Но совершенно ошибочно считать это победой над капитализмом,
даже если Конституция РСФСР 1918 г. и провозгласила преждевременно
Россию социалистической республикой. Ведь, согласно марксистской
теории победа над капитализмом предполагает достижение высокого
уровня развития мировыми производительными силами, коммунистическую
революцию в развитых капиталистических странах и ликвидацию
мирового рынка. Вместе с тем она предполагает уничтожение отношений
частной собственности, условием существования которых является
возможность присвоения частными лицами средств производства, а
также предметов индивидуального потребления с излишком, дающим
возможность эксплуатировать чужой труд, общественное разделение
труда, товарное производство и обмен, упразднение классовых
различий и государственности. Без этих условий о победе над
капитализмом говорить не приходится.
Ясно, что профессор Пателис пытается оправдать позицию В. И.
Ленина, доказывая, что приход к власти большевиков был победой над
капитализмом. Но согласно марксистскому учению победе над
капитализмом с самого начала препятствовала экономическая
отсталость аграрной России. Об этом говорилось выше.
Ранее уже отмечалось, что о невозможности непосредственно
коммунистического развития и победы над капитализмом в отдельной и
слаборазвитой стране предупреждали Маркс и Энгельс ещё в «Немецкой
идеологии», затем Энгельс в «Принципах коммунизма» и в своих
письмах. О том, что капитализм ещё не потерял способности к
расширению Энгельс пришёл к выводу перед своей смертью в 1895 г. во
введении к работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по
1850 г.». Предупреждали о невозможности коммунистического развития
в России накануне прихода большевиков к власти Плеханов, Зиновьев,
Каменев, Преображенский, Бухарин и другие известные революционеры,
придерживавшиеся принципиальных положений марксизма. Что, разве,
представителям логико-исторической школы, считающим себя знатоками
марксизма, эти положения неизвестны? Или они побоялись обвинений в
меньшевизме и троцкизме? Изложенное убедительно доказывает, что
«марксизм-ленинизм» и советская модель социализма, как её
воплощение на практике, не имели прямого отношения к аутентичному
марксизму. Они никак не могут быть основанием для его
диалектического снятия. Снятию подлежит не аутентичный марксизм, а
его упрощённая ленинско-сталинская интерпретация, называемая
«марксизмом-ленинизмом», которая не выдержала проверки
временем.
Но сторонники логико-исторической школы продолжали и
продолжают представлять «марксизм-ленинизм» развитием марксизма, а
советскую модель социализма его воплощением. Нараставшие в
советском обществе противоречия капиталистических и
социалистических элементов, а затем и гибель советской системы
привели их, как и многих советских философов – теоретиков
марксизма, к разочарованию марксистской теорией. Начались научные
поиски её недостатков, причём, как стало очевидным, с опорой на
гегелевскую диалектическую логику в её идеалистическом варианте.
При этом Вазюлинцы, называя ортодоксальных марксистов догматиками и
начётчиками, не осознают того, что сами они пропагандируют по
существу ленинско-сталинские штампы.
Полностью:
http://communism21.org/marxism-to-utopia/11-new-hegelians?utm_source=pocket_mylist