Как решал национальный вопрос св. Николай Японский?

топ 100 блогов geosts29.03.2022 Национальный вопрос остро стоял в Японской Церкви... Достаточно вспомнить, что первый самурай, принявший Православие – отец Павел Савабе – мог не послушать слов своего епископа потому, что тот был русским, а он японцем («Как! Русский дает приказание японцу!»).
                         
Поэтому перед равноапостольным Николаем Японским как миссионером стояла трудная задача: раскрыть истину Православия поверхностным, вертлявым и несерьезным японцам. Тем более, для того, чтобы принять веру, «нужно любить, уважать ту страну, откуда взято!» В дневниках он пишет, что японцы слишком увлечены цивилизацией, копируют западные образцы, учат английский язык.  Иностранная вера нужна им в качестве «ресурса для подъема своей государственной жизни». О России же японцы знают из иностранных газет и всё в отрицательном свете: «речь злословия, зложевания, неприязни, опасения». Поэтому святитель Николай приходит к выводу, что Православию в Японии пока нет места, так как оно «должно быть принято, как Вера Христова, а не как одна из шпор подгонять брыкающего и фыркающего ныне коня японской государственности» (6 ноября 1880).
               
Чтобы составить правильное представление о России, святой Николай давал задания православным катехизаторам писать статьи в защиту православной Церкви. В училищах и семинариях Японской Церкви японцы  учили русских язык, богословские науки, некоторые молодые японцы потом отправлялись на учебу в Россию. Святитель Николай поощрял переводы русской литературы на японский язык. Поэтому будет ошибочным сказать, что святой Николай пытался в глазах японцев как-то растождествить Православие и Россию.
             
В тоже время он наставлял своих катехизаторов не смешивать веру с политикой, всегда оставаясь японцами, проповедовать «о Вечном, об общечеловеческом, о Благой Вести от Небесного Отца своим детям» (1889-1890). Обращаясь к ним, он говорил: «храните свой национальный характер, свои добрые национальные черты, стойте до смерти за отечество - много у вас героев, множество в вашей истории прекрасных деяний, которыми вы можете гордиться, - все это всегда обращайте себе в урок, в пример, учителей любить и всегда защищать отечество, но это все не религия, все это земное, все освященное Богом Творцом, как порядок здешнего мира, а потому все хорошее; но тем не менее религия выше этого, шире, возвышеннее, религия - вечное и так далее» (16-28 октября 1889).
                       
За три года до начала русско-японской войны уменьшилось количество крещеных. Святитель Николай связывал это с антирусской истерией в английских газетах, которые «пилят Россию ежедневно самым злостным образом; японские — за ними; это до белого каления довело ненависть японцев к России» (1901). Тогда же язычники спрашивали равноапостольного Николая: «Что он сделает, если начнется война с Россией, как соблюдет верность своему отечеству, как останется верным своим обязанностям епископа Японской Церкви?» (1901).
               
Во время же самой войны, он призывал сражаться не из ненависти к врагу, а из любви к отечеству, называя его «святым чувством». Напоминал, что у христиан, кроме земного отечества, есть Отечество Небесное, к которому «принадлежат люди без различия народностей, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья между собою». Под этим Отечеством святитель Николай имел в виду Церковь. Японцев он учил видеть в себе не служителя России, а служителя Христа. На время войны были прекращены колокольный звон, чтобы не раздражать не в меру патриотичных японцев.   
Ближе к концу войны многие японцы стали убеждаться, что православная вера не противоречит патриотизму. Убеждение прошлых лет, что Православие – пагубно для Японии, сменилось пониманием, что «война — одно, вера — другое, война — земное дело, вера — Небесное».
               
Андрей Степанов, аспирант Богословского факультета, кафедра общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.                                                                                                                                                   

Как решал национальный вопрос св. Николай Японский?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Случился у меня на днях спор с одним добрым и юным существом о фантастике. Точнее, о фэнтези. Если ещё точнее, предметом обсуждения было творчество основателя эпического направления фэнтези. Да, Джон Рональд Руэл Толкин. Если вы не в состоянии написать эти четыре слова без ошибок, то, я ...
И все же... Из головы не выходит пресловутый Бхарат. Напоминаю сценарий - некая небесная красавица соблазнила земного смертного, и в результате получился Бхарат. Вроде бы вопросов нет, только Бхарат - это самоназвание доколониальной Индии. Индией эту страну назвали британцы. Тогда ...
Кто бы мог подумать, что самый простой овощной салат придумают именно в Греции. Только овощи и масло, ничего лишнего - и получилось отличное, вкусное, полезное и очень простое блюдо, известное на весь мир как " греческий салат ". А что же делает его греческим? Кто и как его придумал? ...
Решили начать Новый год с рисунка и попробовать рисовать весь 2015 каждый день? Перед вами постинг для поддержки этого начинания вне зависимости от уровня вашего мастерства. Рисуйте чаще, рисуйте каждый день - "365 зарисовок" или просто так. Показывайте свои работы в комментариях. Здесь вы ...
Вот и настало самое время вспомнить, что некогда я получила от dolorka замечательный флешмоб. На этот раз надо рассказать не про 10 фильмов, а про 10 значимых для меня сериалов. Рассказываю в совершенно хаотичном порядке. Вообще сериалов я смотрю мало, не потому что не люблю — а ...