Кто же сжег царские останки из Уканаля?
maoist — 24.04.2024 А теперь давайте разберемся собственно с самой статьей Гальперин и соавторов в "Antiquity".A pivot point in Maya history: fire-burning event at K'anwitznal (Ucanal) and the making of a new era of political rule.
Вкратце основная идея: в заполнении пирамидального основания Здания К-2 был обнаружено скопление обожженых костей четырех мужчин (Погребение 20-1), а также почти полторы тысячи изделий из жада, обсидиановые предметы и более 10000 раковин. Среди жадовых артефактов были элементы царской короны и прочие важные объекты, тоже повреждённые. Материалы эти датируются второй половиной VII - концом VIII в. По радиоуглероду этот депозит датируется 773–881 гг. Гальперин высказала гипотезу, что это останки уканальских царей, которые таким образом были ритуально уничтожены по повелению Папамалиля, резиденцией которого Уканаль стал в 1-й половине IX в., начиная примерно с 815 г. Папамалиль, судя по всему, был чужеземцем и претендовал на титул "западный (т.е. чужеземный) гегемон".
Гипотеза вполне себе интересная, за исключением того, что никаких реальных подтверждений ее нет, и при этом есть альтернативные версии. Дело в том, что в конце VIII - начале IX вв. К'анвицналь (древнее название Уканаля) терпел несколько серьезных поражений.
Поначалу в VIII в. дела у правителей К'анвицналя складывались неплохо. После разгрома Саильского царства Тикалем в 744-748 гг. на востоке Петена образовался вакуум власти, который и занял К'анвицналь. Его цари создали локальную гегемонию в долине р. Макаль и в "Горах Майя". Однако в 779 г. против Хук-Чапата к'анвицнальского восстал царь Хулупа (арх. Сакуль-Ишкун), который после ряда неудач в 780 г. захватил и сжег К'анвицналь, о чем гордо сообщил в надписи на Стеле 2 из Ишкуна. Это первая альтернатива.
Надпись на Стеле 2 из Ишкуна, повествующая о войне с К'анвицналем в 779-780 гг. (прорисока Й. Грэма, CMHI)
Не прошло и 20 лет, как опять случилась беда. В 797 г. новый к'анвицнальский царь Шуб-Чаак потерпел поражение в войне с Йашхой и попал в плен к ее царю К'инич-Лакамтуну.
Стела 31 из Йашхи с сообщением о захвате в плен Шуб-Чакака из К'анвицналя (на самом деле это копия, а оригинал лежит под пальмовым навесом рядом и весь в кадр не влезает)
Но вот получилась любопытная загогулина: ок. 800 г. в надписи на Алтаре 23 из Караколя тоже сообщается о пленении Шуб-Чаака. Точной даты этого события нет, поэтому у нас две возможности.
Алтарь 23 из Караколя (прорисовка Н. Грюбе). Шуб-Чаак из К'анвицналя сидит справа.
Первая, это что после победы царь Йашхи не принес Шуб-Чаака в жертву, а отпустил его, и позднее тот попал в плен уже к правителю Хушвица (древнее название Караколя) и вот тогда его уже все-таки отправили на алтарь. Вторая заключается в том, что в 797 г. имела место союзная война Йашхи и Хушвица против К'анвицналя, и каждый приписал захват вражеского владыки себе. В любом случае это вторая возможная альтернатива.
Более того, Папамалиль нигде не настаивает, что он уничтожил предыдущую династию. Да, он сделал город своей резиденцией, туда съезжались с визитами соседние владыки, но как раз тот факт, что он не объявил себя новым "священным царем К'анвицналя", а носил титул "западного гегемона", может указывать, что он вовсе не пытался "сменить режим". И кстати, к 849 г. в К'анвицнале появились два правителя - "священный к'анвицнальский гегемон" и "священный царь К'анвицналя" (последний с вполне майяским именем Сийах-К'ин-Чаак).
Стела 4 из Уканаля (849 г.). Национальный музей археологии и этнологии, Гватамала
Так что с археологической точки зрения статья очень хорошая, но вот историческая интерпретация допускает и другие возможные варианты.
А разгадка одна -
|
</> |