рейтинг блогов

Как придумывали костюмы для героев "Нулевого пациента" (2022)

топ 100 блогов selyanka116.09.2022
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)

В этом году вышел телесериал "Нулевой пациент" Сергея Трофимова и Евгения Стычкина — драматическая история по мотивам реальных событий о вспышке ВИЧ в Элисте в 1988 году.

Художницей по костюмам в сериале выступила Екатерина Дыминская. Она и другие участники съемочной группы рассказывают о том, как шла работа над костюмами ключевых героев и воссоздавался аутентичный стиль конца 1980-x

Визуальную стилистику проекта продюсер Александра Ремизова разрабатывала вместе с режиссером и оператором Сергеем Трофимовым и художником-постановщиком Александром Арефьевым. Для цветовой палитры сериала Ремизова вдохновлялась живописью: картинами "Разговор", "Красная комната", "Натюрморт с голубой скатертью" Анри Матисса, "Натюрморт с подсолнухами" Поля Гогена и "Портрет неизвестного, читающего газету" Андре Дерена.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Слева Поль Гоген. "Подсолнечники", 1901 год. Справа Анри Матисс. "Красная комната", 1908 год. Выставка "Щукин. Биография коллекции" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
   
Два мира "Нулевого пациента" — столичный и калмыцкий — показаны в сериале по-разному с точки зрения цветовых решений: Элиста — в сине-зеленых оттенках, характерных для природы этого региона, тогда как Москва конца 1980-х (в кадре преимущественно вечерняя) окрашена неоном.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Элиста. Кадр из сериала "Нулевой пациент"

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Москва. Кадр из сериала "Нулевой пациент"
                           

Как соблюдали историчность
Четких референсов команда сериала старалась избегать. Как говорит Александр Арефьев, "опирались на все понемногу". Художники изучали и материалы о реальном происшествии, и описания жизни людей в Элисте в конце 1980-х, и фотографии этого периода. И, конечно, пересматривали позднесоветские фильмы; в частности, "Маленькую Веру", которая фигурирует в самом сериале — на сеанс фильма приходят главные герои.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Просмотр "Маленькой Веры". Кадр из сериала "Нулевой пациент"
                                   
В одной из серий "Нулевого пациента" есть эпизод с буддистским монахом, который совершает определенный ритуал в квартире Гиляны. "Не уверена, что это действительно могло быть в СССР. " — считает художница по костюмам Екатерина Дыминская. Тем не менее команда решила оставить персонажа, чтобы добавить национально-религиозные оттенки — буддизма и Калмыкии: "Это ведь действительно там существовало".
             
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022) 8 Capture.JPG
Сцена с монахом. Кадры из сериала "Нулевой пациент"

Главной локацией в Элисте становится больница. Руководитель местной администрации Владимир Захаров (Дмитрий Колчин) характеризует ее как "лучшее медицинское учреждение в регионе". На фасаде здания красуется бетонный горельеф — типовая декорация архитектуры того десятилетия для государственных зданий. На фоне серо-зеленой палитры больничных коридоров ярко выделяется лазоревое мозаичное панно с изображением врачей и девушки. Его разработали художник-постановщик Александр Арефьев с ассистентами Никитой Васильевым, Антоном Заецом и Николаем Христолюбовым. Вдохновением для них послужило красочное тематическое панно в одной из поликлиник Москвы. Также декораторы проекта опирались на работу художника Геннадия Черноскутова, она украшала больницу Фишера в городе Волжском и была демонтирована в 2019 году.
       
Панно размером 3×4 метра изготовил художник Павел Копаев, и это не керамика, а ее искусная имитация: Копаев напилил и покрасил 25 тысяч деревянных квадратиков разного размера, по шаблону выложил на фанерный лист, закрыл швы и покрасил лаком. Монтировала панно команда из шести человек. По задумке Арефьева оно получилось печальным, но в то же время вселяющим надежду.
           
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022) 10 brLVOSOW20qkGClCe81tgjB7EftWYqB.jpg
Мозаичное панно в сериале

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022) 9 brLVOSOW20qk.jpg
Часть мозаичного панно "Люди в белых халатах" Геннадия Черноскутова
   

Реквизит помогает подчеркнуть и драматургию персонажа. У героя Евгения Стычкина, например, есть в распоряжении особенная зажигалка. В паре эпизодов его герой Карахан, довольный собой, начинает эффектно прикуривать. В одной из серий в зажигалке, судя по всему, заканчивается бензин, прикурить не удается, и в судьбе свободолюбивого журналиста начинается черная полоса. Эту зажигалку с гравировкой разыскала для Стычкина ассистентка режиссера по реквизиту Наталья Симонова — пришлось несколько месяцев изучать блошиные рынки.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Кадр из сериала "Нулевой пациент"

По словам Симоновой, большую часть реквизита для съемок калмыцкого блока — от учебников и осветительных приборов до текстиля, штор и ковров — пришлось везти с московских складов. Некоторые вещи команда сериала приобретала непосредственно на месте, например детские велосипеды, коляски и самокаты, которые можно увидеть в кадре, проще было найти у местных жителей. В одном из эпизодов нужно было поставить в кадр человека с мольбертом, и Симонова провела немало часов на "Авито" в поисках нужного реквизита, чтобы у героя были масляные краски и кисти именно 1980-х годов.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Кадр из сериала "Нулевой пациент"
     

Как создавались костюмы
"Поскольку 1988-й год — относительно недавнее прошлое, много вещей той эпохи прекрасно сохранилось и их не так сложно найти. Девяносто процентов одежды героев — из подбора. Что-то мы брали в аренду на студиях, многое покупали на блошиных рынках и в винтажных магазинах. Ну и, конечно, Avito — незаменимый источник аутентичных вещей как из Москвы, так и из регионов. Кстати, в открывающей сцене шестой серии мы видим рынок, где продаются футболки с символикой СССР. Из них подлинные только две, остальные — современная продукция, которую выпускают в промышленных масштабах. Главное отличие аутентичных вариантов от современных (цвета и яркость идентичны) — в резинках на горловине и рукавах, но этот нюанс зрительскому глазу незаметен".
   
Костюмы персонажей также подчинены строгой цветовой концепции, которую режиссер Сергей Трофимов определил с художником по костюмам Екатериной Дыминской. "Москва у нас преимущественно яркая и цветная. Мы отталкивались от моды, насколько она была уместна для граждан СССР в то время, и старались разбавлять героев редкими вещами с Запада, которые почти невозможно было достать в столице", — говорит Дыминская.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Москва. Кадр из сериала "Нулевой пациент"

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Москва. Кадр из сериала "Нулевой пациент"

Элиста попроще: "По цветам мы избегали неестественной контрастности, старались подчеркнуть, что это блеклый провинциальный мир", — говорит художница по костюмам. Какую-либо национальную идентичность Калмыкии в кадре не увидеть — таков признак эпохи.", — объясняет Дыминская.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Калмыкия. Кадр из сериала "Нулевой пациент"

Благодаря тому, что конец 1980-х был не так давно, почти все, что носят персонажи, подлинно, а не сделано специально для съемок. "Подавляющее большинство одежды персонажей нашлось в готовом виде, — говорит Дыминская. — Шить пришлось минимум — не нашли то, что искали, поэтому два-три предмета гардероба шили специально под актеров. Но 95% удалось собрать — со складов, через "Авито“, в винтажных магазинах и на блошиных рынках".

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022) 24 Capture.JPG
Аскар Ильясов (Кирсан)

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Иван Добронравов (Иван)
                   
В массе своей костюмы соответствуют эпохе. Но, как и в случае с предметами, некоторые вещи в кадре стали миксом 1980-х и современности. Например, для Алены (Елизавета Шакира) художники по костюмам специально сделали серо-голубую дубленку, чтобы героиня выделялась на фоне жителей Элисты.

"Режиссеры (Сергей Трофимов и Евгений Стычкин) хотели, чтобы героиня выделялась на фоне скромно одетых местных жителей, была этакой столичной штучкой. Поэтому решили одеть ее в дубленку серо-голубого цвета а-ля Снегурочка. Это не анахронизм: такие дубленки встречались в конце 1980-х, но, безусловно, были не так распространены, как например, коричневые. Хотя это невыкрашенная шкура — самый простой и натуральный цвет. Мне удалось найти несколько оригинальных дубленок нужного оттенка, но они были слишком изношены и для гардероба модницы Алены не годились. В итоге за какие-то смешные деньги я купила винтажный вариант подходящего кроя и несколько шкур, отдала их мастеру, который сшил по лекалам старой дубленки новую", — рассказывает Дыминская.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Дубленка "Снегурочки". Кадр из сериала "Нулевой пациент""
                               
Еще один предмет гардероба Алены, сшитый на заказ, — комбинезон из сцены вечеринки в московской квартире Гончарова, где зритель впервые встречает героиню. Мы перемерили множество вариантов. Очень понравился винтажный фиолетовый комбинезон с подплечниками и рукавами семь восьмых. Однако режиссеры, влюбившиеся в цвет, посчитали закрытый верх слишком скромным для яркой студентки и попросили придумать более сексуальный вариант. Оригинальный комбинезон был сшит так, что переделать его было нельзя. Я купила ткань такого же оттенка и сшила более открытую и соблазнительную версию. Перед такой девушкой герой Никиты Ефремова устоять не смог", — продолжает Дыминская.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Фиолетовый комбинезон Алены. Кадр из сериала "Нулевой пациент"

Вообще Лиза Шакира, со светлыми глазами, темными широкими бровями и волнистыми волосами (это уже для роли ей сделали мелкие кудри), типажно напомнила мне Брук Шилдс, и образ голливудской звезды 1980-х стал визуальным референсом для героини. Отсюда женственность, идущая через маскулинный стиль в одежде. Алена — девушка брючная (в приоритете — джинсы), в то время как вторая главная героиня, медсестра Зина (Виктория Агалакова) из Элисты, предпочитает женственные юбки.
Некоторые вещи менялись прямо перед стартом съемок. Например, Игорь Карахан должен был носить в кадре дубленку-авиатор, стилизованную под американскую одежду пилотов ВВС. "Когда Евгений Стычкин пришел на примерку, он увидел совершенно другую дубленку, типовую, из подбора [когда вещи для съемок берутся в аренду с прокатных складов], и сказал: "Это то, что я хочу". Получилась одежда более раннего периода, из конца 1970-х. Но советские граждане носили одежду много лет, так что стилистически эта дубленка героя вполне уместна", — говорит Екатерина Дыминская.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Евгений Стычкин

"Большую часть экранного времени Игорь Карахан (Евгений Стычкин) проводит в свитере крупной вязки и коричневой дубленке. Изначально я планировала, чтобы герой носил зимнюю куртку а-ля пилот, но Женя Стычкин вбежал в костюмерную, схватил дубленку 1970-х, предназначавшуюся для массовки, и не захотел с ней расставаться. Хоть я и уверяла, что в этой коричневой дубленке он похож на Женю Лукашина из "Иронии судьбы", Стычкин был непреклонен. Вот так модный фотограф носит дубленку, явно разменявшую второй десяток. Хотя в дефицитное время вещи действительно носили годами".

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Евгений Стычкин
       
Дыминская не просто воссоздавала моду 1980-х. Так, наряд Зины (Виктория Агалакова), в котором она приходит в бар с Кирсаном (Аскар Ильясов), — сознательная отсылка к героине Наталье Негоды из "Маленькой Веры", которую в Москве смотрят Гончаров и Алена: "Это пасхалка для тех, кто будет смотреть сериал внимательно и сможет узнать образ". Красно-белую кофту с V-образным вырезом удалось найти на складе "Мосфильма", остальные предметы гардероба взяли из подбора. "Типаж Зины близок к героине Негоды по характеру: провинциалка, что стремится к лучшему, хочет вырваться и старается быть модной", — объясняет Дыминская.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Кирсан и Зина в сериале.
 
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
"Маленькая Вера"

"Когда мне на глаза попалась кофточка, так похожая на ту, что носила Наталья Негода в культовой "Маленькой Вере", я сразу же решила, что она обязательно должна "сыграть" в сериале. "Маленькая Вера" — определяющий фильм той эпохи, и почему бы не сделать ему такой вот буквальный оммаж? Режиссеры идею одобрили. И в итоге Зина надела кофту в сцене, в которой медработники веселятся в клубе. Кстати, я нашла несколько вариаций на тему культовой кофточки: в бело-сиреневую и бело-изумрудную полоску, но остановилась именно на бело-красной, как в оригинале. Такая вот дословная визуальная цитата".

Главным источником вдохновения для Дмитрия Гончарова (Никита Ефремов) стал Микки Рурк в "Сердце ангела". Действие голливудского хита происходило в середине 1950-х, но время съемок (1987 год) легко считывалось в силуэтах. Такой микс эпох в кино неизбежен. Плащ и пальто Никиты — отсылка к образу Гэрри Энджела, но не буквальная. Тут референс был скорее в части ощущения, настроения. Некая свислость, вообще свойственная 1980-м, и объемность.

В первых эпизодах Гончаров ходит в стильном двубортном тренч-плаще — это отсылка к образу героя Микки Рурка в фильме 1987 года "Сердце ангела".
           
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Микки Рурк в фильме "Сердце ангела"

По мнению Дыминской, этот образ очень органично ложится на Гончарова. Исходя из этого, персонажу подбирали вещи, которые мог бы в теории носить детектив Гарри Эйнджел. Плащ-пальто — длинный и развевающийся на ветру, кофты — объемные и мешковатые: "Это не было буквальным референсом, а скорее, источником вдохновения".

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов)

Плащ Дыминская тоже отыскала на "Авито": "Это весьма модная вещь тех лет. К счастью, конец 1980-х — это не так давно, поэтому мы нашли несколько таких плащей".

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Дмитрий Гончаров в двубортном плаще-тренче

Чуть позже герой появляется в не менее модном и стильном пиджаке из твидовой ткани. Это тоже подлинная вещь, которую даже по меркам свободного 1988-го было трудно достать.
       
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Пиджак из твидовой ткани. Кадр из сериала "Нулевой пациент"
               
Трудности у художников тоже были. Гиляна, одна из первых взрослых пациенток в Элисте, по сюжету теряет ребенка. Героиня должна была выглядеть как убитая горем, переживающая тяжелую драму женщина из бедной семьи. Загвоздка в том, что игравшая ее Евгения Манджиева — модель с мировым именем. И даже элементарная вещь (байковый бабушкин халат в цветочек) смотрелась слишком стильно.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Гиляна (Евгения Манджиева) Кадр из сериала "Нулевой пациент"

Перемерили десяток халатов, все они были пестрые, будто с обложки. В итоге халат пришлось красить в серый цвет и гасить рисунок, чтобы подчеркнуть мрачное состояние героини.

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Гиляна (Евгения Манджиева) Кадр из сериала "Нулевой пациент"

"На нее одеваешь любую вещь, даже сиротское, как мы его между собой называли, платье — Женя выглядит будто на подиум оделась. Она очень стильная девушка сама по себе", — смеется Екатерина Дыминская. Более того, актриса очень высокая, 180 сантиметров, а вещи, отложенные для ее персонажа, были из подбора типовых размеров. "Приходилось где-то отпускать рукава, а где-то — длину".

Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Гиляна (Евгения Манджиева)
     
А еще было непросто превратить Евгению Манджиеву (она сыграла Гиляну), модель мирового уровня, в скромную учительницу из Элисты. Рост Евгении —180 см. Все оригинальные вещи были ей коротки. Я нашла трогательное пальто в клеточку, но, как мы ни старались, рукава все равно были семь восьмых. Потом решили смириться, и такая "подстреленность" даже легла на образ несчастной Гиляны. Вдобавок Евгения невероятно стильная по своей природе, и, в какую бы затрапезную одежду мы ее ни одевали, все равно казалось, что она только что вышла с показа Prada. В этом плане главной проблемой было найти халат для драматичной сцены в больнице, когда Гиляна узнает о смерти сына. Я предлагала страшные, потертые и дырявые варианты, но режиссеры говорили, что все равно это слишком красиво. Тогда я взяла самый уродский халат и покрасила его в мерзкий серый цвет. И, о чудо, он их устроил. Тот случай, когда ты смотришь на вещь и понимаешь, насколько она ужасна, но необходима для героини и сцены.

Больше всего вариантов и примерок у нас было для Нади (Анастасия Грачева), жены Климы и любовницы Ивана. Режиссеры долго не могли определиться, кто она больше: строгая учительница или роковая женщина, любовница мужа своей коллеги и подруги? В итоге по вещам она получилась нейтральной, а роковую натуру подчеркнули цветом — бордово-красным плащом.
               
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Надя (Анастасия Грачева)
               
Проще всего оказалось снарядить для съемок Петра Шипова (Павел Майков). Главное качество майора КГБ, который неустанно следит за ходом исследования ВИЧ со стороны Гончарова, — незаметность. "Прошел такой человек мимо, и про него просто нечего сказать. Поэтому для Шипова мы подготовили максимально простой, недорогой костюм, лишенный любых намеков на персональную, личностную идентичность", — поясняет Дыминская. Единственная деталь гардероба, которая выделяется, — это плащ, который тоже нашли на "Авито": по мнению художницы по костюмам, на Павле Майкове он смотрелся довольно стильно, хотя и не обладал уникальными характеристиками. "Возможно, это особенность самого актера".
         
Как придумывали костюмы для героев Нулевого пациента (2022)
Петр Шипов (Павел Майков)
Отсюда   Отсюда   Отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Что называется "доигрался". Это же каким чудаком на букву "м" надо быть, чтобы из-за своей дури лишиться руки и уехать в места не "столь отдалённые". Началась эта история в октябре прошлого года. 29-летний житель Тольятти попал в больницу с серьезными ранениями грудной клетки и ...
В воскресенье решили - а не махнуть ли нам в Томскую писаницу. Хотя сначала я не хотела. Что-то там мне не зашло в прошлом году. Поехали в ливень, но была надежда, что как раз дождь скатится. И не прогадали - поймали солнечное окно. А в Писанице мне внезапно понравилось. Нашли два места ...
На день рождения толстяков в прошлом году yashunsky вёл меня за руку - кончился семестр и я была в полной прострации. Дальше лучше не стало, просто пришлось вырасти, чтобы тащить то, что сваливается, и не умирать. Но своя лаборатория. Но своя квартира. Но Олимпиада НТИ. И мои чуд ...
Я полагаю, что в затягивании с объявлением мобилизации ничего хорошего нет. Поясню. 1. Не нужно путать мобилизацию и систему подготовки. Постоянно слышу какие-то дурацкие стоны насчет того, что контракт, это хорошо обученные профессионалы, а мобилизованные, это мальчишки с большими ушами ...