Как придумывали костюмы для героев "Нулевого пациента" (2022)
selyanka1 — 16.09.2022В этом году вышел телесериал "Нулевой пациент" Сергея Трофимова и Евгения Стычкина — драматическая история по мотивам реальных событий о вспышке ВИЧ в Элисте в 1988 году.
Художницей по костюмам в сериале выступила Екатерина Дыминская. Она и другие участники съемочной группы рассказывают о том, как шла работа над костюмами ключевых героев и воссоздавался аутентичный стиль конца 1980-x
Элиста. Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Москва. Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Как соблюдали историчность
Просмотр "Маленькой Веры". Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Главной локацией в Элисте становится больница. Руководитель местной администрации Владимир Захаров (Дмитрий Колчин) характеризует ее как "лучшее медицинское учреждение в регионе". На фасаде здания красуется бетонный горельеф — типовая декорация архитектуры того десятилетия для государственных зданий. На фоне серо-зеленой палитры больничных коридоров ярко выделяется лазоревое мозаичное панно с изображением врачей и девушки. Его разработали художник-постановщик Александр Арефьев с ассистентами Никитой Васильевым, Антоном Заецом и Николаем Христолюбовым. Вдохновением для них послужило красочное тематическое панно в одной из поликлиник Москвы. Также декораторы проекта опирались на работу художника Геннадия Черноскутова, она украшала больницу Фишера в городе Волжском и была демонтирована в 2019 году.
Реквизит помогает подчеркнуть и драматургию персонажа. У героя Евгения Стычкина, например, есть в распоряжении особенная зажигалка. В паре эпизодов его герой Карахан, довольный собой, начинает эффектно прикуривать. В одной из серий в зажигалке, судя по всему, заканчивается бензин, прикурить не удается, и в судьбе свободолюбивого журналиста начинается черная полоса. Эту зажигалку с гравировкой разыскала для Стычкина ассистентка режиссера по реквизиту Наталья Симонова — пришлось несколько месяцев изучать блошиные рынки.
Кадр из сериала "Нулевой пациент"
По словам Симоновой, большую часть реквизита для съемок калмыцкого блока — от учебников и осветительных приборов до текстиля, штор и ковров — пришлось везти с московских складов. Некоторые вещи команда сериала приобретала непосредственно на месте, например детские велосипеды, коляски и самокаты, которые можно увидеть в кадре, проще было найти у местных жителей. В одном из эпизодов нужно было поставить в кадр человека с мольбертом, и Симонова провела немало часов на "Авито" в поисках нужного реквизита, чтобы у героя были масляные краски и кисти именно 1980-х годов.
Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Как создавались костюмы
Москва. Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Москва. Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Элиста попроще: "По цветам мы избегали неестественной контрастности, старались подчеркнуть, что это блеклый провинциальный мир", — говорит художница по костюмам. Какую-либо национальную идентичность Калмыкии в кадре не увидеть — таков признак эпохи.", — объясняет Дыминская.
Благодаря тому, что конец 1980-х был не так давно, почти все, что носят персонажи, подлинно, а не сделано специально для съемок. "Подавляющее большинство одежды персонажей нашлось в готовом виде, — говорит Дыминская. — Шить пришлось минимум — не нашли то, что искали, поэтому два-три предмета гардероба шили специально под актеров. Но 95% удалось собрать — со складов, через "Авито“, в винтажных магазинах и на блошиных рынках".
"Режиссеры (Сергей Трофимов и Евгений Стычкин) хотели, чтобы героиня выделялась на фоне скромно одетых местных жителей, была этакой столичной штучкой. Поэтому решили одеть ее в дубленку серо-голубого цвета а-ля Снегурочка. Это не анахронизм: такие дубленки встречались в конце 1980-х, но, безусловно, были не так распространены, как например, коричневые. Хотя это невыкрашенная шкура — самый простой и натуральный цвет. Мне удалось найти несколько оригинальных дубленок нужного оттенка, но они были слишком изношены и для гардероба модницы Алены не годились. В итоге за какие-то смешные деньги я купила винтажный вариант подходящего кроя и несколько шкур, отдала их мастеру, который сшил по лекалам старой дубленки новую", — рассказывает Дыминская.
Дубленка "Снегурочки". Кадр из сериала "Нулевой пациент""
Еще один предмет гардероба Алены, сшитый на заказ, — комбинезон из сцены вечеринки в московской квартире Гончарова, где зритель впервые встречает героиню. Мы перемерили множество вариантов. Очень понравился винтажный фиолетовый комбинезон с подплечниками и рукавами семь восьмых. Однако режиссеры, влюбившиеся в цвет, посчитали закрытый верх слишком скромным для яркой студентки и попросили придумать более сексуальный вариант. Оригинальный комбинезон был сшит так, что переделать его было нельзя. Я купила ткань такого же оттенка и сшила более открытую и соблазнительную версию. Перед такой девушкой герой Никиты Ефремова устоять не смог", — продолжает Дыминская.
Вообще Лиза Шакира, со светлыми глазами, темными широкими бровями и волнистыми волосами (это уже для роли ей сделали мелкие кудри), типажно напомнила мне Брук Шилдс, и образ голливудской звезды 1980-х стал визуальным референсом для героини. Отсюда женственность, идущая через маскулинный стиль в одежде. Алена — девушка брючная (в приоритете — джинсы), в то время как вторая главная героиня, медсестра Зина (Виктория Агалакова) из Элисты, предпочитает женственные юбки.
"Большую часть экранного времени Игорь Карахан (Евгений Стычкин) проводит в свитере крупной вязки и коричневой дубленке. Изначально я планировала, чтобы герой носил зимнюю куртку а-ля пилот, но Женя Стычкин вбежал в костюмерную, схватил дубленку 1970-х, предназначавшуюся для массовки, и не захотел с ней расставаться. Хоть я и уверяла, что в этой коричневой дубленке он похож на Женю Лукашина из "Иронии судьбы", Стычкин был непреклонен. Вот так модный фотограф носит дубленку, явно разменявшую второй десяток. Хотя в дефицитное время вещи действительно носили годами".
Евгений Стычкин
"Маленькая Вера"
"Когда мне на глаза попалась кофточка, так похожая на ту, что носила Наталья Негода в культовой "Маленькой Вере", я сразу же решила, что она обязательно должна "сыграть" в сериале. "Маленькая Вера" — определяющий фильм той эпохи, и почему бы не сделать ему такой вот буквальный оммаж? Режиссеры идею одобрили. И в итоге Зина надела кофту в сцене, в которой медработники веселятся в клубе. Кстати, я нашла несколько вариаций на тему культовой кофточки: в бело-сиреневую и бело-изумрудную полоску, но остановилась именно на бело-красной, как в оригинале. Такая вот дословная визуальная цитата".
Главным источником вдохновения для Дмитрия Гончарова (Никита Ефремов) стал Микки Рурк в "Сердце ангела". Действие голливудского хита происходило в середине 1950-х, но время съемок (1987 год) легко считывалось в силуэтах. Такой микс эпох в кино неизбежен. Плащ и пальто Никиты — отсылка к образу Гэрри Энджела, но не буквальная. Тут референс был скорее в части ощущения, настроения. Некая свислость, вообще свойственная 1980-м, и объемность.
В первых эпизодах Гончаров ходит в стильном двубортном тренч-плаще — это отсылка к образу героя Микки Рурка в фильме 1987 года "Сердце ангела".
По мнению Дыминской, этот образ очень органично ложится на Гончарова. Исходя из этого, персонажу подбирали вещи, которые мог бы в теории носить детектив Гарри Эйнджел. Плащ-пальто — длинный и развевающийся на ветру, кофты — объемные и мешковатые: "Это не было буквальным референсом, а скорее, источником вдохновения".
Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов)
Плащ Дыминская тоже отыскала на "Авито": "Это весьма модная вещь тех лет. К счастью, конец 1980-х — это не так давно, поэтому мы нашли несколько таких плащей".
Чуть позже герой появляется в не менее модном и стильном пиджаке из твидовой ткани. Это тоже подлинная вещь, которую даже по меркам свободного 1988-го было трудно достать.
Гиляна (Евгения Манджиева) Кадр из сериала "Нулевой пациент"
Перемерили десяток халатов, все они были пестрые, будто с обложки. В итоге халат пришлось красить в серый цвет и гасить рисунок, чтобы подчеркнуть мрачное состояние героини.
Гиляна (Евгения Манджиева) Кадр из сериала "Нулевой пациент"
"На нее одеваешь любую вещь, даже сиротское, как мы его между собой называли, платье — Женя выглядит будто на подиум оделась. Она очень стильная девушка сама по себе", — смеется Екатерина Дыминская. Более того, актриса очень высокая, 180 сантиметров, а вещи, отложенные для ее персонажа, были из подбора типовых размеров. "Приходилось где-то отпускать рукава, а где-то — длину".
Гиляна (Евгения Манджиева)
Больше всего вариантов и примерок у нас было для Нади (Анастасия Грачева), жены Климы и любовницы Ивана. Режиссеры долго не могли определиться, кто она больше: строгая учительница или роковая женщина, любовница мужа своей коллеги и подруги? В итоге по вещам она получилась нейтральной, а роковую натуру подчеркнули цветом — бордово-красным плащом.
Надя (Анастасия Грачева)
Петр Шипов (Павел Майков)