Домработницы и домработники советского кино
selyanka1 — 02.09.2022
В кинофильмах советской эпохи часто встречается такой
персонаж, как домработница или даже домработник типа полотера. Это
совершенно не вяжется с идеологией всеобщего равенства, но в то же
время как-то органично вписывается в быт той эпохи. Давайте
посмотрим на их образы и одежду, а заодно разберемся, как в СССР
при запрете на эксплуатацию появились "домашние работники" и почему
они пропали позднее?
Я объединила старые и новые фильмы, показывающие одну и ту же
эпоху, чтобы лучше было видно, как изменился образ добработницы,
ткани, наряды, да и вообще выглядеть они стали как-то ... ну очень
сильно культурнее и более стильно
Столкнувшись с тем, что в молодой социалистической республике
во многих домах осталась прислуга, правительство вышло из
положения. Просто поменяли термин. Теперь те, кто работали в домах,
назывались "домашние работники". Работа эта считалась такой же
достойной, как любая другая. Людям обещали прописку, обучение в
вечерних школах, и часто — место проживания. У домашних работников
даже был свой профсоюз.
Домашней работнице гарантировалась городская прописка,
ликвидация неграмотности и отсутствие барских замашек со стороны
нанимателя, чуть что — можно было и пожаловаться "куда следует".
Поэтому домработницами активно становились деревенские девушки,
ищущие лучшей доли. Особенно массово это происходило после
голодного начала 20-х годов, когда жизнь в деревне была просто
ужасна. Были среди желающих занять подобные вакансии и женщины из
"бывших", которые тоже хотели хоть как-то устроиться в столь
кардинально поменявшейся действительности - услуги последних
ценились выше.
Хозяевами, помимо нэпманов в 20-е годы, обычно являлась новая
советская советская элита — научная, партийная,творческая. Не стоит
забывать и о том, что многие красные военачальники имели дворянское
происхождение. Для них иметь "домашних работников" было привычным
делом. А было и наоборот - вчерашние дворянки шли в услужение, лишь
бы жить в тепле и не подвергаться гонениям. А они были весьма умелы
в хозяйстве и часто попадали в дома правящей верхушки.
Позволить себе нанять домработницу могли не только
привилегированные, точнее, номенклатурные семьи. По данным СМИ,
только в одной Москве в начале 1930-х гг. насчитывалось порядка 1,5
млн человек обслуживающего персонала разного рода. Согласно
статистике профсоюза "домашних работников", порядка 70 процентов
нанимателей были служащие, а еще 25 — рабочие. То есть найм
подобных работниц был рядовой практикой, а не какой-то экзотикой.
Домашние помощницы проживали на одной территории с семьей, в
которой работали. Порой им приходилось довольствоваться
раскладываемой на ночь на кухне постелью, но это мало кого смущало,
ведь скромный труд и стабильный доход были в приоритете.
Напомню, что детсадов в то время не было, женщин активно стали
трудоустраивать (кто не работает, тот не ест), и если женщина
проводила на работе целый день, то времени на полноценное
выполнение домашних обязанностей у нее не было и приходилось эти
обязанности делeгировать. Воспринимали домашних работников не как
буржуйских наемных работников, попирающих советские идеалы, a как
рабочий класс, соответствующий социализму.
Хотя, конечно, все люди разные, и иногда домработницам с
хозяевами везло, а иногда нет. Ну и наоборот тоже. В частности в
фильмах это часто видно даже через одежду. Как прислуга одета, так
к ней хозяева и относятся
"Закройщик из Торжка" 1925 год
Вера Марецкая - Катя, домработница лавочника
Семижилова. Вот так вот на плоту на речке стирали. Кстати,
холостяки в то время часто нанимали если не домработницу, то как
минимум прачку - без прачки как без рук...
Лирическая комедия с элементами сатиры, рисующая быт и нравы
провинциального городка первой половины двадцатых годов,
рассказывает о забавных приключениях домработницы и закройщика,
выигравших крупную сумму по облигации госзайма.
Вера Марецкая - Катя, домработница лавочника Семижилова. В
этой, комедии, кстати, очень много смешных сценок с животными (но
не ковбойского уровня "Веселых ребят", конечно).
В этом фильме эпохи НЭПа отрицательными персонажами являются,
конечно же, всякие лавочники как женского, как и мужского пола, не
только эксплуатирующие своих домработниц и прочих наемных
работников, но и даже иногда их побивающие. И выхода и этой жизни у
домработниц особой и не видно, ну если только деньги в лотерею
/ облигацию госзайма выиграть - и самим стать
нэпманшами. Кстати, судя по всему, достаточно популярный это был
сюжет в 1920-е годы.
Обуви нет. Хозяин, возможно, обувь и выдал, как профсоюз велел,
но обувь может быть не того размера. Или Катя обувь бережет и на
грязной работе ее не носит
Наниматель, обязан был выдать прислуге / домработнице одежду —
2 ситцевых платья, 2 фартука, 2 полотняных платка и одну пару
ботинок сроком на год. Если прислуга увольнялась ранее пяти с
половиной месяцев, всю одежду было необходимо вернуть. Это был
минимум. Если хозяева были побогаче и подобрее и относились к
домработнице как к члену семьи, то подобным минимумом гардероб,
наверное, не ограничивался. Так же как и оплата бани всего 2 раза в
месяц, вполне можно в баню было и чаще посылать.
Нарядный вид - выход в люди
Хозяин может и трепку задать, если ему что не нравится
В этом случае домработница может обратится в профсоюз. В кадре
Владимир Уральский — профсоюзный работник
"Собачье сердце" 1988 год, события происходят в 1925
г
Не думаю, что надо кому-то рассказывать сюжет.
Нина Русланова - Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме
профессора. Ольга Мелихова - Зинаида Прокофьевна Бунина, горничная
и помощница профессора при операциях
Данные дамы выглядят как условные "члены семьи", а гражданка
Бунина, хоть и называется горничной, но, судя по тому, что помогает
профессору в операциях, она из "бывших".
У этих дам нет проблем с грамотностью, образованностью и
чтением газет, одеты они тоже очень опрятно и даже стильно. Ну
ладно Бунина из "бывших", а кухарка вот тоже в бусах щеголяет, вся
в белоснежно белом да еще и с какой-то странно "буржуйской"
прической. По идее вроде платок обязан быть, кухарки тогда платки
носили. А тут просто какая-то "гнилая интеллигенция", а не
кухарка.
Нина Русланова - Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме
профессора. Ольга Мелихова - Зинаида Прокофьевна Бунина, горничная
и помощница профессора при операциях
"Девушка с коробкой" 1927 год

Ева Милютина — Марфушка, прислуга в модном московском
магазине по продаже шляпок. Именно поэтому у нее и очень
опрятная прическа, и одежда "на уровне", для клиентов магазина это
важно.
Только не смейтесь, но эта комедия эпохи НЭПа была специально
поставлена с целью пропаганды государственных выигрышных займов ака
лотереи. Хотя фильм получился комедийно-лирическим, о любви.
Главная героиня, правда, не домработница, а шляпница, но у непманши
- владелицы модного магазина, в услужении есть прислуга /
домработница, вот такая.
“Не может быть!” 1975 год события происходят в 1927
г
Прекрасная кинокомедия Гайдая, снятая по трем новеллам Зощенко,
объединённых темой мещанской "любви"... Про этот фильм был пост
Революция 1920-х в фильме "Не может быть!"
(1975)
Татьяна Кузнецова - кухарка Дарья
Нас интересует новелла "Свадьба", где главный герой сделал
предложение руки и сердца после целых 4 свиданий на улице и,
опоздав на собственную свадьбу, без пальто и головного убора
невесту узнать не может. В семье невесты есть колоритнейшая кухарка
Дарья, в которую невозможно не влюбиться, до такой степени образ
удался.
Не совсем удалась, ИМХО, одежда, ткань какая-то ну совершенно не из
1920-х годов. Непонятно, где они такое вообще взяли и чем
вдохновлялись. И еще сережки и брошь очень странно смотрятся.
Откуда у кухарки такие деньги?
А, может быть, я ошибаюсь и одежда, наоборот, удалась, потому что
это не историческая реконструкция, а стилизованные комедийные
образы
"Дом на Трубной" 1928 год
Дом на Трубной заселен мещанской, нэпмановской публикой.
Парикмахер Голиков решает нанять домработницу, но только - не члена
профсоюза. Его выбор падает на приехавшую из деревни в Москву
Параню...

Ада Войцик — Феня, активистка профсоюза горничных
"Трактир на Пятницкой" 1978 год, события происходят
во времена НЭПа (1921—1928 гг)
Этот фильм я включила, потому что очень его люблю и решила, что
пусть будет.
Здеcь у нас, во-первых, появляются половые, пусть они будут некие
нэпмановские условные "домработники"
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой". Виктор Перевалов —
Николай Панин, половой "Рыжий" (чекист под прикрытием)
А во-вторых, у нас здесь есть приехавшая из деревни девушка Алёнка,
которой был бы прямой путь в домработницы, если бы ее не ограбили
на вокзале и она не познакомилась бы с вором-щипачем
Пашкой-Америкой.
Александр Галибин — вор-щипач "Пашка-Америка", Марина Дюжева —
Алёнка
Обувь Аленки нам камера не показывает (исторически это были зимой
валенки, а летом лапти, пока хозяин башмаки не выдаст),
Пашка-Америке подружку принаряжает красивой шляпкой, ну а потом
вообще ее приодевает, о деревенском прошлом напоминает только
платочек, шляпка не прижилась.
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
И вот тут вот тоже как и в фильме "Не может быть!" слегка удивляют
совершенно современные, какие-то полусинтетические ткани
Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
Не знаю, можно ли такие ткани и материалы списать на некий
дефицит 70-х, что в фильме "Не может быть!" (1975), что в "Трактире
на Пятницкой" (1978)
"Веселые ребята" 1934 год
Про этот фильм только что был пост, повторяться не буду
Aмериканские образы "Веселых ребят" (1934)
Любовь Орлова -Анюта, домашняя работница
“Утомлённые солнцем” 1994 год, события происходят в 1936
г
Светлана Крючкова - домработница Катя Мохова
Режиссер Никита Михалков сам из семьи "новой советской элиты",
соответственно вырос в доме с домработницей. И есть у меня
почему-то подозрение, что многое в образе Кати Моховой он со своей
собственной домработницы и списал.
Кадр из фильма “Утомлённые солнцем”
Поэтому я не совсем уверена, показан здесь образ из 1930-х или
все-таки из 1950-х. Домработница явно не из "бывших", как у
профессора Преображенского, а деревенская, но при этом
щеголяет в разнообразных бусах, вроде как золотых сережках, не
носит обязательного платка, но зато имеет на голове какую-то
слишком городскую и модную прическу. В 50-х такое представляется на
раз, а вот в 30-х - с трудом
Кадр из фильма “Утомлённые солнцем”
"Мастер и Маргарита" 1994 год события происходят в
1937 г
Татьяна Ряснянская (Донская) — Наташа, домработница
Маргариты
Специально дала ссылку, чтобы было понятно, что этот фильм не
пытался отобразить в одежде советскую реальность 1937 года.
Домработница здесь вообще одета не по-советски, а как-то
по-западному. А уж прическа то и вообще! Смотришь на эту
"домработницу" и представляешь себе американский образ из "Великого
Гэтсби"
"Мастер и Маргарита" 2005 год события
происходят в 1937 г
Ксения Назарова — Наташа, домработница Маргариты
Здесь тоже нет вообще ничего советского из 1930-х. Наташа выглядит
некой западной горничной, да еще и c современной прической
“Подкидыш” 1939 год
Про этот фильм был пост
Модный "Подкидыш" (1939), где образ домработницы
совсем никак не раскрыт, ну вот сейчас попробуем
Рина Зеленая - домработница Ариша, слова из которой "сыплются
как горох"
Рина Зелёная была соавтором сценария этого фильма, ей на
момент выхода фильма было 38 лет, то есть по возрасту ее
домработница в принципе могла попадать в категорию "бывшей"
городской прислуги, которая была трудоустроена еще до
революции.
Мы в фильме не видим отца девочки Наташи, а ее мама выглядит
как обеспеченная и хорошо (трудо)устроенная женщина, которая не
только имеет домработницу, но и снимает дачу на лето. Можно
предположить, что отец - военный и находится в 1939 году где-то на
фронтах. Не знаю, какого ранга военный, из бывших или нет, но
домработница Ариша - явно городской вариант прислуги, а не
деревенский. И не из бывших сословий хозяев, а из бывших сословий
слуг.
Кадр из фильма "Подкидыш"
Роль Ариши - это, как высказались критики в 1930-х,
"скорее дивертисмент" (концертный номер в дополнение к основному
спектаклю)
Рина Зелёная создала очень карикатурный портрет болтливой и
бестолковой домработницы, пытающейся повсюду высказывать свои
взгляды по поводу справедливости и даже не заметившей, что ребенок
пропал. Внешний вид у нее для домработницы тоже слегка
карикатурный, она собиралась взять выходной, навела марафету - и
прическу накрутила, и приоделась... а выходной то ей и
отменили
“Светлый путь” 1940 год

Любовь Орлова - Татьяна Ивановна Морозова неграмотная
деревенская девушка, которая проходит путь от домработницы до
передовой ткачихи.
Этот образ я уже сравнивала с образом домработницы из "Веселых
ребят". Вот здесь мы видим типичный советский вариант жизненного
успеха для выходца из деревни - заслужить любовь и уважение учебой,
трудом и трудовыми достижениями.
И в этом фильме очень реалистично показаны будни домработницы,
например, та же сажа на лице. Если ты самовар раздуваешь, таскаешь
дрова и топишь печку дровами/ углем, да еще и готовишь в этой
печке, то сажи вообще никак не избежать. Сравните с чистенькой,
принаряженной кухаркой из фильма "Не может быть!", мало того, что
она разодета на грязной кухне, как будто на свидание пошла, а не
дрова таскает и не свадебный ужин готовит, да еще и с серьгами в
ушах. Сравните с кухаркой профессора Проображенского, которая вся в
белом и с бусами... тоже вроде рядом с печкой. Вся в белом!
Кадр из фильма “Светлый путь”
“Весна” 1947 год

Фаина Раневская - Маргарита Львовна, экономка Ирины
Петровны
В этом фильме у нас не домработница, а целая экономка, причем явно
из бывших. Один халат чего стоит! И шляпка! И отношения между
хозяйкой и экономкой достаточно близкие и семейные, экономка ведет
себя как член семьи
Кадр из фильма "Весна"
Кадр из фильма "Весна"
Кадр из фильма "Весна"
Начиная с 50-х ситуация с образами домработниц в кино сильно
меняется. В 20-е и 30-е годы домработницы были своего рода
обязательным элементом индустриализации. Крестьянка приезжала из
деревни в город и вставала в ряды пролетариата, занимаясь
необходимым и общественно полезным трудом. После войны
постепенно начала меняться экономическая и общественная ситуация.
Повысился уровень грамотности и образованности населения, выросло
несколько поколений детей, в обязательном порядке ходивших в школу.
Появились детские сады, появились прочие услуги, разгрузившие
женщину от домашнего труда. Стиральные машины может и внедрялись
медленно, но в городах в домах были газовые плиты без дров,
центральное отопление и вода в кране. Стирать на речку стало ходить
не нужно. Так же как и печку топить и в ней готовить.
Пылесосы появились, холодильники (а это значит, что продукты можно
было хранить, а не готовить свежее каждый день, тратя время как на
готовку, так и на поход на рынок за покупкой тоже свежего) и
прочая домашняя техника.
И начали заканчиваться деревенские кадры для переезда.
Большинство уже и так в город переехало.
В результате людей, имеющих дома домработниц, стали в фильмах все
чаще показывать избалованными, испорченными, эгоистичными людьми,
отрицательными персонажами.
“Обыкновенный человек” 1956 год

Александра Панова - домработница Параша
Например, у домработницы Параши хозяин зазвездившийся оперный
певец
Сюжет: известный певец Ладыгин, снискавший успех и славу,
живёт в просторной квартире, увешанной картинами, обставленной
предметами роскоши. Внезапно к Ладыгину приезжает старый фронтовой
друг — крупный учёный Свеколкин. Поняв, что для Ладыгина чины и
звания дороже человеческих качеств, Свеколкин говорит приятелю, что
работает простым кассиром. Это приводит к ряду недоразумений и
комических ситуаций…
“Урок жизни” 1956 год

Валентина Ананьина - Нюра, домработница Ромашко
В этом фильме домработница служит в семье крупного заводского
инженера Сергея Ромашко, который строит очень успешную карьеру и
так занят, что у него даже на собственную семью нет времени.
Его жена-домохозяйка, бросившая в свое время учебу, уехав на
стройку к мужу, уходит от него доучиваться и устраивается на работу
учительницей. А Сергей же, после сатирического фельетона на методы
его руководства, прозревает, и получив "урок жизни" понимает, что
ему нужна Наташа, которая также всё это время продолжала любить
его…
Домработница здесь просто встроена в сюжет как бытовая
подробность - крупному хозяйственнику такое по статусу
положено...
"Девушка без адреса" 1957 год

Светлана Карпинская - Катя Иванова.
В Москву к дедушке, работающему вахтером в райсовете,
приезжает внучка Катя, желающая стать актрисой в театре
оперетты.
После того, как с театром оперетты не складывается, Катя
устраивается на работу лифтером в собственном доме, но после ссоры
с дедом уходит из дома, чтобы доказать ему, какая она
самостоятельная. И у нее начинается с работами огромное и большое
приключение.
Первой ее работой становится работа домработницы, там же жилье
предоставляют. Уволиться ей оттуда приходится довольно быстро -
после потопа, устроенного в квартире мужем хозяйки. Насколько
хозяева неприятные люди, можно увидеть на кадрах.

Кадр из фильма "Девушка без адреса"
Кадр из фильма "Девушка без адреса"
“У тихой пристани” 1958 год

Елизавета Лилина - Фёкла Иннокентьевна,
домработница
В комедии "У тихой пристани" главному герою Колючкину не сидится на
пенсии и он пытается чем-то заняться, в частности, оформляет
бабушку, которой помог на улице, в дом пенсионера. Старушка
жалуется ему на неудавшуюся жизнь, которую она прожила в качестве
домработницы
"Приходите завтра…" 1963 год

Надежда Животова - Мария Семёновна, домработница
В Москву из глухой сибирской деревни Ельцовки приезжает Фрося
Бурлакова, желающая стать певицей. Останавливается она у
малознакомого скульптора Николая Васильевича, который учился в
школе в Запорожье, где работал их общий знакомый — школьный завхоз,
затем переехавший в Сибирь. Ну по-простому так,
по-деревенски...
У Николая Васильевича есть приходящая домработница
Мария Семёновна,специализирующаяся на "работниках творческих
профессий" и даже слегка над ними потрунивающая.
Все кончается хорошо и для Фроси, которую взяли на учебу, и
для Николая Васильевича, который благодаря Фросе разобрался в
собственных личных проблемах (творческом кризисе)
Надежда Животова - Мария Семёновна, домработница
В это время начинают массово появляться условные
"домработницы" и "домработники", нанятые через специализированные
организации, ну, например, няни или специализированные уборщики
“Я шагаю по Москве” 1964 год

Владимир Басов - полотёр
Знаменитый домработник -полотер в исполнении Басова. Тоже
дивертисмент своего рода, можно отдельным номером смотреть
“Короткие встречи” 1967 год

Нина Русланова – Надя.
Деловая и успешная женщина Свиридова, работающая в
администрации райкома, замужем за свободолюбивым романтиком
Максимом, геологом, человеком очень модной по тем временам
профессии, постоянно пропадающим в экспедициях.
В одной из командировок в него влюбляется провинциальная
девушка Надя, работающая в чайной, которая затем, отправившись на
поиски возлюбленного в город, устраивается к его жене
домработницей, тайно ожидая возвращения Максима. Вживается в
семейную драму... ну и уезжает обратно в свою чайную
Кадр из фильма "Короткие встречи". Кира Муратова (режиссер) в
роли Валентины Ивановны
“По семейным обстоятельствам” 1977 год

Анатолий Папанов - пенсионер-свистун, няня для
Леночки
В этом фильме у нас агентство по найму нянь. И целых три няни
- старушка, вульгарная девица и дедушка пенсионер

Наталья Мартинсон - молодая няня

Клавдия Грищенкова - Ефросинья Фёдоровна, пожилая
няня
В 1970-е эпоха частных домработниц в СССР
окончательно закончилась. Вернется она обратно уже после
развала СССР вместе с капитализмом и гастарбайтерами вместо жителей
деревни