
"Афоня" (1975) и cтиль Леночки


Лидером советского проката 1975 года стала трагикомедия режиссёра Георгия Данелии "Афоня" о непутёвом сантехнике, пьянице, взяточнике и халтурщике Афанасии Борщове.
Обсуждая фильм "Афоня", мы чаще всего заостряем внимание на главном герое и его горестно-маргинальном пьянстве, а посему — остальные как-то ускользают от нашего внимания. Да, конечно, эпизодическая дама-конь в голубеньком мини-платье или вон тот могучий дамский джаз-бэнд, выдающий про "милый чо?" поимели зрительский успех и потому - "цитируются" до сих пор. Но в картине много шикарных деталей, а люди, окружающие Афоню, интересны никак не меньше.
Например, волшебная дива, превратившаяся для сантехника в Принцессу Грёзу. Она изумляет Афоню с первого раза, молниеносно — светло-радостная открывает дверь (красную дверь, очень дорого сработанную, у большинства был чёрный дерматин, установленный при строительстве дома). При ней — маленькая, бессмысленная, милейшая и очень — снова! - крутая собачка. С бантиком. Претенциозно и - очаровательно.

Слегка подкрашенная и одетая не в бабий халат в блёклый цветочек, а во что-то модно-зелёное и по виду не вполне домашнее — большинство советских женщин не носили дома брючные костюмчики и — не надевали их для встречи с персоналом ЖЭКа. Красивый фартук — очень совпадающий с тщательно подобранным антуражем.
Потом мы видим её уже в платье, которое на страницах таллинского журнала "Силуэт" значилось, как платье в рустикальном стиле с элементами романтического.
В 1970-х годах появилось много стилей одежды – под все случаи жизни и под любой типаж. Журналы советовали смешивать – так достигалась комбинаторность, предложенная секретаршей Верочкой в "Служебном романе". Тогда как женщина-мечта сантехника Борщова – домохозяйка Лена воплощает этнический или, как это по-научному именовали – рустикальный стиль (от латинского rusticus – деревенский).

Но это – выбор и не самый плохой. Даже беглый осмотр квартиры говорит о том, что здесь придерживаются тогдашней моды на "старину" - самовар, вышитые полотенца, полочки под xохлому, разделочные доски – мезенская (?) роспись, в коридоре – классический деревенский коврик.


Плюс – умопомрачительная длинная коса. Неслучайно деревенский парень Афоня представил себе Леночку этакой хозяйкой мини-поместья (а в его мечтах нет никакой пахоты – лишь изысканно-простая якобы-сельская жизнь). Что забавно - модные игры Леночки он принял, как данность.

Кадр из фильма "Афоня" Художник по костюмам Татьяна Разумовская

Карикатуры из журнала "Крокодил"

Добавлю, что этим увлекались только городские жители, тогда как селяне пытались дотянуться до городского стандарта. В очень крутых квартирах центра Москвы и Ленинграда можно было найти какой-нибудь пейзанский ковш, а колхозники этому изумлялись. Физики 1970-х любили дерево, трактористы - пластик.


Фото Аллы Пугачёвой в том самом платье. Тут можно увидеть интересный подол

Кадр из фильма "Ты - мне, я - тебе" (1976). На Светлане Светличной - платье того же стиля, а фоном - икона.
Многие неверующие люди держали дома иконы, а потому существовал целый "бизнес". Барыги ездили по одиноким бабушкам, скупали у них за бесценок образа (иной раз даже с дорогими окладами), чтобы продать за бешеные деньги заинтересованному лицу.
Да, если вы помните, Афоня приходит чинить сантехнику днём, когда 90 процентов женщин были на работе — у ткацкого станка или в закрытом НИИ — тут не важно. Главное, что на работе. Я не включаю в процент матерей в декретном отпуске. Я имею в виду именно домохозяек, которые жили за_мужем. Как за каменной стеной. И сидели дома. Вернее, они могли читать Камоэнса (с предисловием Льва Евгеньевича Хоботова!) или же — бегать по маникюршам и комиссионкам.
К какому типу относится дама-грёза — не очень понятно, ибо читательницы Камоэнса посреди дорогущих антикварных столиков чаще всего бывали хорошенькими-бывшими-доцентками, умело совмещавшими стильный лоск с умением изобразить неподдельный интерес к искусству. Квартира у дамочки — большая, свободная (в том числе — от детей, и это видно, даже если учитывать, что ребёнок мог быть в школе). Нету здесь малышей.

Красавица живёт в прилично обставленном помещении, где много примет эпохи — рушники-подносы-самовар на кухне (фольк-стиль), вещи под старину (лютый постмодерн и мода на дворянские штучки). У женщины — компания таких же обеспеченных людей. Белая "Волга", причём эта машина принадлежит супругу дамы — он поднимается позже других.

На директора ресторана или овощебазы, тырящего продукты и торгующего ими налево, он тоже не тянет — чересчур много респектабельности. Такого сорта кавалеры часто бывали адвокатами в те времена (кстати, они сейчас примерно такие же). Ещё вариант — сотрудник внешнеторговой организации или какой-нибудь Морзагранпоставки. Правда, сказал, что завтра - дома работает. Да, скорее всего, адвокат, а не конторский. На переводчика (типа Бузыкина) тоже не тянет - круто-оборотистый и без особых интеллектуальных запросов (музон в машине был не Вивальди или Порпора).

Еще один фильм, где можно увидеть подобный стиль Стиль в фильме «Через тернии к звездам» (1980)
Этот пост отложенный. Попробую вернуться на следующей неделе
|
</> |