Как писать о музыке, которой нет?
makart — 11.07.2025

1. Парадокс „вечного архива“, который исчезает
Мы привыкли думать, что интернет — это библиотека Александрии, ну ладно — "публичка", где есть всё.
Но на деле это больше похоже на лоскутное одеяло: Spotify как бы нет, YouTube приказал долго ждать, Rutub в фазе бесконечного становления, а «Яндекс.Музыка» и вовсе живёт в параллельной реальности, где Pink Floyd никогда не существовало.
Пример: Попробуй сейчас найти в "Яндекс музыке" „Wish You Were Here“ — и вместо гитарного вступления „Shine On You Crazy Diamond“ получишь молчание. А ведь это альбом, который нужно услышать, а не прочитать о нём.
2. Трип-хоп как лучший образ для нарратива
Трип-хоп — идеальный кандидат для описания, потому что он уже литературен. Portishead выстраивают драму как роман, Massive Attack рисуют звуком урбанистические пейзажи, а Tricky и вовсе превращает текст в часть инструментовки. Но вот загвоздка: как объяснить кому-то „Teardrop“ (без подписки), если он не слышал, как голос Элизабет Фрейзер плывёт над битом, как стекло в замедленной съёмке? Ты упрёшься в ту же проблему, что и критики XIX века, пытавшиеся описать „Лунную сонату“ без нот.
3. Спасительные „пиратские“ методы
Что остаётся?
- Устная традиция — рассказывать так, чтобы у человека зачесались уши. Например:
Представь бас-линию, которая ползёт по позвоночнику, как капля ртути, а поверх — голос, напоминающий сирену с разряженным аккумулятором» (это я про „Glory Box“).
- Археология — отправлять людей в цифровые катакомбы: Ищи на Soulseek, смотри концерты на Vimeo, вбивай в Google „название + blogspot.
- Саботаж — использовать описания как провокацию: Если ты не слышал „The Dark Side of the Moon“, то все твои рассуждения о музыке — это как философия дальтоника о цвете.
4. Вывод: текст как „костыль“
Главная ирония: чем сложнее найти музыку, тем ценнее попытки её описать. Но это должно быть не сухое перечисление аккордов, а „партитура для воображения“ — чтобы читатель, не найдя трек, всё равно почувствовал его через текст.
Отличная иллюстрация абсурда современного цифрового
аудиоландшафта. Мы живём в эпоху, когда вся музыкальная история
человечества формально доступна одним кликом, но на практике
раздроблена между платформами, правами и регионам. Плюс жадность
сервисов. Да, понятно — это бизнес. Но
содрать плату с меломана, который платил за эту музыку много раз,
начиная с эпохи винила (лицензионнного). Пусть попробуют...
Описывать музыку словами теперь — почти как пересказывать сон:
теряется сама ткань явления, остаётся лишь бледный
силуэт.
![]()
Особенно иронично, что под ударом — именно Pink Floyd, как когда-то, после Final Cut. Только теперь из-за Дэвида Гилмора, наверное.Музыка, где звук намеренно создаёт пространство для интерпретации, где важны нюансы, текстуры, аллюзии. Заменить это парой строк текста — всё равно что нарисовать дым пальцем.
Но, может, в этом и есть новый челлендж? Писать о музыке так,
чтобы читатель захотел её найти — даже если для этого придётся
рыться в виниловых коробках или тёмных углах торрентов
Шесть лет назад:
|
|
</> |
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Новости по катастрофе JeJu Air Boeing-737 NG
Рождественская благотворительная акция сообщества Traveller в Лондоне
Снайперы выходного дня
С приветом из Саратова
В шаге от терминаторов. В Китае начались первые в мире массовые поставки
Круглое дерево
Центр к Новому году готов
Выкопал картошку

