Как перестать беспокоиться и впасть в депрессию



Жизнь в депрессии не привязана ни к чему, кроме депрессии. Человек теряет связь с миром, людьми и собственным телом. Он уже потерял какую-то значимую опору, точку отсчета, ось существования, поэтому смысл жизни сводится к двум чашам весов, связанным с избавлением от страданий: на одной желание излечиться, на другой - умереть.
Депрессия, так сказать, не легитимирована. Для большинства обывателей это является слабостью, глупостью, ограниченностью, это жалко и даже стыдно. Депрессивным людям внушается, что они не достойны существования в таком виде, что делает их состояние еще более мучительным.
Идеология антимысли - это явление, охватившее современное общество, как никогда ранее сфокусировавшееся на материальных ценностях, утилитарности всего, прагматизме, транслирующее дезавуирование рефлексии и чувственности. Общество филистеров, пропагандирующих профанные ценности.
Я бы хотела, чтобы эта мысль лейтмотивом проходила далее, выступая ядром всей проблематики. И обрисовать историю маленького человека, живущего в парадигме антимысли, что может быть значимо для каждого по всего одной причине: это происходит рядом с вами.
'The opposite of depression is not happiness but vitality.' (A.Solomon)
- Почему у тебя депрессия, что у тебя такого произошло?
Это самый первый и распространенный вопрос. Уже сама формулировка демонстрирует жесткость позиции: чтобы быть в депрессии, нужна неоспоримо веская объективная причина.
Как правило, человек в депрессии не понимает истинных корней своего состояния. Даже если этому предшествовало какое-то значимое событие. Так или иначе, в этом вопросе нет смысла. Однако задать его - значит поставить человека в ситуацию, когда он в очередной раз будет испытывать разрыв между своими чувствами и тем, что от него ожидается. Тогда как в действительности у депрессии нет одной причины, а болезнь - результат глубокого внутреннего конфликта.
- Ты просто слишком загоняешься. Не парься.
На мой взгляд, здесь кроется суть проблемы, по крайней мере большая часть.
В современном обществе чрезвычайно развита идея пофигистичного отношения к жизни, что якобы способно обеспечить индивидууму гармоничное существование в социуме. Я допускаю, что "социуму" в разрезе риторики элит всех сортов так удобнее, но, когда я слышу эти слова от знакомых, я задаюсь вопросом, что они делают рядом со мной. Долгое время мне со всех сторон пытались внушить, что я неправильно живу: "ты все слишком усложняешь", "зачем копать так глубоко?", "да ты можешь просто забить, зачем ты ковыряешься в этом?!". Мне потребовался не один год жизни, чтобы начать ценить особенности моего восприятия и пользоваться его преимуществами. Это стоило мне лет внутренней борьбы в попытках быть тем, кем я, к счастью, не являюсь. Способность мыслить и, главное, осознавать многие вещи – это свобода. Одиночество, с которым неизбежно сталкиваешься, когда пытаешься выйти за пределы привычного восприятия - это не расплата. Вообще, категории расплаты и награды весьма туманны. Да, немного грустно, что большинство людей стремится воспроизводить полюбившиеся сценарии, всячески избегая возможности их пересмотреть, но тем ценнее тот, кто способен разделить с другим ни с чем не сравнимое переживание озарения, кто испытывает желание хотя бы приблизиться к сути, кто знает, что такое замирать в благоговейном трепете перед глубиной действительности, у кого кружится голова от бесконечной широты пространств смыслов, кто осознает скудость человеческих способностей и в то же время благодарит природу за эту мысль, кто тонко чувствует реальность и выражает это.
- Ты не можешь утверждать, что у тебя депрессия. Если ты осознаешь, значит это не так. Шизофреник не понимает, что у него шизофрения.
Эту фразу сказала мне двоюродная сестра. Здесь не будет сравнительного анализа этих двух заболеваний, нелепость подобного сравнения очевидна и так. Надо сказать, что потрясение в результате этих слов до сих пор отзывается во мне сильными переживаниями. Не буду также описывать в подробностях, что происходило в моей голове после этого, насколько усугубилось мое состояние. Пожалуй, для меня это худшая фраза, которую можно было произнести, особенно родному человеку. Сказать это – значит растоптать остатки всего, что начинается с "само-" в человеке. Уничтожить его право на место в жизни, которое он и без того потерял. Это удар под дых, ниже пояса, и нет ничего хуже циничного отношения в ситуации, которую вы не способны понять. Отрицание существования проблемы повергает в отчаяние еще больше, чем простое ее непонимание.
- Посмотри, сколько вокруг интересного. Как ты можешь этого не замечать?
На самом деле я могла не заметить своего отражения в зеркале, что не мылась уже четыре дня, а с последнего выхода на улицу пришло полторы недели, и за окном кое-что изменилось. Я не восхищалась богатством семантики необъятной русской литературы, не ощущала красоты полотен Караваджо. Бессмысленность чего бы то ни было опустошает реальность. В человека ничего не проникает, он становится не способен с ней взаимодействовать.
Пожалуй, единственное, что имело для меня хоть какой-то смысл - это тот факт, что для меня ничто больше не имело смысла. Подобно главному герою "Тошноты" Сартра.
- Тебе просто нечем заняться. Найди работу.
Отчасти это так, деятельность отвлекает. Если бы не дефицит энергии. Эта вещь тебе неподвластна. Представьте, что у вас в сутках не 24 часа, а, скажем, 14, из которых в шизоидоподобном бреду бессонницы вы пробудете около 4. Есть 10 символических часов, растянутых на земные сутки. Из них можно смело выбрасывать 3 часа смотрений в одну точку (да, это обязательный пункт программы), иногда добавляется 4 часа размышлений на тему "почему нельзя просто взять и сдохнуть". Со стороны это все выглядит так, что рука сама тянется позвонить куда надо.
Итак, в худшие времена у вас 3 часа. Правда, в такие дни весь описанный выше цикл воспроизводится с момента пробуждения. Если же вам повезло, 2-3 часа можно легко убить просмотром сериалов или попыткой впихнуть в себя тонны информации, которая проходила мимо вашего сознания те дни, когда было невозможно принять вертикальное положение.
Наверное, многие распорядились этим временем иначе, но самое коварное в таком состоянии: формируется понимание, что силы ограничены, и человек, располагая заветными 3 часами, пытается хотя бы отдаленно сымитировать жизнь за это время, растрачивая всю энергию. Планирование чего-либо за рамками депрессии становится невозможным, но появляется некий счетчик. Я уже понимаю, какие дела и сколько сил отнимают. Сначала слетают любые внешние обязательства, взаимодействие с другими людьми и чисто бытовые задачи, так как это отнимает больше всего энергии. Постепенно человек перестает соблюдать гигиену и готовить пищу, так как в этом нет особого смысла, кроме расходования сил. Состояние сопровождается выраженным замедлением как умственных, так и физических процессов. Итог: человек может вести только пассивную деятельность ограниченное количество времени. И самое тяжелое, что ресурс энергии практически невозможно увеличить, особенно долгосрочно.
- Ты просто можешь позволить себе быть в депрессии.
Депрессия начинается не тогда, когда ты перестаешь выходить из дома, отвечать на звонки, есть, спать и принимать душ. Она начинается кулуарно: на лекции в университете, в поезде метрополитена, на чьем-то дне рождения в шумной компании, в обездвиженном теле и глазах, наблюдающих приближение двух ярких огней несущегося на тебя автомобиля. Ты просто понимаешь, что ни в чем нет смысла. И я знаю, что можно долго существовать в полумертвом состоянии, изображая из себя здоровую человеческую единицу, но рано или поздно это отнимет все силы. Пытаться передвигать тело в пространстве с работы домой и наоборот изо дня в день - это не то, что я назвала бы "не позволять себе быть в депрессии". А теперь можно представить, сколько людей так "проживает" свою жизнь без шанса понять, что они больны, пока наконец они просто уже не смогут встать с постели.
- Ты кайфуешь от этого.
Я лишь надеюсь, что мне не придется искать барыгу и воровать деньги у родственников, чтобы вырубить еще этого стафа. В любом случае, на 95% безопаснее и законом не запрещено. Впрочем, насчет последнего я не была бы так уверена.
- Ты не покончишь с собой. Когда люди хотят это сделать, они никому об этом не говорят.
Мне был 21 год. Хочется верить, что я уже могла сложить в голове последствия моей кончины и симптомы депрессии. Тем не менее, это не отвратило меня от мысли о суициде и бесконечных поисков надежного способа, чтобы еще и никто из знакомых не узнал.
Мне бы не хотелось обозначать также и наличие либо отсутствие таких попыток с моей стороны, могу сказать одно: мне повезло. Если бы в том состоянии меня убедили, что моя жизнь не будет другой, неизвестно, насколько дальше в вопросе самоубийства я бы продвинулась. А 100% надёжного способа не существует, всегда есть место случайностям.
Пока среди людей циркулирует невежественное и презрительное отношение к депрессии, множится страдание. Вы не можете знать, коснется ли и каким образом эта проблема вас и ваших близких, и есть вещи, о которых не говорят. Но это не значит, что проблемы не существует или она невелика.
Идеология антимысли никого не убивает, но может привести к депрессии, усугубить ее течение и исход. Главный демон этого заболевания, на мой взгляд - стойкое убеждение человека в том, что он не достоин жизни. Как бы развивалась подобная позиция вне парадигмы антирефлексии? Насколько более благоприятным был бы прогноз? Оказался бы человек в таком состоянии изначально?
Я не знаю, как "излечиться" от депрессии. Иногда мне кажется, что это диагноз на всю жизнь, как будто субъект попросту несовместим с жизнью. Есть масса способов для того, чтобы приспособиться к реальности, однако я не представляю, как можно переписать свою историю заново и заполнить эту огромную дыру внутри. Временные улучшения возможны, но все рано или поздно разбивается о главный вопрос: в чем смысл?
"Если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним.
Чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями.
Упорство и проницательность – таковы привилегированные зрители этой абсурдной и бесчеловечной драмы, где репликами обмениваются надежда и смерть." (А.Камю "Эссе об абсурде")
Депрессия - это смерть, которая всегда рядом. Отделившееся тело, которое удерживает вас. Вы думаете, что мертвы и пытаетесь завершить процесс, но реальность такова, что вы заблуждаетесь.
Не стоит молчать об этом. Живым нет дела до мертвого, но если мертвый просит помощи, кто-то может в это поверить. Цепочку изменений запускаете вы сами при участии Другого, будь то ваш лучший друг или случайный человек.
Хорошее настроение - сектор приз на барабане. Не выбирайте деньги.
Всплески энергии и эйфории - повод обеспокоиться и подстелить соломки. А лучше попытаться включить мозг, пока есть силы, и осмотреться: возможно кто-то протягивает вам руку помощи.
Энергия закончится раза в три быстрее, чем вы ожидаете.
Высвобождение эмоций не приносит облегчения.
Выплакать, выкурить и выходить депрессию невозможно. Можно это делать, а можно не делать. Впрочем, это довольно энергозатратные действия.
Помогает то, что позволяет вам чувствовать себя лучше. Это могут быть таблетки, а могут быть вот эти шоу на тв. Это может быть врач, а может быть этот-как-его, подаривший вам книгу. Но это не может быть против вашего желания и без анализа и понимания происходящего.
Антидепрессанты действительно могут сделать из вас овоща.
Депрессивный человек не способен ни на что, но пережив депрессию, он способен на большее, чем до нее.
Рано или поздно это закончится.
Хорошо или плохо, зависит от вас. Излечение - это ваша личная работа и доля везения.
Возможно это не в последний раз в моей жизни, но я точно знаю, что таким он больше будет.
На самом деле, это самый большой толчок за всю мою жизнь и самый ценный опыт.
Депрессией страдают люди, изначально имеющие субстрат для многогранного восприятия мира. Жизнь в парадигме антимысли, к сожалению, ограничивает пытливость ума таких людей, а их обостренная чувственность под ударами критики и непонимания обеспечивает тот самый экзистенциальный кризис.
Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни.
Отчужденный от самого себя и от мира, вооруженный на любой случай мышлением, которое отрицает себя в самый миг собственного утверждения, - что же это за удел, если я могу примириться с ним, лишь отказавшись от знания и жизни, если мое желание всегда наталкивается на непреодолимую стену? Желать – значит вызывать к жизни парадоксы. Все устроено так, чтобы рождалось это отравленное умиротворение, дающее нам беспечность, сон сердца или отречение смерти. (А.Камю "Эссе об абсурде").
"…он не может и любить, потому что любовь всегда — в настоящем, а у него нет ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего, и в то же время он — восприимчивая душа, и он ненавидит мир, только потому, что любит его; у него нет никакой страсти, не потому, что он чужд всякой страсти, но потому, что в одно и то же мгновение у него и противоположная страсть, у него нет времени ни на что, не потому, чтобы его время было занято чем-нибудь другим, а потому, что он совсем не знает времени; он бессилен, не потому, что лишён силы, а потому, что собственная сила обессиливает его."
("Несчастнейший", Сёрен Кьеркегор)